Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 19:24, курсовая работа
В настоящее время одним из наиболее широко распространенных средств исследования и оптимизации функционирования систем управления является имитационные моделирование.
Введение 1
1. Системы массового обслуживания. 5
2. Средство машинного моделирования GPSS/H 7
3. Постановка задачи 9
4. Компьютерное решение 10
4.1. Листинг 10
4.2. Интерпретация результатов 10
Список использованной литературы: 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА прикладных информационных технологий в экономике и менеджменте
КУРСОВАЯ РАБОТА
(ПРОЕКТ)
ЗАЩИЩЕНА С ОЦЕНКОЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
А.Г.Варжапетян | ||||
должность, уч. степень, звание | подпись, дата | инициалы, фамилия |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ) |
«ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДАМИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ» |
по дисциплине: Исследование систем управления |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ(А)
СТУДЕНТ(КА) ГР. | 8729кф | Ю.В Скрягина | |||
подпись, дата | инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург
2010
Введение
В настоящее время одним из наиболее широко распространенных средств исследования и оптимизации функционирования систем управления является имитационные моделирование.
Многие люди на протяжении всей своей жизни часто сталкиваются с необходимостью пребывания в состоянии ожидания. Такие ситуации встречаются в очередях в аэропортах, при ожидании обслуживающим персоналом самолетов разрешения на взлет или посадку, на телефонных станциях в ожидании освобождения линии абонента, в ремонтных цехах в ожидании ремонта станков и оборудования, на складах снабженческо-сбытовых организаций в ожидании разгрузки или погрузки транспортных средств. Во всех случаях имеем дело с массовостью и обслуживанием. Разрешением таких ситуаций занимается теория массового обслуживания.
Система массового обслуживания - встречаются на каждом шагу, невозможно представить область человеческой деятельности, где не возникает проблема обслуживания и создание очереди при занятости органа обслуживания (банковская система, телефонная связь, торговля, промышленность и т .д )
Основной задачей теории СМО является изучение режима функционирования обслуживающей системы и исследование явлений, возникающих в процессе обслуживания. Так, одной из характеристик обслуживающей системы является время пребывания требования в очереди. Очевидно, что это время можно сократить за счет увеличения количества обслуживающих устройств. Однако каждое дополнительное устройство требует определенных материальных затрат, при этом увеличивается время бездействия обслуживающего устройства из-за отсутствия требований на обслуживание, что также является негативным явлением. Следовательно, в теории СМО возникают задачи оптимизации: каким образом достичь определенного уровня обслуживания (максимального сокращения очереди или потерь требований) при минимальных затратах, связанных с простоем обслуживающих устройств.
Для создания таких моделей возможно использование как традиционных (так называемых универсальных языков программирования – УЯП), так и специализированных программных средств (языков имитационного моделирования – ЯИМ).
Специализированные
языки имитационного
Существует несколько ЯИМ, приспособленных к решению задач, возникающих при имитационном моделировании человеко-машинных систем: наиболее известны такие языки, как GPSS, SIMSCRIPT и SIMULA. Язык GPSS обладает преимуществом перед другими распространенными языками. Его особая привлекательность обуславливается тем, что он наиболее прост в применении. Наиболее эффективной версией из текстово-ориентированных версий GPSS является GPSS/H.
1 Системы
массового обслуживания
СМО классифицируются на разные группы в зависимости от состава и от времени пребывания в очереди до начала обслуживания, и от дисциплины обслуживания требований.
По составу СМО бывают одноканальные (с одним обслуживающим устройством) и многоканальными (с большим числом обслуживающих устройств). Многоканальные системы могут состоять из обслуживающих устройств как одинаковой, так и разной производительности.
По времени пребывания требований в очереди до начала обслуживания системы делятся на три группы:
1) с неограниченным временем ожидания (с ожиданием),
2) с отказами;
3) смешанного типа.
В СМО с неограниченным временем ожидания очередное требование, застав все устройства занятыми, становится в очередь и ожидает обслуживания до тех пор, пока одно из устройств не освободится.
В системах с отказами поступившее требование, застав все устройства занятыми, покидает систему. Классическим примером системы с отказами может служить работа автоматической телефонной станции.
