Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:41, курсовая работа
Товар – одна из важнейших категорий экономики в целом и рыночной экономики как таковой. Все мы живём в мире товаров, каждый день мы приобретаем товары для удовлетворения своих вечно растущих потребностей, каждый день товар продаём. И это утверждение верно не только по отношению к предпринимателям, которые занимаются непосредственно созданием и реализацией товаров и услуг.
Введение 4
1. Этапы жизненного цикла товар 6
1.1. Внедрение 7
1.2. Рост продаж 8
1.3. Насыщение (зрелость товара) 9
1.4. Спад 10
2. Виды жизненных циклов товара 13
3. Матрица БКГ 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Аннотация 24
Можно продлить жизнь товару, изменив упаковку, положение на рынке, маневрируя ценами.
Предприятие может исключить товар из номенклатуры, прекратив его выпуск.
Ценовая политика в это время направлена на поддержание рентабельности товара. Цены нередко снижают до минимума, чтобы избавится от остатков товара на складах.
Подводя итог главе, можно привести несколько примеров правоты концепции жизненного цикла товара. Одним из ярчайших примеров данной теории, на взгляд автора курсовой работы, является история сотового телефона Motorola Razer V3 в России. На рынке г. Екатеринбурга данный товар появился примерно в середине 2004 года и, благодаря своему броскому дизайну и техническим возможностям, приобрёл статус модного и продвинутого телефона. Цены на него в розничной торговле колебались в районе 17-20 тыс. рублей. Этот телефон вызвал настоящий бум, особенно среди молодёжи. Иметь такой телефон было престижно. Однако, всего через год цены на него упали почти в два раза – до 10-12 тыс. рублей. Из элитной игрушки он превратился в стильный, красивый и достаточно доступный товар – прекрасный подарок для девушки. К этому времени компания Motorola улучшила качество данной продукции, добавила новых функций, чтобы сохранить конкурентоспособность, добавила к обычному серебристому цвету ещё несколько цветовых решений корпуса. Одновременно на рынке стильных "девчачьих" телефонов г. Екатеринбурга появились такие фирмы как Samsung, LG. К началу 2007 года описываемый телефон уже позиционировался как недорогой телефон начального уровня, т.е. в плане функций конкуренты ушли далеко вперёд. Поняв, что в технологическом плане этот телефон своих конкурентов уже не догонит, компания решила сделать упор на эстетические свойства товара (которые, по мнению автора, и до сих пор на высоте) и добавила ещё несколько цветовых вариаций.
Но, эпоха Razerа уже прошла. Претендовать на долю в секторе технологичных телефонов среднего класса эта модель не могла, а в нижнем ценовом секторе её вытесняли появившиеся на рынке дешёвые Fly и Sagem, и те же вездесущие Samsung’и. Цены на данную модель колебались уже в пределах 4200-5000 рублей, но и сравнительная дешевизна телефон не спасла – уже в конце 2007 года модель исчезла с полок магазинов. Попытка в 2008 году оживить модель, доработав её в технологическом плане и усовершенствовав дизайн, не принесли результата – сегмент стильных женских телефонов прочно оккупировали Samsung и LG. Возможно, именно по этому, насколько сенсационным было появление первого Razer’а, настолько же провальным стал Razer2, который так и не смог занять намеченную нишу на рынке сотовых телефонов.
Не менее яркий
пример можно привести с рынка
труда. Профессия менеджера появилась
в России после перестройки. В 90-е
годы она было достаточно редкой и
престижной, и оплачивалась соответственно.
Сегодня, почти каждый ВУЗ имеет
в своём списке дисциплин менеджмент
организации, множество учебных
заведений среднего и начального
профессионального образования
также обучают студентов данной
профессии. А ведь существуют ещё
и курсы. Таким образом, уже к 2005
году количество профессиональных менеджеров
(особенно нижнего и среднего звена)
возросло в разы. Сегодня на рынке
данных вакансий имеет место жестокая
конкуренция, на одно и то же место
менеджера может претендовать десяток
соискателей с разным уровнем
образования, опыта и т.д. Соответственно
и реальная заработная плата существенно
снизилась в сравнении с
Кривую жизненного цикла товара, приведённую на рис.1 можно назвать идеальной или усреднённой. В реальности же кривая ЖЦТ может иметь иную форму, так как в рыночной практике жизненный цикл товара значительно отличается от классического как по форме, так и по продолжительности. Большинство исследователей выделяет 6 основных разновидностей ЖЦТ: "Бум", "Увлечение", "Провал", "Возобновление", "Гребешковая линия", "Сезонность".
