Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:40, лабораторная работа
Цель: Практическое изучение методов выявления тенденций в динамических рядах.
Задачи:
Выявление тенденции в динамическом ряду с использованием метода Фостера-Стюарта;
Выявление тенденции в динамическом ряду с использованием метода проверки разности средних уровней.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИИ В ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДАХ
Цель: Практическое изучение методов выявления тенденций в динамических рядах.
Задачи:
Выявление тенденции в динамическом ряду с использованием метода Фостера-Стюарта;
Выявление тенденции в динамическом ряду с использованием метода проверки разности средних уровней.
Постановка проблемы:
Прогнозирование на основе временных рядов предполагает предварительный анализ временных рядов, который включает процедуру выявления тенденции в динамическом ряду.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Вариант 12
Курс | Месяц | |||||||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |
Евро 2004 | 36,38 | 36,09 | 35,02 | 34,45 | 34,82 | 35,30 | 35,67 | 35,63 | 35,66 | 36,29 | 37,08 | 37,39 |
ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
1. МЕТОД ПРОВЕРКИ РАЗНОСТИ СРЕДНИХ УРОВНЕЙ
1. Исходный временной ряд разбивается на две примерно равные по числу уровней части. В первой части первых уровней ряда, во второй остальных уровней .
n1 = 6
n2 = 6
n1 + n2 = 12
2. Для каждой из этих частей вычисляются средние значения по следующим формулам:
= 35,343 ; =36,287
3. Расчет дисперсии для каждой части временного ряда:
= 0,56 ; = 0,61
4. Определение F-критерия Фишера:
.
Т.к. < , то F = / = 1,085
Табличное значение Fα = 5,05 при α = 0,05.
Таким образом, гипотеза о равенстве дисперсий принимается, т.к. расчетное значение F меньше табличного Fα (F < Fα).
6. Определение среднеквадратического отклонения разности средних:
σ = 0,47
7. Определение расчетного значения критерия Стьюдента по формуле:
t = 1,152
8. Проверка гипотезы об отсутствии тренда с использованием t-критерия Стьюдента.
α = 0,05
tα = 2,228
ВЫВОД: Т.к. расчетное значение t меньше табличного значения статистики Стьюдента tα с заданным уровнем значимости α, то гипотеза об отсутствии тренда принимается, т.е. тренда нет.
2. МЕТОД ФОСТЕРА-СТЮАРТА
1. Проведем сравнение каждого уровня временного ряда, начиная со второго уровня со всеми предыдущими, при этом определяются две числовые последовательности:
2. Вычислим величины s и d:
s = 5
d = -1
3. C помощью критерия Стьюдента осуществляется проверка двух гипотез:
можно ли считать случайным отклонение величины s от математического ожидания данной величины для ряда, в котором уровни расположены случайным образом,
можно ли считать случайным отклонение величины d от 0.
Расчётные значения t-критерия Стьюдента определяются по следующим формулам:
ts = 0,637 ; σ1 = 1,2427 ; µ = 4,208.
td = 0,49 ; σ2= 2,03.
4. Сравним расчётные значения ts и td с табличными значениями t-критерия Стьюдента с заданным уровнем значимости α и числом степеней свободы n-1.
α = 0,05 ; tα = 2,201 ; число степеней свободы = 12 – 1 = 11
ВЫВОД: Т.к. расчётные значения ts и td меньше табличного tα (ts < tα и td < tα), то гипотеза об отсутствии соответствующего тренда принимается, т.е. тренда нет.
ВЫВОД: При выявление тенденции в динамическом ряду с использованием метода Фостера-Стюарта и метода проверки разности средних уровней выяснилось, что гипотеза об отсутствии соответствующего тренда принимается, т.е. тренда нет
3
Информация о работе Методы выявления тенденции в динамических рядах