В системах смешанного типа поступившее требование, застав все устройства занятыми, становятся в очередь и ожидают обслуживания в течение ограниченного времени. Не дождавшись обслуживания в установленное время, требование покидает систему.
В системах с определенной дисциплиной обслуживания поступившее требование, застав все устройства занятыми, в зависимости от своего приоритета, либо обслуживается вне очереди, либо становится в очередь.
Основными элементами СМО являются: входящий поток требований, очередь требований, обслуживающие устройства, (каналы) и выходящий поток требований.
Изучение СМО начинается с анализа входящего потока требований. Входящий поток требований представляет собой совокупность требований, которые поступают в систему и нуждаются в обслуживании. Входящий поток требований изучается с целью установления закономерностей этого потока и дальнейшего улучшения качества обслуживания.
В большинстве случаев входящий поток неуправляем и зависит от ряда случайных факторов. Число требований, поступающих в единицу времени, случайная величина. Случайной величиной является также интервал времени между соседними поступающими требованиями. Однако среднее количество требований, поступивших в единицу времени, и средний интервал времени между соседними поступающими требованиями предполагаются заданными.
2. Средство машинного
моделирования GPSS/H
Язык имитационного моделирования GPSS (General Purpose Simulating System). Основными понятиями языка GPSS являются транзакт, блок и оператор. Транзакт GPSS - это динамический объект, под которым может подразумеваться клиент, требование, вызов или заявка на обслуживание прибором обслуживания. То есть основное назначение GPSS - это моделирование систем массового обслуживания, хотя наличие дополнительных встроенных средств позволяет моделировать и некоторые другие системы (например, распределение ресурсов между потребителями). Транзакты в GPSS могут создаваться/вводиться(), уничтожаться/выводиться(), задерживаться(), размножаться(), сливаться(), накапливаться() и т. д. Блок GPSS представляет собой некоторый самостоятельный элемент моделируемой системы. Каждый блок реализует одну или несколько операций над транзактом, группой транзактов или параметрами транзактов, а совокупность блоков составляет моделирующую программу. Таким образом, GPSS имеет блочную структуру и может быть легко приспособлен и для структурно-функционального моделирования не очень сложных систем.
Системы ПО на основе языка GPSS:
GPSS/H (Wolverine Software)
После того, как IBM перестала поддерживать GPSS V, наиболее значимой версией GPSS, разработанной независимой программной фирмой стал GPSS/H. Автором GPSS/H является Дж. Хенриксен. Хенриксен в 1976 году образовал фирму Wolverine Software. Первой разработкой фирмы стал GPSS/H в 1978 году. GPSS/H полностью совместим сверху вниз с GPSS V, но модели, написанные на GPSS/H, выполняются значительно быстрее за счет исключения режима интерпретации.
Последняя версия GPSS, названная GPSS/H, выпущена фирмой Wolverine Software Corporation в 1996 году и еще не нашла широкого применения в России. В то же время ее отличает от старых версий множество новых положительных свойств и возможностей. Некоторые существенные достоинства:
3 Постановка задачи
В банке открыто два окна по работе с физическими лицами. Приход клиентов чтобы воспользоваться услугами одного из окон, распределен по закону Пуассона с темпом 30 человек в час. Время обслуживания опытным оператором равно в среднем 3 минуты. Во втором окне работает ученица, время обслуживания в этом окне в среднем 5 минут. Предполагая, что в начальный момент оба окна свободны, приходящие клиенты подходят к одному из окон в случайном порядке с вероятностью 0,5.
- Окна – устройства
- Клиенты - транзакты
Блок-схема движения транзактов:
4.1 Листинг
* Модуль описания
SIMULATE
INTEGER &I
* Модуль исполнения
GENERATE RVPSSN(2,30)
TRANSFER .500,,LINE1
LINE1 QUEUE O1 Постановка транзактов в очередь 1
SEIZE KASS1 Занятие транзактом окна KASS1
DEPART O1 Выход транзакта из очереди
ADVANCE 3,2 Время обслуживания в KASS1
RELEASE KASS1 Освобождение окна KASS1
TRANSFER ,LINE2
LINE2 QUEUE O2 Постановка транзактов в очередь 2
SEIZE KASS2
Информация о работе Исследование систем управления методами имитационного моделирования