Жизненный цикл товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 09:28, реферат

Описание работы

Жизненный цикл товара характеризует динамику объемов продаж и получаемой прибыли от момента выведения нового товара на рынок до ухода с рынка.1

Информация о жизненном цикле товара, безусловно, актуальна, так как она важна для предприятия, выпускающего товар, прежде всего при изучении рынков, а также при планировании своей деятельности.

Проведение исследований жизненного цикла товара превращается в одно из важнейших направлений деятельности современных предприятий во всем мире.

Решения, принимаемые в товарной политике, во многом зависят от того, на каком этапе жизненного цикла товар находится.

Работа содержит 1 файл

жизненный цикл товара.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

       V этап – этап спада. Он характеризуется резким сокращением объемов производства и реализации продукции вследствие насыщения рынка товаром и удовлетворенности покупательского спроса, а также усиления конкуренции со стороны новых потребительских товаров. Пытаясь удержать свои позиции, предприятия вкладывают дополнительные средства в модернизацию производства, повышение качества и удешевление продукции, прекращают производство неконкурентоспособных товаров.5

     В этих условиях фирма может принять  конкретные меры по продлению жизни  товара, например: оставить производство данного товара без изменения, но осуществить интенсивную рекламу; изменить упа¬ковку; использовать такой фактор, как маневренность цены, адаптировать существующую систему сбыта; сократить затраты на производ¬ство и сбыт; организовать реализацию оставшегося товара с целью получения всей возможной прибыли; изменить маркетинговую кон¬цепцию; снять товар с производства и реализации.

     Как правило, фирмы неохотно отказываются от производства и реализации устаревших товаров, так как есть надежда  на более благоприятную экономическую ситуацию. Фирма может не уходить с рынка, сократив расходы на маркетинг, чтобы увеличить прибыль при том же объеме продажи. Возможна передача устаревшего товара другой, например, более мелкой, фирме, чтобы получить часть прибыли и одновременно разработать новый товар. И все же необходимо иметь в виду, что, несмотря на все старания фирмы, прибыльность от реализации устаревшего товара падает, наступает глубокий спад и товар, в конце концов, снимается с производства. В такой ситуации не помогут ни усиленная реклама, ни рост затрат на службу маркетинга.

     Для предупреждения стадии спада в жизненном  цикле товара целесообразно увеличивать  продолжительность стадий роста  и зрелости путем заблаговременного  введения на рынок нового товара до момента насыщения рынка прежним товаром. Однако этот маневр доступен не каждому производителю, так как устранение разрыва между циклами требует проведения активной инновационной и маркетинговой политики, наличия соответствующих финансов интеллектуального потенциала сотрудников.6

      Продолжительность жизненного цикла колеблется сильно для разных товаров. Определенные резервы в удлинении жизненного цикла товара заложены в производстве и реализации не одного, а нескольких товаров. Причем эти товары могут в различных сочетаниях располагаться на различных рынках сбыта. Наиболее рациональными в этом случае являются решения по размещению на рынках сбыта не одного, а совокупности товаров с марание запланированным сдвигом стадий их жизненных циклов. Формирование такого продуктового портфеля компании позволяет ей осуществлять сбалансированную производственно-сбытовую деятельность, которая обеспечивает постоянное получение прибыли и создает условия для маневренного использования капитала при осуществлении инновационной деятельности.

     Продолжительность всего жизненного цикла и его отдельных стадий зависит от типа и вида товара. Однако обшей тенденцией, как для товаров широкого потребления, так и для товаров производственно-технического назначения является сокращение жизненного цикла товара, хотя средняя продолжительность времени развития товара растет.

     Концепция жизненного цикла товара имеет большое  значение. Во-первых, она ориентирует  руководителей на проведение анализа  деятельности предприятия с точки  зрения как настоящих, так и будущих  позиций. Во-вторых, концепция жизненного цикла товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции. В-третьих, данная концепция помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определять уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы.

