Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:38, реферат
Математическое программирование – это прикладная отрасль математики, которая является теоретической основой решения задач оптимального планирования.
В зависимости от природы множества X задачи математического программирования классифицируются как:
задачи дискретного программирования (или комбинаторной оптимизации) — если X конечно или счетное;
задачи целочисленного программирования — если X является подмножеством множества целых чисел;
задачи нелинейного программирования, если ограничения или целевая функция содержат нелинейные функции и X является подмножеством конечномерного векторного пространства;
задачи линейного программирования, если ограничения и целевая функция содержат только линейные функции.
Введение 3
История возникновения математического программирования 5
Линейное программирование 5
Решение задач линейного программирования 8
Задача линейного целочисленного программирования 8
Задача линейного программирования 10
Понятие критерия оптимальности 12
Симплекс-метод 13
Метод потенциалов 17
Венгерский метод 21
Метод полного исключения Жордана 24
Графический метод 26
Решение задачи оптимизации методом линейного программирования 31
Постановка задачи 31
Решение задачи 31
Заключение 35
Список использованной литературы: 36
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис. 1 характеризует такой случай, когда целевая функция принимает максимальное значение в единственной точке А. Из рис. 2 видно, что максимальное значение целевая функция принимает в любой точке отрезка АВ. На рис. 3 изображен случай, когда целевая функция не ограничена сверху на множестве допустимых решений, а на рис. 4 - случай, когда система ограничений задачи несовместна.
Все вышесказанное относится и к случаю, когда система ограничений включает равенства, поскольку любое равенство:
можно представить в виде системы двух неравенств:
Целевая функция при фиксированном значении определяет на плоскости прямую линию . Изменяя значения L, мы получим семейство параллельных прямых, называемых линиями уровня.
Это связано с тем, что изменение значения L повлечет изменение лишь длины отрезка, отсекаемого линией уровня на оси (начальная ордината), а угловой коэффициент прямой останется постоянным (рис. 2.1). Поэтому для решения будет достаточно построить одну из линий уровня, произвольно выбрав значение L.
Вектор с координатами из коэффициентов целевой функции (ЦФ) при и перпендикулярен к каждой из линий уровня (рис.2.1). Направление вектора совпадает с направлением возрастания ЦФ, что является важным моментом для решения задач. Направление убывания ЦФ противоположно направлению вектора .
Суть графического метода заключается в следующем. По направлению (против направления) вектора в ОДР производится поиск оптимальной точки . Оптимальной считается точка, через которую проходит линия уровня , соответствующая наибольшему (наименьшему) значению функции . Оптимальное решение всегда находится на границе ОДР, например, в последней вершине многоугольника ОДР, через которую пройдет целевая прямая, или на всей его стороне.
При поиске оптимального решения задач линейного программирования возможны следующие ситуации:
Рис. 5. Геометрическая интерпретация ограничений и ЦФ задачи.
Решение
задачи оптимизации
методом линейного
программирования
В данной работе рассматривается задача оптимизации работы авиакомпании, осуществляющей перевозку пассажиров.
Оптимальное
решение – выбор по какому-либо
критерию оптимизации наиболее эффективного
из всех альтернативных вариантов решение.
Множество оптимизационных
Постановка
задачи
Авиакомпания осуществляет перевозку пассажиров по трем маршрутам: Крым, Турция, Египет. Для этого можно использовать 3 типа самолетов: ТУ-154 вместимостью 150 человек, ТУ-134 вместимостью 200 человек и ИЛ-86 вместимостью 500 человек. Потребность перевозки составляет: Крым – 5600 чел., Турция – 7000 чел., Египет – 6500 чел. Стоимость перевозки по указанным маршрутам на ТУ-154 50 ед., 45 ед., 70 ед.; на ТУ-134 60 ед., 53 ед., 65 ед.; на ИЛ-86 40 ед., 60 ед., 50 ед. Авиакомпания имеет в своем парке 35 самолетов ТУ-154, 38 самолетов ТУ-134 и 25 самолетов ИЛ-86.
Требуется определить сколько самолетов каждого типа необходимо использовать на каждом маршруте, чтобы минимизировать затраты.
Решение
задачи
Решение данной задачи производится на ЭВМ с помощью Microsoft Excel 11 одним из самых распространенных методов решения задачи линейного программирования симплекс-методом.
