Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 00:27, курсовая работа
Целью исследования данной работы является анализ внешнеэкономического потенциала страны, анализ показателей объёмов экспорта и импорта Республики Беларусь.
Достижение целей предполагает решение следующих задач:
охарактеризовать Республику Беларусь с позиции внешнеэкономической деятельности
определить внешнеэкономического потенциала страны
проанализировать динамику экспорта и импорта РБ в целом, по странам СНГ и по странам дальнего зарубежья
проанализировать товарную структуру экспорта и импорта РБ в динамике за несколько последних лет
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ 4
1.1. Важнейшие экономические показатели, определяющие внешнеэкономический потенциал Беларуси 4
1.2. Значения внешнеэкономического потенциала для развития страны 8
2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
2.1. Динамика внешней торговли 19
2.2. Структура внешней торговли 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
СОДЕРЖАНИЕ
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.
Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.
На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля. Внешняя торговля является важным направлением экономической деятельности любого государства, т.к. сегодня ни одно государство мира не может существовать обособленно и всецело удовлетворять потребности домашних хозяйств и предприятий за счёт собственных внутренних ресурсов. Углубление международного разделения труда и усиление специализации различных стран на производстве определённых благ в современных условиях валютного расчёта предполагает, что каждая страна должна искать такие сферы производства, в которых она сможет добиться большего, чем другие страны региона и мира с целью привлечь внимание зарубежных потребителей к своей продукции, продать е на мировом или региональном рынке и получить валюту, необходимую для приобретения импортных товаров, не имеющих аналогов в данной стране. Всё это актуально и для Республики Беларусь, которая небогата природными ресурсами и производит незначительную часть наукоёмкой продукции, а потому вынуждена приобретать данные товары у других стран.
Объектом исследования в данной работе является экономика Республики Беларусь, её потенциалы и недостатки. Предметом исследования является одно из важнейших направлений деятельности любого государства – внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговый потенциал Республики Беларусь.
Целью исследования данной работы является анализ внешнеэкономического потенциала страны, анализ показателей объёмов экспорта и импорта Республики Беларусь.
Достижение целей предполагает решение следующих задач:
При
написании работы были использованы
учебные пособия таких авторов,
как А.С. Булатов, В.В. Козловский, Т.А.
Агапова, И.М. Лемешевский, В.Н. Шимов и
др.
Внешнеэкономический
потенциал — это совокупность
всех ресурсов и условий осуществления
внешнеэкономической
Важнейшими экономическими показателями внешнеэкономического потенциала, являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров; платежный баланс страны. [5, с. 534]
Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет особое значение, так как по мировым масштабам она является небольшим европейским государством с открытой экономикой, доля экспорта в которой составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.
По территории (207,6 тыс. км2) Республика Беларусь находится на 6-м месте среди стран СНГ (после России, Казахстана, Украины, Узбекистана, Туркменистана) и 13-м — среди европейских государств, несколько уступая Великобритании и Румынии и более чем в 2,2 раза превосходя Португалию и Венгрию, почти в 5 раз — Нидерланды и Данию.
По объему производства ВВП (по паритету покупательной способности в долларах США) республике принадлежит 4-е место среди стран Содружества (после России, Украины и Казахстана) и 25-е — среди европейских государств. [7, с. 126]
Занимая в мире по территории 0,15 % , по численности населения 0,17 %, Беларусь производит значительные по удельному весу объемы отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции: тракторы — 8 %; минеральные удобрения — 3, в том числе калийные — 14; химические волокна и нити -- 1,3; холодильники и морозильники — 1,2; масло животное — 0,9 % . Доля страны в мировом производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции составляет: льноволокно — 6,4 % ; картофель — 2,8; молоко — 0,9; мясо в убойном весе — 0,3; сахарная свекла — 0,6 %.
По удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП Республика Беларусь находится на 1-м месте среди стран СНГ и значительно превосходит большинство государств Евросоюза, кроме Бельгии, Ирландии, Словакии, Эстонии, Люксембурга и Мальты. В то же время по производству ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) она уступает Российской Федерации, Казахстану и всем европейским странам.
Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Беларуси это прежде всего:
Республика
имеет благоприятное экономико-
Ведущую роль в реализации внешнеэкономического потенциала страны имеет железнодорожный транспорт. Благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест — Минск — граница России протяженностью 615 км. Она обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 и пассажирских — до 160 км/ч. [6, с. 412]
Пограничная инфраструктура Белорусской железной дороги на западной границе усовершенствована с учетом того, что здесь стыкуются линии с различной шириной колеи. Комплекс транспортных услуг на пограничных переходах оснащен всем необходимым оборудованием. Основные терминалы по переработке контейнеров, тарно-штучных, навалочных, скоропортящихся и других грузов расположены в Брестском и Гродненском железнодорожных узлах. На белорусско-польской границе имеются резервы для увеличения объемов перевозок в 3—4 раза. Белорусская железная дорога сотрудничает с железными дорогами России, Польши, Германии, Литвы в реализации ряда проектов по организации перевозок грузов специализированными контейнерами и грузовыми поездами, курсирующими по специально утвержденным графикам, со значительным сокращением сроков доставки. В 2005 г. организовано движение контейнерных поездов по маршруту Китай - Монголия — Россия — Беларусь — Польша — Германия. [7, с. 127-128]
Все возрастающую роль как в экспорте продукции, так и на европейском рынке транспортных услуг играет автомобильный транспорт. По территории республики проложены два трансъевропейских транспортных коридора (№ 2: Берлин — Нижний Новгород; № 9: Александруполис — Хельсинки) с ответвлением (№ 9В: Гомель - Минск - Вильнюс - Клайпеда - Калининград).
По Беларуси проходит водный путь международного значения Буг — Припять — Днепр — Черное море.
Особое
значение во внешнеэкономической
Для реализации внешнеэкономического потенциала необходимо более эффективно использовать возможности авиатранспорта. В стране функционируют семь аэропортов и один аэродром совместного базирования, имеющие статус международных: два в Минске и по одному в каждом из областных центров.
Национальная
компания «Белавиа» с 1997 г. является
членом Международной ассоциации авиаперевозчиков
IАТА. Она осуществляет почти 90 % всех пассажирских
перевозок, выполняет регулярные рейсы
более чем в 30 городов СНГ, а также полеты
в Австрию, Великобританию, Германию, Египет,
Израиль, Ирландию, Италию, Кипр, Латвию,
Польшу, Турцию, Чехию, Швецию. «Белавиа»
интегрирована в современную структуру
европейских авиаперевозок и имеет специальные
коммерческие соглашения с 48 авиакомпаниями
мира. Компания «Трансавиаэкспорт» специализируется
на перевозках грузов в страны Европы,
Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего
Востока. [7, с 128]
За годы государственного суверенитета в Беларуси освоено производство автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
Помимо производственных фондов республика в достаточной степени обеспечена квалифицированной рабочей силой, что повышает ее внешнеэкономический потенциал в конкурентной борьбе на мировых рынках.
В отдельных отраслях промышленного комплекса имеются уникальные передовые технологии, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступающих лучшим зарубежным аналогам. К примеру, стабильным спросом на мировом рынке пользуются интегральные микросхемы (ИМС) и транзисторы производства НПО «Интеграл», которое на постсоветском пространстве является единственным производителем микросхем для телевизоров 6-го и 7-го поколений.
Республика
Беларусь экспортирует свыше 90 % производимых
в стране калийных удобрений, нефтепродуктов,
металло-корда, металлообрабатывающих
станков, газовых плит, велосипедов и тракторов
(табл. 1.1). Она удерживает 7—8 % мирового
рынка тракторов и 10—15 % рынка большегрузных
самосвалов. Белорусский металлургический
завод занимает 7 % рынка металлокорда
в мире. [7, с. 128]
Таблица 1.1