Автоматизация банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Когда-то в среде разработчиков бытовало мнение, что достаточно пяти человек для создания банком системы комплексной автоматизации. Каждый банк, отдел автоматизации которой сколько-нибудь амбициозен, занимался разработкой своей АБС. Сегодня, когда фирмы разработчики, выделяют под специализированные проекты громадные коллективы (более 100 разработчиков) и тратит много времени на создание и сопротивление сложных многоцелевых систем, банки начинают избавляться от "дешевой левизны" и в основном перешли на программные варианты АБС.

Работа содержит 1 файл

itu.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

           Система "клиент-банк" позволяет банку и его клиентам обмениваться подписями и зашифрованными пакетами документов по телефонным линиям связи. Она состоит из модуля "Банк", который устанавливается на коммуникационной ПЭВМ в банке, и модуля "Клиент", установленным на компьютере клиента.

           Клиенту банка эта система  дает возможность не покидая  офиса, проводить стандартные  банковские операции и постоянно  поддерживать с банком оперативную связь (оформление рублевых и валютных платежных поручений, получение выписок по счетам и отправка банку сообщений сводного формата путем электронной почты; формирование заявки на продажу-покупку валюты, оформление запросов на получение кредитов, осуществление операций с ценными бумагами и т.д.). Кроме того, предоставляется достаточно обширный справочный материал.

           Развитие рыночных отношений  вовлекает все большее количество банков в международные расчеты. Они могут быть реализованы с высокой степенью надежности и достоверности с помощью системы SWIFT, которая является лишь транспортной межбанковской сетью и не выполняет расчетных (клиринговых) функций.

Программное обеспечение АБС.

      Качественная  эволюция деятельности банков, их все  возрастающие требования и финансовые возможности меняют подходы к автоматизации ИТ.  Базовые средства используются для обеспечения эксплуатации АБС, для разработки прикладной части программных средств (операционные системы, СУБД и др. программные средства системного назначения).

      Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость обработки больших объёмов данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения,. записи и передачи данных. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим объёмам данных без потери производительности.

      Наличие в спектре базовых средств сетевых функций - непременный атрибут современных АБС (обеспечивается многоуровненность, возможность объединения различных программных платформ (DOC, "NetWare", Windows NT, UNIX и прочие)).

      Телекоммуникационные  возможности базовых средств позволяет перевести технологию межбанковских расчетов на принципиально иной уровень за счет уменьшения времени подачи документов. Это заметно расширит возможности банка.

      Банковской  системе необходимо иметь режимы многозадачности и многопользовательского доступа к данным, а только одновременного доступа к данным и одновременного выполнения действий над ними. Должны иметь возможность запуска автономных, фоновых процессов, отчужденных от рабочего места оператора. Фоновые процессы могут использовать задания по предварительной обработке данных, поступивших по телеканалу , формированию отчетов и т.д., и тем самым высвободить рабочие места. Подобный режим позволяет переложить на систему не только выполнение значительного числа стереотипных рублевых операций, но и обеспечить автоматический контроль за целостностью обработки поступивших данных. Это увеличит эффективность и надежность функционирования систем.

      Основным  свойством АБС с точки зрения прикладных потребительских средств является достаточная широта функционального набора.

      Прикладные  характеристики АБС, кроме того, должны отвечать требованиям интегрированности, конфигурируемости, открытости и настраиваемости  системы.

      Полномасштабное отражение банковских процессов  позволит приблизить автоматизацию ИТ к проблемам принятия оптимальных решений в среднем и верхнем звене управления, построить ПУ на базу моделирования и прогнозирования экономических ситуаций.

      Конфигурируемость означает возможность приобретения различных конфигураций системы (минимальной с последним расширением путей введения дополнительных модулей).

      Открытость  предполагает наличие средств для  развития и модификации.

      Современная методология и инструментальные программные средства дают такую  возможность (CASE-средства)(для внесения изменений без помощи фирмы-разработчика)

      Настраиваемость необходима для адаптации к технологии конкретного банка.

      Недолгая  история развития отечественных  систем показывают, что в функциональном плане в целом, они соответствуют  развитию банковского дела в стране. Большинство эксплуатируемых в настоящее время систем являются DOS-комплексами. Эти системы отражают средний уровень развития банковской практики в стране (приемлемый компромисс малой стоимости и ограниченных возможностей).

