Влияние обычаев,ритуалов и символов на поведение потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить влияние культурологического фактора на поведение потребителей.
Задачи курсовой работы:
- Определить основные факторы, влияющие на поведение потребителя.
- Подробно рассмотреть культуру, как внешний фактор воздействия на поведения потребителя.
- Провести сравнительный анализ влияния обрядов, ритуалов и символов на поведение потребителей различных стран.
- Рассмотреть особенности влияния культуры на принятие решения о покупке в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Глава 6
1.1 Основные факторы, влияющие на поведение потребителей. 6
1.2 Сущность и содержание фактора «культура». 14
2 Глава
2.1 Сравнительный анализ влияния обрядов, ритуалов и символов на поведение потребителей отдельных стран. 28
2.2 Особенности влияния культурного фактора на принятие решения о покупке российского потребителя. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Word 2007 Влияние обрядов, ритуалов и символов на поведение потребителя.docx

— 108.18 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Федеральное автономное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 «ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экономический факультет

Кафедра «Теории рынка»

КУРСОВАЯ  работа

 

по  предмету: Поведение  потребителя

      на  тему:

«Влияние  обрядов, ритуалов и символов на поведение потребителя» 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Студентки дневного 

                                              отделения группы  2.12

                                              специальность 080111

                                              «Маркетинг»

                                              Вартаньян А.С.

                                              Научный  руководитель:

                                              к.э.н.,  Жук Е.С. 

                                                                     

Ростов-на-Дону  2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Глава 6
  1.1 Основные  факторы, влияющие на поведение потребителей. 6
  1.2 Сущность  и содержание фактора «культура». 14
2 Глава  
  2.1 Сравнительный анализ влияния обрядов, ритуалов и  символов на поведение потребителей отдельных стран.  28
  2.2 Особенности влияния  культурного фактора на принятие решения о покупке  российского  потребителя. 38
       
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
   
     
     
     
     
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время потребитель является главной целью и объектом воздействия для производителя, он находится в центре всех его интересов. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения. Главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на поведение потребителя.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что каждый человек, являющийся потенциальным потребителем, имеет свои психологические и культурные особенности, которые прямым образом влияют на его потребительское поведение. И на сегодняшний день, для большинства людей, культура остается очень важной частью жизни, так что нельзя недооценивать ее влияние. Наше поведение в основном диктуется - генетической предрасположенностью, средой и культурой, воспитанием, сочетанием множества факторов. Это делает его уникальным. Влияние культуры на принятие решения о покупке очень велико. Культура воздействует как на выбор отдельного потребителя, так и на структуру потребления общества в целом. Культура влияет на осознание потребности, поиск и оценку вариантов выбора, потому что здесь процесс принятия решений носит сугубо индивидуальный характер.  Таким образом исследование культурологических особенностей потребителей разных стран является очень важным аспектом в работе маркетолога. Маркетологи могут влиять на решения потребителей при помощи рекламных материалов и стратегий розничной торговли, но некоторые культурные факторы они преодолеть не в силах, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

     Степень разработанности проблемы была исследована с помощью написанных в последние годы учебников и учебных пособий российских и зарубежных авторов, а также периодических изданий и интернет-ресурсов. Комплекс этой литературы позволяет исследовать тему курсовой работы наиболее подробно.

       Цель курсовой работы - изучить влияние культурологического фактора на поведение потребителей.

     Задачи курсовой работы:

- Определить основные факторы, влияющие на поведение потребителя.

- Подробно рассмотреть культуру, как  внешний фактор воздействия на  поведения потребителя.

- Провести сравнительный анализ влияния обрядов, ритуалов и символов на поведение потребителей различных стран.

- Рассмотреть особенности влияния культуры на принятие решения о покупке в России.

     Объектом  исследования в данной курсовой работе является потребитель, а предметом  все те обычаи,ритуалы и символы,которые  влияют на него при принятии решения  о покупке.

     Эмпирическую  базу исследования составили разнообразные статьи в экономических журналах, проведенные исследования и литература, написанная в последние года, включающая в себя учебники и методические пособия, также были использованы интернет-ресурсы, для ознакомления с периодической печатью и авторскими статьями.

     Теоретико-методологическая база исследования состоит из концепций ученых, например таких, как Ж.Бодрийяр - французский социолог, культуролог и философ-постмодернист и различные теорий, например таких, как теории мотивации потребителя, теория поведенческой ассимиляции.

     Структура курсовой работы. Исследование темы работы изложено в двух главах. В первой главе представлены основные факторы, влияющие на поведение потребителей, а также подробно рассмотрен фактор культура, который является  основой для данной работы. Во второй главе производится сравнительный анализ влияния культуры на потребителей разных стран, а также  рассматривается поведение российского потребителя. В заключение подведены основные выводы проведенного исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Глава

     1.1 Основные факторы, влияющие на поведение потребителей.

     Поведение потребителей - это целенаправленная деятельность по выбору, покупке и  использованию продуктов. Эта деятельность направлена на удовлетворение потребностей и подвержена различному влиянию со стороны окружающей среды и индивидуальных различий потребителей.

