Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:39, реферат
Актуальность темы исследования заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля. Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Специфика и формы организации розничной торговли ……….……5
2.Агропромышленный комплекс и розничная торговля…………………………………………….……………………………11
Заключение…………………………………………………………….….22
Список литературы………………………………………….…..……......23
Структура розничного товарооборота:
1. Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные).
2. Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, одежда, обувь, мебель, лесоматериалы, резино-технические изделия и др.).
3. Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская,; мебель: для жилья, служебных помещений, офисов, дачи и т.п.).
4. Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объёме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; телевизоры: цветные, черно-белые, переносные и т.п.).
На структуру розничного товарооборота влияют социально-демографические, экономические факторы, климатические условия, национальные особенности региона
2. Агропромышленный комплекс и розничная торговляКонкуренция в сфере агропромышленного комплекса С точки зрения развития
конкуренции важнейшими рынками
агропромышленного комплекса Рынки сельскохозяйственной
продукции и продуктов питания
в Российской Федерации в целом
являются низко-концентрированными, с
развитой конкурентной средой. Изменение
цены товара на таких рынках, как
правило, не связано с монополистической
деятельностью хозяйствующих Для рынков агропромышленного комплекса характерны периодические «всплески» цен на продукты питания. ФАС России и его территориальные органы в этих случаях проводят большую работу по выявлению причин роста цен, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства. Государственное антимонопольное регулирование агропромышленного комплекса является одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольных органов, поскольку состояние данной сферы экономики является определяющим для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Аграрное производство имеет целый ряд особенностей, которые оказывают влияние на структуру этой отрасли и отношения между субъектами производства. Самые значительные из них: использование в производстве в виде основного фактора производства больших площадей земли, большая зависимость от погодных условий, растянутый производственный цикл, использование в производстве живых организмов и др. Это обусловило технологию производства и то обстоятельство, что в аграрном секторе преобладают небольшие, по сравнению с другими отраслями производства, предприятия. На развитие конкуренции
в агропромышленном комплексе значительное
влияние оказывают Развитию конкуренции
на рынках сельхозпродукции способствует
создание современной инфраструктуры
сбыта через сеть оптовых продовольственных
рынков, бирж, ярмарок. Формирование эффективной
инфраструктуры, в особенности системы
биржевой торговли, также обеспечивает
хозяйственные связи между Существует также ряд факторов, ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве: недостаток материальных и финансовых ресурсов, наличие вертикальной интеграции в производстве продукции, развитие кооперации. В настоящее время в России имеются и значительные барьеры для вхождения на рынок сельскохозяйственной продукции: исключительные права, льготы, ограничения. На состояние конкуренции
в сельском хозяйстве отрицательное
влияние оказывает и недостаток
хранилищ, складов, пунктов первичной
продукции, средств связи, плохое состояние
дорог, неразвитость биржевой торговли
сельскохозяйственной продукцией. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий ФАС России, начиная с 2004 года
на постоянной основе осуществляет антимонопольный
контроль рынка хлеба. Территориальные
органы ФАС России в 2007 году провели оперативные
контрольные мероприятия с целью установления
факторов удорожания указанного товара
и приняли меры по устранению выявленных
нарушений антимонопольного законодательства. Рост стоимости зерна только за счет перепродажи его посредниками составил около 40%. Аналогичная ситуация наблюдается на рынке муки. Причинами роста цен на зерно также являются: сокращение количества предложений по продаже зерна на рынке реализации зерна; отсутствие переходящих остатков зерна у сельхозтоваропроизводителей, что создало условия недостаточности запасов зерна до нового урожая и необходимости приобретения зерна нового урожая у организаций-перепродавцов зерна; высокие закупочные цены на зерновые; отсутствие достаточного количества предложений от зерноперерабатывающих предприятий по поставке муки. Вместе с тем, рядом территориальных управлений ФАС России в ходе проведенных проверок установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Рост цен на хлеб в розничной торговле напрямую не связан с ростом отпускных цен непосредственно у производителей. Цены организаций, которые являются оптовыми и мелкооптовыми продавцами хлеба и хлебобулочных изделий, существенно отличаются от цен, устанавливаемых производителями хлеба. Так, цена реализации хлеба организациями-посредниками может превышать цену реализации производителя на 30-40%. Рынок молока На рынках цельномолочной
продукции также наметилась тенденция
к усилению экономической концентрации. В целом же рынок молочной
продукции нельзя признать монополизированным,
поскольку он представлен большим
количеством хозяйствующих Основными препятствиями развитию конкурентной среды на оптовых рынках закупок молока на переработку являются: неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования); сезонные колебания цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного сырья в наращивании объемов производства продукта. Главной причиной роста цен
молочной продукции, наблюдающегося в
последнее время, является рост
закупочных цен на сырое молоко,
вызванный отсутствием Процессы, происходящие на российском
рынке молока и молочной продукции
отражают общую тенденцию роста цен на
данную продукцию в мире. По результатам
проведения контрольных мероприятий территориальных
управлений ФАС России установлено, что
в целом по Российской Федерации рост
цен на цельномолочную продукцию не связан
с нарушениями антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами – производителями
цельномолочной продукции. Выявленные
нарушения имеют локальный характер, при
этом абсолютное большинство нарушений
выявлено на рынке оптово-розничной торговли
цельномолочной продукцией. Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации ФАС России проводил выборочные проверки соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства на товарных рынках плодоовощной продукции, включенной в потребительскую корзину, с учетом региональной специфики ее формирования. Рассматриваемые рынки являются конкурентными и открыты для межрегиональной торговли. В абсолютном большинстве регионов Российской Федерации на товарных рынках плодоовощной продукции предприятия, занимающие существенную рыночную долю, отсутствуют. Рынок плодоовощной продукции
характеризуется довольно гибким уровнем
спроса, объемы поставок находятся
в прямой зависимости от времени
года. В летне-осенний период объемы
реализации возрастают. Учитывая территориальное расположение
и климатические условия отдельных регионов
(Мурманская область, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский
автономные округа и др.) на ценообразование
плодоовощной продукции влияют такие
факторы, как короткий срок хранения продукции,
недостаточное количество складских помещений. Административные барьеры
для входа на рынок достаточно
малы, что подтверждается значительным
количеством хозяйствующих Розничные торговые сети На фоне роста розничного товарооборота, в России в последние годы происходит опережающий рост товарооборота розничных торговых сетей по продуктам питания. Среди присутствующих в России
торговых сетей выделяются следующие
типы. Национальные (федеральные или
общероссийские) операторы: 1) иностранные
торговые сети, открытые в России напрямую
материнскими компаниями (торговая сеть
планирует общероссийскую экспансию);
2) иностранные торговые сети, открытые
в России на правах франчайзинга (торговая
сеть планирует общероссийскую экспансию);
3) российские компании, планирующие экспансию
во все регионы. Розничные сети начинают аккумулировать
значительные капиталы, что позволит
им диктовать условия При этом быстрое развитие крупных торговых сетей и рост их доли на региональных розничных рынках продовольствия в настоящее время привели к закономерным, известным из мирового опыта последствиям – смещению баланса рыночной силы от производителей к розничному звену и связанному с этим более сложному положению предприятий – поставщиков. Требования торговых сетей в отношении поставщиков не всегда обоснованы и равным образом отражают интересы поставщиков и торговых сетей. Известны требования к
поставщикам, которые могут не обеспечивать
получения поставщиками адекватной
доли дополнительной прибыли, возникающей
в результате тех или иных мероприятий
в системе распределения Специфика отношений в данной сфере состоит в том, что, несмотря на небольшую долю хозяйствующих субъектов (торговых сетей), действующих на рынке реализации и (или) поставки продукции, с учетом низкоконцентрированности данных рынков и дефицита торговых мест, данные хозяйствующие субъекты получают возможность влиять на возникающие правоотношения и на конкуренцию на соответствующих товарных рынках, в частности на существующие договорные правоотношения с поставщиками продукции. В результате проверок выявлены следующее поведение торговых сетей по отношению к предприятиям – поставщикам: 1) гарантия минимальной
торговой наценки ( 2) порядок изменения цен
закупки товара у поставщиков.
Каждая из сетей требует, 3) право сетей на вывод
товара из ассортимента сети
без срока предупреждения 4) при предоставлении
на определённый период 5) плата за ввод новых
товарных позиций, плата за
открытие новых торговых точек, Указанное свидетельствует о большом влиянии торговых сетей, не достигающих доли 35% на соответствующем товарном рынке, на правоотношения, возникающие при реализации товаров и продукции. При этом в настоящее время отношения между хозяйствующими субъектами урегулированы, в основном, только в общих чертах без учета специфики отношений в сфере торговли нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что в данной сфере происходит наибольшее число нарушений прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. В связи с изложенным возникла необходимость в принятии соответствующего нормативного правового акта, направленного, в первую очередь, на решение проблем взаимоотношений участников рынка услуг розничной торговли. В настоящее время Министерством
экономического развития и торговли
России (далее – МЭРТ) с участием
заинтересованных органов исполнительной
власти, в том числе ФАС России,
подготовлен проект федерального закона
«Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской
Федерации» (далее – законопроект).
С целью решения проблем Принятие данного |
Заключение
Розничная торговля является
важным звеном на рынке товаров, которое
предназначено для обслуживания
населения и оказания услуг покупателям.
На пути развития наблюдаются негативные
явления, которые ухудшают состояние
потребительского рынка. Несмотря на это,
происходит преобразование отрасли
за счет продажи товаров
Список литературы
1.Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - 2-е изд., испр. - Минск: Вышэйш. шк., 2006. - 351 с. - (ВУЗ. Студентам высших учебных заведений). - ISBN 985-06-1255-Х.
2.Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. - 700 с. - ISBN 5-91131-193-3.
3.Ильин А.И. Планирование на предприятии [Текст]: учеб. для вузов / А.И. Ильин. - 5-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2004. - 635 с. - (Экономическое образование). - Библиогр.: с.625-627. - ISBN 985-475-068-Х.
4.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. - 504 с. - ISBN 5-91131-359-6.
5.Барри Берман, Джоэл Р. Эванс Розничная торговля: стратегический подход = Retail l Management: A Strategic Approach. — М.: «Вильямс», 2003. — С. 1184.