      В качестве ступени, следующей за DOS-комплексами, можно рассматривать системы, построенные в архитектуре "Клиент-сервер", в рамках "Novell Net Ware". Под сервером понимается логическая процедура,которая обеспечит обслуживание поступивших к нему запросов. Клиентами сервера являются процедуры ПЭВМ, посылающие серверу запросы на тот или иной вид обслуживания.  Задачей клиента является :

1) установление  связи с сервером;

2) формирование  запроса конкретного вида на  обслуживание;

3) получение  результатов;

4) подтверждение  окончательного процесса обслуживания.

Например, такой технологии: сетевые базы данных с реализацией стандартного структурированного языка запросов SQL. 

Глава III. Системы автоматизации  банковской деятельности за рубежом.

      Первые  АБС -50-е гг. - автоматические системы, обеспечивающие подсчеты балансов и подготовку отчетной документации.

      60-е  гг. - С помощью ЭВМ решались  в основном задачи моделирования, оптимизации и планирования, создания автоматических архивов.

      Дальнейшее  развитие ЭВТ, появление возможностей телеобработки привело к системе коллективного пользования.

      70-е  гг. - Увеличение объемов банковских  услуг типичных БС - машинно-обрабатываемая  ЭВМ, к которой подключались  регионные конструкторы, обеспечивающие  распределение информации на  местах (высокая стоимость средств телекоммуникации, значительные накладные расходы, сложность настройки системного и разработки и отладки прикладного обслуживания).

      80-е  гг. -  появились высоко производственные  мини-ЭВМ, автоматизация обработки банковской информации на  рабочих местах. На базе вычислительных машин фирмы DEC (США) стали создаваться системы автоматизации банковских офисов, которые могут интегрироваться в более крупные.

      90-е  гг. - ускоренное развитие финансового  сектора рынка. Необходимы были интегрированные системы, в которых результаты всех банковских транзакций могли бы незамедлительно отражаться и учитываться в операциях всех входящих в них подразделений. Только так авто обработка банковской информации может обеспечить руководству банков согласованное управление рисками, ликвидностью, активами и обязательствами. В результате на рынке появится новый вид программно-технической и интеллектуальной продукции - "банковская платформа" (продукты совместной деятельности банков и компьютерных фирм). Строится по модульному принципу и обеспечивает использование единой унифицированной базы для решения всех банковских задач.

      Лидеры  в партнерстве: IBM (США),DEC (США),"Siemens" (Германия),"Oliwetti" (Италия), "Bull" (Франция).

      IBM : предлагает второе поколение  машин AS/400 с современной операционной системой OS/400, которая обеспечивает защищенность данных, повышает производительность системы и пользователя как в пакетном, так и в диалоговом режимах при работе в сетях разнообразных конфигураций.

      Пакет программ IBIS/AS. Его использование отвечает интересам всего персонала банковской системы , создает единую интегрирующую БД, предоставляет гибкие средства обработки операций, возможность подключения новых модулей без нарушения целостности существующей системы, обеспечивает пользователей всех уровней обширными стандартными отчислениями и справочниками.

Система IBIS/AS охватывает весь банк со специальной  функциональной поддержкой каждого отдела в соответствующих модулях, которые сформированы в 2 группы:

1) "Банковские"   центральное место "Главная бухгалтерия"

                             банковские функциональные модули

2) Вспомогательные  модули ("Архивация", "Аудиторские  проверки", "Интерфейс SWIFT" и  др.)

      DEC (США). С участием этой фирмы головным разработчиком международной компании "Werter Perters" была создана международная банковская система 90-х гг. IBS-90. Компания "Werter Pertners" в течение 20 лет одна из лидирующих поставщиков систем для мирового финансового общества , активно работает во многих странах мира.

      IBS-90 полностью интегрированная, работающая в реальном масштабе времени банковская система, обеспечивает в режиме обработки транзакций одновременные операции с множеством различных валют в множестве географически удаленных регионов, автоматизирует оптовые банковские услуги, казначейские операции, инвестиционную деятельность и прочее.

      Совместно с разработками "Cilidak of America" и специализированной компанией ITB фирма DEC разработала банковскую платформу будущего - FSA. Разработанные на базе FSA системы в настоящее время установлены в 10 крупных мировых финансовых центрах, включая Лондон, Нью-Йорк, Гонконг.

