Жизненный цикл товара. Характеристика этапов жизненного цикла товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Товар – одна из важнейших категорий экономики в целом и рыночной экономики как таковой. Все мы живём в мире товаров, каждый день мы приобретаем товары для удовлетворения своих вечно растущих потребностей, каждый день товар продаём.

Содержание

Введение..…………………………….………………………………...... стр. 4

Глава 1. Этапы жизненного цикла товара.…..….……….……………. стр. 6
1.Внедрение………………………………………………….. стр. 7
2.Рост продаж..……………………………………………… стр. 8
3.Насыщение (зрелость товара)……………………………. стр. 9
4.Спад………………………………………………………… стр. 9

Глава 2. Виды жизненных циклов товара...…………...………………… стр. 13

Заключение………………………………………….……...……….…....…стр. 17

Список литературы………………………………………………………....стр. 18

Работа содержит 1 файл

отчет.docx

— 95.31 Кб (Скачать)

     Но, эпоха Razer уже прошла. Претендовать на долю в секторе технологичных телефонов среднего класса эта модель не могла, а в нижнем ценовом секторе её вытесняли появившиеся на рынке дешёвые Fly и Sagem, и те же вездесущий Samsung. Цены на данную модель колебались уже в пределах 4200-5000 рублей, но и сравнительная дешевизна телефон не спасла – уже в конце 2007 года модель исчезла с полок магазинов. Попытка в 2008 году оживить модель, доработав её в технологическом плане и усовершенствовав дизайн, не принесли результата – сегмент стильных женских телефонов прочно оккупировали Samsung и LG. Возможно, именно по этому, насколько сенсационным было появление первого Razer’а, настолько же провальным стал Razer2, который так и не смог занять намеченную нишу на рынке сотовых телефонов.

     Не  менее яркий пример можно привести с рынка труда. Профессия менеджера  появилась в России после перестройки. В 90-е годы она было достаточно редкой и престижной, и оплачивалась соответственно. Сегодня, почти каждый ВУЗ имеет в своём списке дисциплин менеджмент организации, множество учебных заведений среднего и начального профессионального образования также обучают студентов данной профессии. А ведь существуют ещё и курсы. Таким образом, уже к 2005 году количество профессиональных менеджеров (особенно нижнего и среднего звена) возросло в разы. Сегодня на рынке данных вакансий имеет место жестокая конкуренция, на одно и то же место менеджера может претендовать десяток соискателей с разным уровнем образования, опыта и т.д. Соответственно и реальная заработная плата существенно снизилась в сравнении с уровнем 90-х годов. Теперь она нередко равна и даже меньше, чем у служащих «рабочих» специальностей. Чтобы не быть голословным, можно привести следующие цифры: менеджер по продажам на заводе Уралхиммаш в г. Екатеринбург получает около 15-20 тыс. рублей в зависимости от срока своей работы, опыта, образования, и др. Обыкновенный же токарь со средним профессиональным образованием получает 30-35 тыс. рублей, потому что на рынке этой профессии имеет место дефицит рабочих. Таким образом, сопоставляя данные факты, т.е. обострение конкуренции, необходимость больших затрат на обучение данной специальности (если раньше годился и техникум, то теперь большинство работодателей ищет профессионалов с высшим образованием, а такое образование и стоит в разы больше), а также снижение прибыльности данной профессии, можно говорить о том, что специальность «менеджер» прошла стадию роста и перешла на стадию зрелости жизненного цикла товара.

 

     

Глава 2. Виды жизненных циклов товара

     Кривую  жизненного цикла товара, приведённую  на рис.1, можно назвать идеальной или усреднённой. В реальности же кривая ЖЦТ может иметь иную форму, так как в рыночной практике жизненный цикл товара значительно отличается от классического как по форме, так и по продолжительности. Большинство исследователей выделяет 6 основных разновидностей ЖЦТ: «Бум», «Увлечение», «Провал», «Возобновление», «Гребешковая линия», «Сезонность».

  1. Кривая увлечения описывает товар, который получает быстрый взлёт и падение популярности. В течении одного сезона такой товар переживает все стадии жизненного цикла, от роста сбыта до его стремительного падения. Значительную прибыль получают продавцы, своевременно ушедшие с рынка, т.к. объём продаж резко падает. Пример такого ЖЦТ – игрушки «Тамагочи», которые практически мгновенно завоевали популярность не только среди детей, но даже и среди взрослого населения страны, и всего через несколько месяцев почти полностью исчезли с рынка. Разновидностью такого цикла является «Продолжительное увлечение», которому присуще нарастание сбыта товара, а затем стремительное его падение до среднего уровня продажи. Кривая увлечения представлена на рисунке 2.
 