     Виды  кривых  жизненного цикла товара.

     В зависимости от специфики отдельных  товаров и особенности спроса на низ существуют различные виды ЖЦТ, различающиеся как по продолжительности, так и по форме проявления отдельных фаз.

     Кривая  «бум» описывает очень популярный  продукт со стабильным сбытом на протяжении  долгого времени. Примером такого товара может быть напиток "Пепси". В случае с такой кривой жизненного цикла товара фирма производит товар и получает прибыль длительное время.

     

     Кривая  «увлечения» Она описывает товар  с быстрым взлетом и падением сбыта. Часто такую кривую имеет  модный, популярный товар. В  качестве примера такого товара можно привести некогда модные очки-лисички, которые сейчас нельзя даже встретить в продаже.

     

     Кривая  «продолжительного увлечения» (рис. 7). Описывает также популярный товар, однако этот товар по прежнему предпочитает часть потребителей.

     

     Кривая  «сезонности». Кривая такого товара,  который хорошо продается в течение  определенных периодов времени. Таким  товаром может быть: зимняя или  летняя одежда, новогодние сувениры и многое другое.

     

     Кривая  «нового старта» или «ностальгии». Спрос на этот товар падает, но через  некоторое время возобновляется. Примером может быть возвращение  к женским туфлям на  платформе, которые были популярны в 70-х годах.

     

     Кривая  «провала». Характеризует товар, который  почти сразу перестает пользоваться спросом у покупателей.

     

     Кривая  «новых подъемов». Такую кривую имеют  товары, сбыт которых перестает расти, но после небольшого усовершенствования и появления дополнительных полезных свойств компании удается снова увеличить сбыт. Таким товаром являются жевательные резинки ("Орбит", "Дирол"), которые сначала "становятся средством для ухода за зубами", а потом каждый раз делают это все лучше и лучше за счет использования новых компонентов (ксилит) или отказа от применения старых (сахар).

     

     Кривая  «неудачного выведения». Такую кривую имеют товары, выведение на рынок  которых было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения они получили большой успех.

     

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Жизненный цикл товара - это полезный инструмент, подсказывающий стратегии, которые  надо использовать в течение жизни  товара (или марки), и моменты, когда стратегии следует менять. Поэтому менеджеру товара не всегда легко определить место товара в его жизненном цикле. Продажи могут, например, возрасти на самой ранней стадии, а затем внезапно сократиться. В этом случае, положившись на концепцию жизненного цикла товара, менеджер может ошибочно предсказать переход к стадии роста, выделив больше денег на рекламу и распределение в ближайший период. Еще одна сложность – изменчивая продолжительность жизненного цикла. Крайне трудно предвидеть, сколько времени пройдет от выхода марки товара на рынок до ее роста и зрелости. Успешная стратегия оживления продаж способна продлить стадию зрелости, несмотря на предсказанные ранее сроки, и даже обеспечить переход от роста к зрелости и снова к росту.

     Модель  жизненного цикла применяется, кроме прогнозов сбыта, для определения базисных стратегий на разных этапах развития продукта.

     Этапы жизненного цикла товара делят обычно на разработку, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад.

     Переход от стадии к стадии происходит без резких скачков. Продолжительность цикла и отдельных его фаз зависит от самого товара и конкретного рынка. На жизненный цикл также влияют внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции, стиль жизни потребителей и т.д.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Киреев  Исследование рекламы на жизненном  цикле товара // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 5.
  2. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. – М.: Юристъ, 2000.
  3. Хисамутдинов С.П., Шабанова Л.Б. Маркетинг: Теория и практическое применение: Учебник. – М.: Вуз и школа, 2001.
  4. Романов А.Н. Маркетинг: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  5. Электронные ресурсы:

    http://www.marketopedia.ru/49-zhiznennyj-cikl-produktatovara-zhct.html

     http://capri.ustu.ru/Marketing/product2.htm

Информация о работе Жизненный цикл товара