     «Поведение  потребителей определяется как действия, предпринимаемые людьми при приобретении товаров и услуг и избавлении от них. Другими словами, поведение потребителей принято считать наукой о том, «почему люди покупают»,- в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему люди покупают определенные продукты или марки.» 1

     Ежедневно потребители принимают множество  решений о том, что купить. Для  того чтобы понять, чем руководствуется  покупатель, совершая ту или иную покупку, необходимо определить, какие факторы  влияют на его поведение. С одной стороны, действия потребителя происходят в определенных условиях, т. е. они обусловлены окружением, а с другой - решение о покупке принимается потребителем с учетом его персональных ценностей, стиля жизни, эмоций, знаний, дохода, мотивации, пристрастий и увлечений. Особое место при формировании поведения потребителя на рынке имеет так называемый психологический процесс, характеризующий их ответные реакции.

           Таким образом, все факторы,  влияющие на поведение потребителей  можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К факторам внешнего влияния на поведение потребителя относятся: культура, демография, ценности и нормы, социальный статус, референтные группы, семья и домашнее хозяйство, климатические, экономические и политические факторы. В большинстве случаев маркетологи не могут управлять этими факторами, но должны их знать и учитывать. К внутренним факторам относятся представление человека о себе, персональные ценности, личностные характеристики, познавательные процессы и т.д. Далее, я перечислю наиболее важные, на мой взгляд, факторы и постараюсь содержательно раскрыть каждый из них.

     1) Внешние факторы. В рамках влияния окружения на покупательское поведение рассмотрены следующие группы факторов:

     Социальные  классы, роли и статус покупателя.

     Почти в каждом обществе в том или  ином виде существует классовая структура. Общественные классы - это стабильные и упорядоченные группы общества, члены которых имеют приблизительно равное общественное положение, интересы и поведение. Принадлежность к тому или иному общественному классу определяется не каким-либо единственным фактором, например заработком, а сочетанием рода занятий, дохода, образования, материального  благосостояния и других характеристик. Поведение потребителя достаточно сильно зависит от социального класса, к которому он принадлежит (выбор  магазина, предпочтение марок и др.). Социальные классы имеют свои особенности  в осознании потребности, выборе оценочных критериев, в обработке  информации, в самом процессе покупки. Индивид является членом множества  социальных групп (семьи, клубов, организаций). Его положение в каждой из них  можно охарактеризовать с точки  зрения роли и статуса. Роль представляет собой набор действий, которых  ожидают от индивида окружающие его  лица. Каждой роли соответствует статус, отражающий оценку, которую дает данной роли общество. Человек часто останавливает  свой выбор на товарах, говорящих  о его статусе в обществе. Деятели  рынка осознают потенциальные возможности  превращение товаров в символы  статуса.

     Персональное  влияние.

     На  принятие решения о покупке часто  оказывают влияние люди, которые  окружают потребителя и к которым  он испытывает доверие. Выделяют две  формы персонального влияния: влияние  референтных групп (группы, оказывающие  прямое, т. е. при личном контакте или  косвенное влияние на отношения или поведение человека.) и влияние «компетентных личностей» (потребители часто обращаются к окружающим их людям, членам семьи, друзьям за советом в отношении выбора товаров и услуг). Референтные группы оказывают на человека особенно сильное влияние. Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно бывают неформальными и являются наиболее влиятельными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы. Влияние, которое оказывают подобные группы на поведение, зависят от готовности человека принять нормы и следовать им. Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Деятели рынка стремятся выявить все референтные группы конкретного рынка, на котором они продают свои товары. Отдельная группа влияет на покупателя по-разному, но это влияние усиливается, если покупка обращает на себя заметное внимание других. С другой стороны, группы оказывают меньшее влияние на потребителя, приобретающего индивидуальные предметы первой необходимости, поскольку окружающие не уделят особого внимания ни этим товарам, ни их торговым маркам.

     Референтные группы оказывают на людей влияние, по крайней мере, тремя путями. Во-первых, индивид сталкивается с новыми для  него проявлениями поведения и образами жизни. Во-вторых, группа воздействует на отношение индивида и его представление  о самом себе, поскольку он, как  правило, стремится «вписаться»  в коллектив. И, в-третьих, группа подталкивает индивида к комфортности, что может  повлиять на выбор им конкретных товаров  и марок.

     Влияние семьи.

     Семья является первичной неформальной группой. Она выступает базовым социальным институтом, влияние которого распространяется на привычки, пристрастия, действия и  убеждения людей. Степень влияния  членов семьи на индивида зависит  от принадлежности его к тому или  иному типу семьи. Семья наставляющая состоит из родителей индивида. От них человек получает наставления  о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует  тесно со своими родителями, их влияние  на его неосознанное поведение может  все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим. Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, т. е. его супруг и дети. Семья - самая важная в рамках общества организация потребительских закупок, и ее подвергают всестороннему изучению. Деятелей рынка интересуют роли мужа, жены и детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.

Информация о работе Влияние обычаев,ритуалов и символов на поведение потребителей