Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:59, доклад
Математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках
Риск в игровых моделях. Игры с природой.
Теория игр
Математический метод изучения
оптимальных стратегий в играх.
Игры с природой
Отличительная особенность
Неопределенность как условие риска
Важность понятия неопределенности обусловлена
тем, что на деятельность любой организации
влияют неопределенные факторы.
К ним относятся такие факторы внешней
и внутренней среды, значения которых
неизвестны или известны
не полностью. Несмотря на дефицит информации,
возможное влияние неопределенных факторов
на организацию должно учитываться в процессах
принятия управленческих решений. Если
это происходит, то говорят о принятии
решений в условиях неопределенности.
Неопределенность выступает необходимым
и достаточным условием риска в принятии
решений.
Игры с природой в условиях неопределенности
Если распределение
Пусть из некоторого материала
требуется изготовить изделие,
долговечность которого при
Варианты решений таковы:
X1 – выбор размеров из соображений максимальной долговечности, т.е. изготовление изделия с минимальными затратами в предположении, что материал будет сохранять свои характеристики в течение длительного времени;
Xn – выбор размеров в предположении минимальной долговечности;
Xi – промежуточные решения.
Условия (состояния), требующие рассмотрения, таковы:
В1 – условия, обеспечивающие максимальную долговечность;
Вm – условия, обеспечивающие минимальную долговечность;
Вj – промежуточные условия.
Под результатом решения аij здесь можно понимать оценку, соответствующую варианту Xi и условиям Вj и характеризующую экономический эффект (прибыль), полезность или надёжность изделия. Семейство решений описывается некоторой матрицей nxm, которую называют матрицей решений (условия игры задаются матрицей nxm). По аналогии с теорией игр, эта матрица называется платёжной матрицей:
Условия Варианты |
B1 |
B2 |
B3 |
Bj |
Bm | ||
X1 |
a11 |
a12 |
a13 |
a1j |
a1m | ||
X2 |
a21 |
a22 |
a23 |
a2j |
a2m | ||
X3 |
a31 |
a32 |
a33 |
a3j |
a3m | ||
Xi |
ai1 |
ai2 |
ai3 |
aij |
aim | ||
Xn |
am1 |
am2 |
am3 |
anj |
anm |
Конструктор старается выбрать решение с наилучшим результатом, но, так как ему неизвестно, с какими условиями он столкнётся, он вынужден принимать во внимание все оценки аij, соответствующие варианту Xi.
Классические
критерии принятия решений
Максиминный критерий Вальда
Согласно этому критерию игра с природой ведётся как игра с разумным, причём агрессивным противником, делающим всё для того, чтобы помешать нам достигнуть успеха. Оптимальной считается стратегия, при которой гарантируется выигрыш не меньший, чем «нижняя цена игры с природой».
Правило выбора решения в
Правило выбора в соответствии критерием Вальда. Матрица решений (платёжная матрица) дополняется ещё одним столбцом из наименьших результатов аir каждой строки. Выбрать надлежит те варианты, в строках которых стоят наибольшие значения аir этого столбца.
Критерий пессимизма-оптимизма Гурвица
Представляется логичным, что при выборе решения вместо двух крайностей в оценке ситуации придерживаться некоторой промежуточной позиции, учитывающей возможность как наихудшего, так и наилучшего, благоприятного поведения природы. Такой компромиссный вариант и был предложен Гурвицем. Согласно этому подходу для каждого решения необходимо определить линейную комбинацию min и max выигрыша и взять ту стратегию, для которой эта величина окажется наибольшей, т.е. стараясь занять уравновешенную позицию, Гурвиц предложил критерий (HW), оценочная функция которого находится где-то между точками предельного оптимизма и крайнего пессимизма.
Правило выбора согласно
Матрица решений дополняется
столбцом, содержащим средние взвешенные
наименьшего и наибольшего
Критерий Сэвиджа (критерий минимакса риска)
На практике, выбирая одно из возможных решений, часто останавливаются на том, осуществление которого приведет к наименее тяжелым последствиям, если выбор окажется ошибочным. Этот подход к выбору решения математически был сформулирован американским статистиком Сэвиджем (Savage) в 1954 году и получил название принципа Сэвиджа. Он особенно удобен для экономических задач и часто применяется для выбора решений в играх человека с природой.
По принципу Сэвиджа каждое решение характеризуется величиной дополнительных потерь, которые возникают при реализации этого решения, по сравнению с реализацией решения, правильного при данном состоянии природы. Естественно, что правильное решение не влечет за собой никаких дополнительных потерь, и их величина равна нулю.
При
выборе решения, наилучшим
Для
решения задачи строится так
называемая “матрица рисков”,
элементы которой показывают, какой
убыток понесет игрок (ЛПР)
в результате выбора
Критерий Лапласа
В ряде случаев представляется
правдоподобным следующее
Гипотеза о равновероятности состояний природы является довольно искусственной, поэтому принципом Лапласа можно пользоваться лишь в ограниченных случаях. В более общем случае следует считать, что состояния природы не равновероятны и использовать для решения критерий Байеса-Лапласа.
Критерий Байеса-Лапласа
Этот критерий отступает от
условий полной
Этот метод предполагает возможность использования какой-либо предварительной информации о состояниях природы. При этом предполагается как повторяемость состояний природы, так и повторяемость решений, и, прежде всего, наличие достаточно достоверных данных о прошлых состояниях природы.
Поскольку
различные критерии связаны с
различными условиями, в
Список источников
1. www.sed.mgau.ru
2. www.math.immf.ru
3. www.nto.immpu.sgu.ru
4. www.yourforexschool.com
5. www.postmodern.narod.ru