- кривая увлечения
описывает товар, который
Рис.2: кривая ЖЦТ "Увлечение".
- "Бум". Такой
вид ЖЦТ описывает популярный
товар со стабильным сбытом
на протяжении долгого времени.
Рис.3: кривая разновидности
ЖЦТ "Бум".
- "Сезонность"
или повторный жизненный цикл
имеет место, когда товар
Рис.4: кривая вида ЖЦТ
"Сезонность".
- кривая провала
описывает товар, который
Рис.5: кривая ЖЦТ "провал".
- возобновление.
Эта кривая описывает товар,
который считался устаревшим, однако
вновь стал популярным. В качестве
примера можно привести
Рис.6: кривая ЖЦТ "возобновление".
- гребешковая кривая
состоит из последовательного
ряда циклов, являющихся следствием
открытия новых характеристик
товара, новых способов его
Рис. 7: гребешковая
кривая ЖЦТ.
А.В. Лукина в своём пособии по маркетингу приводит ещё один способ классификации разновидностей жизненного цикла товара, в зависимости от типа товара4. Всего она выделяет 4 типа товара и, соответственно, 4 формы кривых ЖЦТ: сложный товар, простой товар, модные товары, товары-причуды.
Сложный товар –
это товар, который требует от
потребителей значительного обучения
и у которого вследствие этого
растянут этап внедрения. Такой вид
имеет, например, кривая жизненного цикла
бытовых компьютеров, так как
потребителям необходимо осознать выгоды
от их приобретения или обучиться
по-новому выполнять знакомые задачи.
Кривая ЖЦ сложного товара приведена
на рисунке 8.
Рис. 8: кривая ЖЦ сложного
товара.
Простой товар, наоборот
находит быстрый сбыт, потому что
потребители без труда
Рис.9: кривая ЖЦ простого
товара.
Модные товары быстро
устаревают, а затем вновь возвращаются
в употребление. Кривая, представленная
автором пособия для
Товары-причуды, например
наклейки для машин в виде клякс
или царапин и т.п. – характеризуются
быстрым взлётом на этапе внедрения
и таким же быстрым спадом. Таким
товарам обычно присущи непривычные
новые черты. Кривая ЖЦ товара-причуды
показана на рисунке 10.
Рис.10: кривая продаж
товара-причуды.
Однако, на взгляд автора
данной курсовой, на современном этапе
развития НТР и экономики подобное
деление теряет свою актуальность.
Товары слишком быстро переходят
из одной категории в другую. Так,
например, те товары, которые недавно
попадали в категорию "причуд",
сегодня нередко являются модными,
но привычными вещами. Это верно, например,
применительно к рынку услуг.
Взять хотя бы наращивание ногтей.
Каких-то 10 лет назад для большинства
населения нашей страны само название
такой услуги являлось дикостью, сегодня
если ни дорогими гелевыми, то хотя бы
доступными акриловыми ноготками могут
похвастаться многие школьницы. То же
и со сложными и простыми товарами.
Взять хотя бы уже излюбленную
автором тему (практически наболевшую)
мобильных телефонов. В 2000 году они
явно относились к сложным товарам,
после покупки которого потребитель
долго штудировал инструкцию, вздыхая
тыкал кнопки, силясь понять что
к чему. Сегодня, хотя сотовые телефоны
стали в разы сложнее и нередко
по своей сложности и
Эффективная ассортиментная
политика предусматривает выпуск широкой
гаммы изделий, одновременно включающей
в оптимальном соотношении
Матрица имеет 4 сектора:
высокие и низкие темпы роста
рынка при большой или
Рис.11: Матрица БКГ.
"Трудные дети"
- товары, только выходящие на
рынок и имеющие сложное
Информация о работе Жизненный цикл товара на рынке: фазы развития, виды жизненных циклов