      Для универсального банка фирма DEC создала еще одну банковскую платформу- "Profile". Она допускает генерацию и настройку трех типов систем под конкретные требования заказчиков (собственно интегрированной банковской системы, автоматизирующей все виды розничных услуг; ИС управления финансами; системы автоматизации деятельности банка на вторичных ресурсах).

      "Siemens" (Германия)- многопользовательская ОС "Sinix" (UNIX производства "Siemens"), обеспечивающую распределяющую обработку данных и реализирующую эффективную и экономическую технологию объединения рабочих мест в единице ЛС. Предлагает диалоговую систему KORDOBA. Это специальное банковское программное обеспечение реализует все операции во всех отделениях с первого рабочего места. Это пакет программ модульной структуры, включающий налоговую, информационную и организационную части. Особое внимание в фирмах уделено достоверности информации и надежности принимаемых решений.

      "Olivetti Systems Networks (OSN)" предлагает свою "банковскую платформу" (Platform for banking - PB) для автоматического банка ("Automatic banking"). Это комплексное решение, отвечающее тенденции построения открытых систем, обеспечит создание гибкой и способной к расширению системы банковских учреждений, реализацию полного набора банковских функций в среде распределяющих услуг и приложений в условиях ЛС и возможность выхода в ГС.

      Фирма "Olivetti" накопила большой опыт в создании специализированных банковских устройств и автоматов, в т.ч. для систем самообслуживания клиентов банка- принтеров, устройств идентификации, автоматов по выдаче наличных денег, устройств работы со сберкнижками и т.д.

      "Bull" создала межбанковскую систему телерасчетов STT для ускорения межбанковских операций, обеспечения непрерывности обмена межбанковскими сообщениями, уменьшение их стоимости.

      Для поддержки задач отделений и  международных отделов любых по размерам банков фирма "Bull" рекомендует систему ICBS. Она состоит из модулей, функционирует под управлением ОС UNIX и реализовывает клиринговые операции и оформление необходимых отчетов по ним, выполняет функции контроля и управления доходами, курса валют, ставками, ценами, решает задачи взаимодействия с ЦБ, обеспечивает выполнение международных операций и многое другое.

Глава IV.Интегрированная  Банковская Система "STEM".

I. Концепция и принципы  построения.

Общие требования к ИБС.

      Необходимым компонентом Банковской Системы  является Программное обеспечение или Интегрированная Банковская Система (ИБС или IBS). Далее в курсовом проекте будут сформулированы некоторые требования, которые необходимо учитывать, рассматривая ИБС как один из аспектов комплексного решения для банков. Это поможет принимать правильные решения в вопросах развития банка в целом и использования компьютерных технологий в частности. 

1. Многопользовательская система реального времени.

      Одновременная работа пользователей системы на едином информационном пространстве позволяет оперативно получать новую информацию, своевременно обновлять и удалять устаревшую, избегать ненужного дублирования, обмениваться сообщениями. Обеспечение удаленного доступа гарантирует оперативность и быстрое реагирование на происходящие события. Все это позволяет экономить средства и время.

      Это условие необходимое, но недостаточное. Накапливающуюся информацию необходимо обрабатывать, обобщать и представлять в новом, удобном для восприятия виде. Для банковской сферы деятельности введение каждого документа должно сопровождаться совершением банковской операции, пересчетом баланса, подготовкой сообщений и, при наличии каналов связи, подготовкой данных в соответствующих форматах. ИБС, позволяющая обрабатывать информацию и преобразовывать ее в соответствии с заданным алгоритмом, является системой реального времени и обеспечивает доступ к актуальной информации для всех основных показателей по банку (с учетом филиалов) в любой момент времени в течение дня. Её возможностей вполне достаточно, поскольку подготовленная информация предоставляется всегда по запросу. Например, при подписании кредитного договора можно просмотреть ресурс на текущий момент; если нужна отчетность в течение дня - можно точно и оперативно составить баланс. Для решения перечисленных задач нет необходимости использовать более сложные системы, например, ИБС, управляемые событиями. Они в этих случаях оказываются избыточными и приводят к существенному удорожанию, хотя и обеспечивают более развитый сервис.

Информация о работе Автоматизация банковской деятельности