Для решения поставленной задачи необходимо ввести обозначения:
x1 – количество самолетов ТУ-154 на рейс Крым;
x2 - количество самолетов ТУ-154 на рейс Турция;
x3 - количество самолетов ТУ-154 на рейс Египет;
x4 - количество самолетов ТУ-134 на рейс Крым;
x5 - количество самолетов ТУ-134 на рейс Турция;
x6 - количество самолетов ТУ-134 на рейс Египет;
x7 - количество самолетов ИЛ-86 на рейс Крым;
x8 - количество самолетов ИЛ-86 на рейс Турция;
x9 - количество самолетов
ИЛ-86 на рейс Египет;
Целевая функция будет иметь вид:
F(x) = 150 (50x1 + 45x2 + 70x3) +
+ 200 (60x4 + 53x5 + 65x6) +
+
500 (40x7 + 60x8 + 50x9) → min
Ограничения:
x1 + x2 + x3 ≤ 35
x4 + x5 + x6 ≤ 38
x7 + x8 + x9 ≤ 25
150x1 + 200x4 + 500x7 = 5600
150x2 + 200x5 + 500x8 = 7000
150x3 + 200x6 + 500x9 = 6500
xi ≥ 0, i = 1; 9.
Таким образом, среди всех возможных неотрицательных решений необходимо найти такое, при котором функция F(x) принимает минимальное значение.
В Microsoft Excel задача
будет иметь вид:
Переменные | Знак | Значение | ||||||||||
Имя переменной | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 | x6 | x7 | x8 | x9 | |||
Значение переменной | 0 | 32 | 0 | 3 | 11 | 0 | 10 | 0 | 13 | |||
Нижняя граница | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
ограничение 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 32 | <= | 35 |
ограничение 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 14 | <= | 38 |
ограничение 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 23 | <= | 25 |
ограничение 4 | 150 | 0 | 0 | 200 | 0 | 0 | 500 | 0 | 0 | 5600 | = | 5600 |
ограничение 5 | 0 | 150 | 0 | 0 | 200 | 0 | 0 | 500 | 0 | 7000 | = | 7000 |
ограничение 6 | 0 | 0 | 150 | 0 | 0 | 200 | 0 | 0 | 500 | 6500 | = | 6500 |
Целевая функция | 7500 | 6750 | 10500 | 12000 | 10600 | 13000 | 20000 | 30000 | 25000 | 893600 | min |
Воспользовавшись
функцией «Поиск решения» водим ограничения:
В результате
выяснилось, что для минимизации
затрат на перевозку необходимо использовать
на маршруте Крым: 3 самолета ТУ-134, 10 самолетов
ИЛ-86; на маршруте Турция: 32 самолета ТУ-154,
11 самолетов ТУ-134; на маршруте Египет:
13 самолетов ИЛ-86.
Заключение
Неизбежное колебание значений таких экономических параметров, как цены на продукцию и сырье, запасы сырья, спрос на рынке и т.д. может привести к неоптимальности или непригодности прежнего режима работы. Поэтому оптимальное решение задачи ЛП, полученное для конкретной экономической ситуации, после ее изменения может оказаться непригодным или неоптимальным. Для учета подобных ситуаций проводится анализ чувствительности, т.е. анализ того, как возможные изменения параметров исходной модели повлияют на полученное ранее оптимальное решение задачи линейного программирования.
Применение анализа устойчивости позволяет не только получить оценки вероятностей достижения поставленной цели при выборе различных альтернатив, но и оптимизировать деятельность организации в краткосрочном и среднесрочном периодах.
Внимательно
изучив анализ устойчивости можно получить
ценную информацию об использовании ресурсов,
об интервале, в котором оптимальное решение
остается неизменным, а также об интервале,
в котором коэффициенты целевой функции
не изменяют оптимального решения. В частности,
она позволяет ответить на такие вопросы:
следует ли вашей фирме приобретать дополнительные
ресурсы? Сколько единиц ресурсов следует
приобрести по этой цене? Подобные вопросы
можно задавать и относительно продажи
ресурсов: даже если данный ресурс используется
в настоящее время для выпуска продукции
фирмы, не будет ли выгоднее отказаться
от дальнейшего производства и продать
его по определенной цене? Находить правильные
ответы на такие вопросы очень важно, и
анализ устойчивости позволяет это делать.
Список
использованной литературы: