Виды розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:39, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля. Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Специфика и формы организации розничной торговли ……….……5
2.Агропромышленный комплекс и розничная торговля…………………………………………….……………………………11
Заключение…………………………………………………………….….22
Список литературы………………………………………….…..……......23

Работа содержит 1 файл

referat_po_torgovle.docx

— 47.25 Кб (Скачать)

Структура розничного товарооборота:

1.   Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные).

2.   Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, одежда, обувь, мебель, лесоматериалы, резино-технические изделия и др.).

3.   Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская,; мебель: для жилья, служебных помещений, офисов, дачи и т.п.).

4.   Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объёме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; телевизоры: цветные, черно-белые, переносные и т.п.).

На структуру розничного товарооборота влияют социально-демографические, экономические факторы, климатические  условия, национальные особенности  региона

2. Агропромышленный  комплекс и розничная торговля

 Конкуренция в сфере агропромышленного комплекса

С точки зрения развития конкуренции важнейшими рынками  агропромышленного комплекса являются рынки зерна и продуктов его  переработки, хлеба, молока, масла подсолнечного, мяса (в том числе мяса птицы), соков, сахара, кондитерских изделий и другие рынки.

Рынки сельскохозяйственной продукции и продуктов питания  в Российской Федерации в целом  являются низко-концентрированными, с  развитой конкурентной средой. Изменение  цены товара на таких рынках, как  правило, не связано с монополистической  деятельностью хозяйствующих субъектов (в том числе монопольным установлением  цен), а заключение антиконкурентных соглашений затрудняется наличием большого количества альтернативных продавцов. Данные рынки открыты для межрегиональной и международной торговли, количество хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональных рынках незначительно, в большинстве случаев необоснованные административные барьеры входа на рынок потенциальных конкурентов отсутствуют или преодолимы.

Для рынков агропромышленного комплекса характерны периодические «всплески» цен на продукты питания. ФАС России и его территориальные органы в этих случаях проводят большую работу по выявлению причин роста цен, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства. Государственное антимонопольное регулирование агропромышленного комплекса является одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольных органов, поскольку состояние данной сферы экономики является определяющим для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Аграрное производство имеет  целый ряд особенностей, которые  оказывают влияние на структуру  этой отрасли и отношения между  субъектами производства. Самые значительные из них: использование в производстве в виде основного фактора производства больших площадей земли, большая зависимость от погодных условий, растянутый производственный цикл, использование в производстве живых организмов и др. Это обусловило технологию производства и то обстоятельство, что в аграрном секторе преобладают небольшие, по сравнению с другими отраслями производства, предприятия.

На развитие конкуренции  в агропромышленном комплексе значительное влияние оказывают специфические  особенности отрасли. Различия в  природно-климатических условиях по территориям влияют на продуктивность земли, а, следовательно, предложение  продукции, особенно растениеводческой. Устойчивость сельскохозяйственного  производства значительно ниже других отраслей в связи с изменяющимися  метеоусловиями, что обуславливает  значительные колебания объёмов  предложения продукции и цен. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения  сельскохозяйственной продукции при  изменении цен. Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует её скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в  период массового поступления на рынок.

Развитию конкуренции  на рынках сельхозпродукции способствует создание современной инфраструктуры сбыта через сеть оптовых продовольственных  рынков, бирж, ярмарок. Формирование эффективной  инфраструктуры, в особенности системы  биржевой торговли, также обеспечивает хозяйственные связи между субъектами рынка.

Существует также ряд  факторов, ограничивающих развитие конкуренции  в сельском хозяйстве: недостаток материальных и финансовых ресурсов, наличие вертикальной интеграции в производстве продукции, развитие кооперации. В настоящее время в России имеются и значительные барьеры для вхождения на рынок сельскохозяйственной продукции: исключительные права, льготы, ограничения.

На состояние конкуренции  в сельском хозяйстве отрицательное  влияние оказывает и недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной  продукции, средств связи, плохое состояние дорог, неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.  
     Во многих сегментах агропромышленного комплекса процессы концентрации уже привели к появлению крупных групп лиц со значительной долей на соответствующих рынках. Наиболее интенсивно процессы консолидации активов в рассматриваемом секторе экономики интенсивно идут в производстве продукции, рентабельность которой превышает 30% и не имеет резких колебаний. Это – зерно, семена подсолнечника, картофель, овощи. Средний уровень конкурентоспособности характеризуется рентабельностью в интервале 10–30%: молоко и молочная продукция, яйцо.

Рынок хлеба и хлебобулочных изделий

ФАС России, начиная с 2004 года на постоянной основе осуществляет антимонопольный контроль рынка хлеба. Территориальные органы ФАС России в 2007 году провели оперативные контрольные мероприятия с целью установления факторов удорожания указанного товара и приняли меры по устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.  
Анализ документов, полученных в ходе контрольных мероприятий, позволяет сделать вывод, что основной причиной повышения оптовых цен на хлебобулочные изделия является повышение цен на муку, отпускаемую хлебопекарным предприятиям. Важнейшим фактором роста цен на муку является рост цен на зерно, поскольку затраты на зерно составляют до 80% себестоимости муки. Причинами роста закупочных цен на зерно для мукомольных предприятия являются следующие:  
- рост мировых цен на зерновые; 
- рост цен на электроэнергию - ресурс, необходимый для первичной очистки зерна в хозяйствах, его сушки на элеваторах и т.п.; 
- наличие значительного числа посредников на рынке зерна. Как правило, прежде чем зерно дойдет до мукомольного предприятия, а мука до хлебопекарного, происходит несколько сделок по купле-продаже этих товаров. Значительное количество посредников ведет к увеличению стоимости товара.

Рост стоимости зерна  только за счет перепродажи его посредниками составил около 40%. Аналогичная ситуация наблюдается на рынке муки.

Причинами роста цен на зерно также являются: сокращение количества предложений по продаже  зерна на рынке реализации зерна; отсутствие переходящих остатков зерна  у сельхозтоваропроизводителей, что создало условия недостаточности запасов зерна до нового урожая и необходимости приобретения зерна нового урожая у организаций-перепродавцов зерна; высокие закупочные цены на зерновые; отсутствие достаточного количества предложений от зерноперерабатывающих предприятий по поставке муки.

Вместе с тем, рядом  территориальных управлений ФАС  России в ходе проведенных проверок установлены признаки нарушения  антимонопольного законодательства.

Рост цен на хлеб в розничной торговле напрямую не связан с ростом отпускных цен непосредственно у производителей. Цены организаций, которые являются оптовыми и мелкооптовыми продавцами хлеба и хлебобулочных изделий, существенно отличаются от цен, устанавливаемых производителями хлеба. Так, цена реализации хлеба организациями-посредниками может превышать цену реализации производителя на 30-40%.

 Рынок молока

На рынках цельномолочной продукции также наметилась тенденция  к усилению экономической концентрации.  
Группы лиц Вимм-Билль-Данн и ЮниМилк являются крупнейшими операторами рынка молочной продукции, имеющие производственные мощности по производству молока более чем в 10 регионов Российской Федерации.

В целом же рынок молочной продукции нельзя признать монополизированным, поскольку он представлен большим  количеством хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет незначительную рыночную долю на федеральном уровне. Совокупная доля крупнейших участников рынка (группы лиц) не превышает 50%, а  доля каждого составляет не более 25%. Таким образом, можно говорить о  достаточно развитой конкуренции на указанном рынке.

Основными препятствиями  развитию конкурентной среды на оптовых  рынках закупок молока на переработку  являются: неразвитость рыночной инфраструктуры (нехватка специальных транспортных средств и специального холодильного оборудования); сезонные колебания  цен, что снижает заинтересованность хозяйств-производителей молочного  сырья в наращивании объемов производства продукта.

Главной причиной роста цен  молочной продукции, наблюдающегося в  последнее время,  является рост закупочных цен на сырое молоко, вызванный отсутствием необходимых  объемов его производства, при  повышении спроса на него со стороны  производителей молочной продукции, который  в свою очередь вызван резким ростом цен на сухое молоко, как на внутреннем рынке, так и за пределами Российской Федерации.

Процессы, происходящие на российском рынке молока и молочной продукции  отражают общую тенденцию роста цен на данную продукцию в мире. По результатам проведения контрольных мероприятий территориальных управлений ФАС России установлено, что в целом по Российской Федерации рост цен на цельномолочную продукцию не связан с нарушениями антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами – производителями цельномолочной продукции. Выявленные нарушения имеют локальный характер, при этом абсолютное большинство нарушений выявлено на рынке оптово-розничной торговли цельномолочной продукцией. 
  Рынки плодоовощной продукции

Во исполнение поручения  Правительства Российской Федерации  ФАС России проводил выборочные проверки соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства на товарных рынках плодоовощной продукции, включенной в потребительскую корзину, с учетом региональной специфики ее формирования.

Рассматриваемые рынки являются конкурентными и открыты для  межрегиональной торговли. В абсолютном большинстве регионов Российской Федерации  на товарных рынках плодоовощной продукции  предприятия, занимающие существенную рыночную долю, отсутствуют.

Рынок плодоовощной продукции  характеризуется довольно гибким уровнем  спроса, объемы поставок находятся  в прямой зависимости от времени  года. В летне-осенний период объемы реализации возрастают. 
Цены на плодоовощную продукцию обусловлены уровнем предложений и спроса, а также другими рыночными факторами. Таким образом, формирование цен на плодоовощную продукцию происходит под влиянием спроса на нее в конкретный период, показателя уровня удовлетворения, ценовой конкуренции и в меньшей степени себестоимости производства продукта. Одновременно существенное влияние на формирование цен оказывают издержки по содержанию стационарных торговых площадей, повышение платы за аренду, налог на землю, коммунальные платежи, затраты на транспортировку и хранение товара, рост цен на ГСМ, налоговые платежи.

Учитывая территориальное расположение и климатические условия отдельных регионов (Мурманская область, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и др.) на ценообразование плодоовощной продукции влияют такие факторы, как короткий срок хранения продукции, недостаточное количество складских помещений. 
Проведенные антимонопольными органами контрольные мероприятия показывают, что одним из способов стабилизации и сдерживания цен на плодоовощную продукцию является создание условий для реализации выращенной продукции непосредственно российскими сельхозтоваропроизводителями.

Административные барьеры  для входа на рынок достаточно малы, что подтверждается значительным количеством хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовые поставки плодоовощной продукции на территории соответствующих  регионов. Администрации рынков не участвуют в процессе ценообразования на плодоовощную продукцию. 
По мнению ФАС России, реальному снижению цен на плодоовощную продукцию может способствовать проведение на постоянной основе ярмарок выходного дня в городах и поселениях, а так же создание специализированных сельскохозяйственных рынков для торговли плодоовощной продукцией ее производителями.

Розничные торговые сети

На фоне роста розничного товарооборота, в России в последние  годы происходит опережающий рост товарооборота  розничных торговых сетей по продуктам  питания.

Среди присутствующих в России торговых сетей выделяются следующие  типы. Национальные (федеральные или  общероссийские) операторы: 1) иностранные  торговые сети, открытые в России напрямую материнскими компаниями (торговая сеть планирует общероссийскую экспансию); 2) иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга (торговая сеть планирует общероссийскую экспансию); 3) российские компании, планирующие экспансию во все регионы. 
Локальные компании: 1) компании, работающие в рамках одного города или одного региона и не планирующие экспансию во все регионы России; 2) компании, работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и во все регионы России.  
По мнению экспертов, дальнейшее развитие локальных сетей может идти по пути их поглощения общероссийскими, получения ими франшизы общероссийских компаний либо создания сильных компаний современного формата. С другой стороны, общероссийские торговые сети осуществляют экспансию на региональные рынки, как правило, объединяясь с местными торговыми сетями, банками, логистическими, девелоперскими компаниями, что вызвано наличием достаточно высоких административных барьеров в регионах, дефицитом обустроенных земельных участков, трудностями налаживания собственной системы поставок, недостатком финансовых средств и т.д.

Розничные сети начинают аккумулировать значительные капиталы, что позволит им диктовать условия сотрудничества производителям продовольствия.

При этом быстрое развитие крупных торговых сетей и рост их доли на региональных розничных  рынках продовольствия в настоящее  время привели к закономерным, известным из мирового опыта последствиям – смещению баланса рыночной силы от производителей к розничному звену  и связанному с этим более сложному положению предприятий – поставщиков.

Требования торговых сетей в отношении поставщиков не всегда обоснованы и равным образом отражают интересы поставщиков и торговых сетей.

Известны требования к  поставщикам, которые могут не обеспечивать получения поставщиками адекватной доли дополнительной прибыли, возникающей  в результате тех или иных мероприятий  в системе распределения товара, и, следовательно, могут негативно  влиять на эффективность их деятельности. Это может касаться такой деловой  практики как дискриминационная  бонусная политика, бесплатная поставка товара в торговые сети, участие в рекламных акциях, аукционах на право заключения договора поставки и др.

Специфика отношений в  данной сфере состоит в том, что, несмотря на небольшую долю хозяйствующих  субъектов (торговых сетей), действующих  на рынке реализации и (или) поставки продукции, с учетом низкоконцентрированности данных рынков и дефицита торговых мест, данные хозяйствующие субъекты получают возможность влиять на возникающие правоотношения и на конкуренцию на соответствующих товарных рынках, в частности на существующие договорные правоотношения с поставщиками продукции.

В результате проверок выявлены следующее поведение торговых сетей по отношению к предприятиям – поставщикам:

1) гарантия минимальной  торговой наценки (маржинального  дохода), т.е поставщик поставляет товар всем сетям по одинаковой цене. Каждая сеть устанавливает самостоятельно розничные цены;

2) порядок изменения цен  закупки товара у поставщиков.  Каждая из сетей требует, чтобы  изменение цены у неё было  позднее, чем у конкурентов.  Подтверждением является изменение  цены на полке у конкурентов.  Таким образом, получается замкнутый  круг и повысить цену невозможно;

3) право сетей на вывод  товара из ассортимента сети  без срока предупреждения поставщика. При этом у поставщика есть  обязанность поддержания товарного  запаса для бесперебойной поставки  в сеть и, в случае вывода  товара без предупреждения за  определённый срок, поставщик остаётся  с избыточным количеством товара;

4) при предоставлении  на определённый период Поставщиком  «специальных цен» для других  сетей – цена для Покупателя  в этот же период не может  быть выше этой цены. Речь идет  о проводимых рекламных акциях в сетях-конкурентах.Требование данного пункта означает, что Поставщик обязан проводя рекламные акции, хотя бы в одной сети, либо проводить такие же акции во всех остальных сетях, либо компенсировать сетям указанную скидку в цене. В противном случае предусматриваются существенные штрафы;

5) плата за ввод новых  товарных позиций, плата за  открытие новых торговых точек,  плата за ротацию (изменение  ассортимента). В большинстве случаев, розничные операторы перекладывают бремя расходов по получению ими предпринимательского дохода в ходе реализации договора розничной купли-продажи, на поставщиков.