 
 

     

     Рис. 2 Кривая ЖЦТ «Увлечение» 

  1. «Бум». Такой вид ЖЦТ описывает популярный товар со стабильным сбытом на протяжении долгого времени. Примером здесь может служить продукция компании «Кока-Кола», которая долгие годы занимает лидирующее положение на рынке разных стран среди производителей прохладительных напитков, и тем самым позволяет производителям получать наибольшие прибыли. Кривая такого ЖЦТ изображена на рис. 3.

     

 

     Рис. 3 Кривая разновидности ЖЦТ «Бум» 
 
 

  1. «Сезонность» или повторный жизненный цикл имеет место, когда товар хорошо продаётся в течении периодов, разнесённых во времени. Это относится к товарам сезонного спроса. Например, спрос на тёплую одежду, обувь в несколько раз увеличивается осенью и зимой, и опускается до минимума в весенне-летний период. Кривая сезонного ЖЦТ показана на рисунке 4.

     Рис. 4 Кривая вида ЖЦТ «Сезонность» 

  1. Кривая провала описывает товар, который вообще не имеет успеха на рынке и выражает неудачное появление товара на рынке. Для иллюстрации такого ЖЦТ можно привести уже упоминавшийся выше сотовый телефон Motorola Razer 2, который не смог повторить успех своей предшественника. График жизненного цикла товара «Провал» показан на рисунке 5.

    Рис. 5 Кривая ЖЦТ «Провал»

  1. «Возобновление». Эта кривая описывает товар, который считался устаревшим, однако вновь стал популярным. В качестве примера можно привести возобновление спроса на старые модели машин, мебели. Кривая такого жизненного цикла изображена на рисунке 6.

     

     Рис. 6 Кривая ЖЦТ «Возобновление» 

  1. Гребешковая кривая состоит из последовательного ряда циклов, являющихся следствием открытия новых характеристик товара, новых способов его использования. Хорошим примером такого ЖЦТ служит нейлон: этот материал находит всё новые сферы применения (парашюты, чулки, бельё, ковровые покрытия и др.). Такая кривая приведена на рисунке 7.

     

     Рис. 7 Гребешковая кривая ЖЦТ 
 
 

     Заключение

     Для написания контрольной работы была выбрана тема «Жизненный цикл товара. Характеристика этапов жизненного цикла товара». Впервые концепция ЖЦТ была изложена Теодором Левитом в 1965 году. Смысл этой концепции сводится к тому, что каждый товар производится и живёт на рынке определённое время, т.е. имеет свой жизненный цикл. В зависимости от уровня спроса на продукцию, её качества, особенностей рынка жизненный цикл конкретного вида продукции может колебаться по протяжённости во времени. Он может длиться от нескольких дней до нескольких десятков лет.

     Исследователями было обнаружено, что спрос на товар  изменяется отнюдь не хаотично, но определённым образом, который графически может  быть изображён кривой. Данная кривая получила название «кривой жизненного цикла товара». Большинство исследователей выделяет 4 фазы жизненного цикла товара: внедрение, рост продаж, зрелость, спад. Большинство исследователей выделяет 6 основных разновидностей ЖЦТ: «Бум», «Увлечение», «Провал», «Возобновление», «Гребешковая линия», «Сезонность».

     Решения, которые производители принимают  в своей товарной политике, во многом зависят от стадии жизненного цикла  товара. Поэтому анализ жизненного цикла товара осуществляется непрерывно на протяжении всей деятельности компании, он является важнейшей задачей маркетинговых  исследований, источником информации для принятия решений по всем вопросам товарной политики.

 

     

   Список  литературы 

     1. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006г.;

     2. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. – М.: АСТ, 2001г.

     3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1990г.

     4. Лукина А.В. Маркетинг: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006г.;

     5. Маркетинг: Учебное пособие/ под ред.В.А. Зайцева. – М., 2006г.;

     6. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 1991г.

     7. Прошкина Т.П. Маркетинг: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008;

     8. Родин В.П. Оценки маркетинга. – М., 1992г.

     9. Соловьёв Б.А. Маркетинг: Учебник. – М., 2005г.

     10.     Теория маркетинга/ под ред.М. Бейкера. – СПб: Питер, 2002г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Жизненный цикл товара. Характеристика этапов жизненного цикла товара