Указанное свидетельствует о большом влиянии торговых сетей, не достигающих доли 35% на соответствующем товарном рынке, на правоотношения, возникающие при реализации товаров и продукции. При этом в настоящее время отношения между хозяйствующими субъектами урегулированы, в основном, только в общих чертах без учета специфики отношений в сфере торговли нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что в данной сфере происходит наибольшее число нарушений прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

В связи с изложенным возникла необходимость в принятии соответствующего нормативного правового акта, направленного, в первую очередь, на решение проблем взаимоотношений участников рынка услуг розничной торговли.

В настоящее время Министерством  экономического развития и торговли России (далее – МЭРТ) с участием заинтересованных органов исполнительной власти, в том числе ФАС России, подготовлен проект федерального закона «Об основах государственного регулирования  торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – законопроект). С целью решения проблем доступа  производителей к торговым сетям, в  законопроекте содержатся нормы  антимонопольного регулирования, предусматривающие, в частности, снижение размера доли хозяйствующего субъекта, при достижении которой его положение на соответствующем  товарном рынке будет признано доминирующим, до 15 процентов. Также законопроектом предусмотрено установление запрета осуществления доминирующим хозяйствующим субъектом действий, которые могут иметь своим результатом ущемление прав и законных интересов других лиц.

Принятие данного законопроекта  будет способствовать решению обозначенных проблем функционирования рынка  услуг розничной торговли, поддержке  развития конкуренции в сфере  торговли, защите интересов как торговых сетей, так и производителей, а также являться инструментом обеспечения баланса интересов участников торговой деятельности и недопущения злоупотреблений в сфере розничной торговли.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Розничная торговля является важным звеном на рынке товаров, которое  предназначено для обслуживания населения и оказания услуг покупателям. На пути развития наблюдаются негативные явления, которые ухудшают состояние  потребительского рынка. Несмотря на это, происходит преобразование отрасли  за счет продажи товаров организованными  предприятиями торговли, применяющими цивилизованные формы торговли. В  качестве первоочередных задач на современном  этапе выступают развитие прогрессивных  методов продажи, совершенствование  товаров методом самообслуживания по предварительным заказам, по месту  работы и жительства. Решая задачи о рациональной организации системы  товароснабжения, идет обеспечение  планомерного, бесперебойного снабжения  товарами розничной торговой сети. В розничной торговле осуществляется продажа товаров населению, изучается  покупательский спрос, формируются  заказы промышленности. Необходимым  условием для дальнейшего совершенствования  розничной торговли является разработка проектов современных магазинов, оснащенных новейшими видами торгово-технологического оборудования. В организации торговли большую роль играет разработка технологических  процессов, направленных на обслуживание покупателей, т.е. внедрение прогрессивных  методов и дополнительных услуг. Необходимым условием дальнейшего совершенствования торговых предприятий является получение прибыли предприятием. На получение прибыли влияет процесс ценообразования. Политика ценообразования преследует три цели: обеспечение сбыта, максимизация прибыли, удержание рынка. Работая в этих условиях, предприятия розничной торговли должны следить за ситуацией на рынке: динамикой цен, появлением новых товаров, действиями конкурентов. Они не должны допускать чрезмерного завышения или занижения цен на свои товары и стремиться снижать издержки закупа и сбыта.

 

Список литературы

1.Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - 2-е изд., испр. - Минск: Вышэйш. шк., 2006. - 351 с. - (ВУЗ. Студентам высших учебных заведений). - ISBN 985-06-1255-Х.

2.Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. - 700 с. - ISBN 5-91131-193-3.

3.Ильин А.И. Планирование на предприятии [Текст]: учеб. для вузов / А.И. Ильин. - 5-е изд., стер. - Минск: Новое знание, 2004. - 635 с. - (Экономическое образование). - Библиогр.:  с.625-627. - ISBN 985-475-068-Х.

4.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. - 504 с. - ISBN 5-91131-359-6.

5.Барри Берман, Джоэл Р. Эванс Розничная торговля: стратегический подход = Retail l Management: A Strategic Approach. — М.: «Вильямс», 2003. — С. 1184. 

 


Информация о работе Виды розничной торговли