Виды организаций субъектов хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание работы

Общество – объединение граждан, предприятий для осуществления
общей хозяйственной деятельности. Выделяют: акционерные общества (открытое, закрытое), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью (субсидиарная ответственность).

Работа содержит 1 файл

Виды организаций субъектов хозяйствования.docx 5 апта.docx

— 32.71 Кб (Скачать)
           Виды  организаций субъектов хозяйствования

           Классификацию организационно-правовых форм

           организаций можно представить в виде схемы (рис. 2.4.)

           Рис. 2.4. Классификация организационно-правовых форм организаций

           Товарищество  – объединение физических или  юридических лиц для

           совместной  экономической деятельности. Выделяют: полное - субсидиарная ответственность, прибыль и убытки пропорционально паям, коммандитное (на вере) – риск в

             пределах внесенных сумм.

           Общество  – объединение граждан, предприятий  для осуществления

             общей хозяйственной деятельности. Выделяют: акционерные общества (открытое, закрытое), общество с ограниченной  ответственностью, общество с дополнительной  ответственностью (субсидиарная ответственность).

           Совместное  предприятие (СП) – предприятие с  долевым участием иностранных инвесторов, одна из наиболее эффективных форм международного экономического сотрудничества. При создании СП происходит объединение  капиталов двух и более партнеров  из различных стран для совместного  ведения деятельности. СП могут быть образованы в форме акционерных  обществ, обществ с ограниченной ответственностью, а так же в иных формах, на основе договора, заключенного участниками этого предприятия. СП являются юридическими лицами государства, в котором оно учреждено и  зарегистрировано. СП, в уставном фонде  которых иностранные инвестиции составляют более 30%, имеют право  без лицензии экспортировать свою продукцию.

           Транснациональная корпорация – фирма, корпорация, компания, осуществляющие основную часть своих  операций за пределами страны, в  которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где  имеет сеть отделений, филиалов, предприятий.

           Картель (франц. cartel от итал. cartelio) – форма договорного обьединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий о квотировании, об объемах производства и продажи, ценах, рынках сбыта, обмене лицензиями, стандартизации продукции, обмене опытом управления. Цель создания картеля – увеличение прибыли посредством регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении, аутсайдеров. По характеру операций Картели бывают внутренние и международные, экспортные и импортные, гласные и негласные (в форме «ждентельменских соглашений», пулов). Различают горизонтальное соглашение, заключаемое одинаково специализированными фирмами, и вертикальное, направленное на ограничение гибкости рынка, достигаемое за счет атомистичности и текучести. Распространенная форма негласного картельного соглашения – «лидерство в ценах». Обычно картель создается на продолжительный период (5-10 лет) с возможным продлением. В ряде стран заключение картельных соглашений запрещено антимонопольным законодательством, ограничено узкими рамками отдельных отраслей и видов производств или особых условий.

           Синдикат  – крупное объединение предпринимателей, которое берет на себя осуществление  всей коммерческой деятельности при  сохранении производственной и юридической  самостоятельности входящих в него предприятий.

           Консорциум (от лат. consortium - участие) – добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программ, осуществления крупного (капиталоемкого) проекта. В консорциум могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. Финансовые и материальные фонды консорциума создаются как за счет его участников, так и посредствам привлечения кредитов и бюджетных средств. После выполнения поставленной цели консорциум распускается.

           Трест (англ. trust) – объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра.

           Конгломерат (от лат. conglomeratus - собранный) – одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, оперирующих на разных секторах рынка. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм и децентрализация управления.

           Финансово-промышленная группа (ФПГ) – зарегистрированная на федеральном уровне группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединение  материальных ресурсов и капитала которых  проведено на условиях «Положения о  ФПГ и порядке их создания». Головной организацией в ФПГ может быть как производственная структура, так и банк, финансовая компания.

           Холдинговые компании (hold - держать) - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других организаций (предприятий). Холдинг — это компания или корпорация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (фирм) с целью контроля и управления их деятельностью. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря ему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (корпораций, концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации. Размеры холдинговой компании при этом могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм. Холдинговая компания — вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний. Предприятия, пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. Преимущество холдинговой компании состоит в том, что они борются с конкурентами своей объединенностью, консолидацией. Различаются чистые и смешанные холдинговые компании. Чистые холдинговые компании — неторговые компании, согласно своему уставу не имеющие права осуществления торговых операций или иного бизнеса, владеющие только капиталом. Их функция заключается в том, чтобы иметь акции, управлять действиями и перераспределять дивиденды дочерних компаний. Смешанная холдинговая компания кроме владения контрольным пакетом акций и права руководить другими компаниями активно занимается торговлей или бизнесом и имеет в своем балансовом отчете, вместе с акциями дочерних предприятий, активы в виде движимого и недвижимого имущества.

           Корпорация (от лат. corporatio - объединение) – совокупность юридических или физических лиц, объединенных для какой-либо деятельности и образующих субъект права – юридическое лицо. Корпорация может служить формой профессионального объединения граждан одной профессии или области деятельности. Как правило, корпорация объединяет основных производителей однотипной продукции, что может привести к монополизации производства. В то же время корпорация содействует концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение ее конкурентоспособности. Чаще всего корпорации организуются в виде акционерных обществ. В частной корпорации большинство акций принадлежит одному владельцу, семье или узкой группе акционеров. Поэтому корпорации наиболее эффективны в тех отраслях, где происходит обновление производства, а так же при освоении новых поколений изделий.

           Типы  организаций.

           Классификация

           Типы  организаций по взаимодействию с  внешней средой: механистический, органический.

           Механистический подход к проектированию организации  характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации.

           Органический  подход к проектированию организации  характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Органический подход позволяет организации лучше взаимодействовать с новым окружением, быстрее адаптироваться к изменениям, т.е. являться более гибкой. Чтобы нагляднее отобразить суть органического подхода, его можно представить как прямую противоположность «идеальной» бюрократии. Если механистический подход ориентирует организацию на высокоструктурированные роли, то описание работы при органическом подходе может состоять всего из одной фразы: «Делайте то, что Вы считаете необходимым, чтобы выполнить работу». Так же и при принятии решения: «Вы эксперт в этом деле. Вам и решать». При органическом подходе, в силу отсутствия ясных оценок и стандартов, работником больше движет самомотивация и внутреннее вознаграждение, чем четко разработанная система формального контроля.

           Типы  организаций по взаимодействию подразделений: традиционная организация, дивизиональная, матричная организация.

           Традиционная  организация является комбинацией  линейной и функциональной департаментизации в проектировании организации. Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей «организационной» реакцией на усложнившееся производство и необходимость взаимодействия при изменившихся условиях с большим количеством институтов внешней среды (массовый потребитель, финансовые организации, международная конкуренция, законодательство, правительство и т.п.). Традиционная организация соединила в себе преимущества двух типов департаментизации и это позволяло ей при соответствующих внешних условиях эффективно обслуживать интересы стабильного и экстенсивного развития. С точки зрения взаимодействия с внешней средой, традиционные схемы во многом строились на механистическом подходе к организационному проектированию. Являясь простыми и понятными, данные схемы позволили перейти от патриархальных отношений ремесленного цеха и мануфактуры типа «мастер — раб» к индустриальным отношениям типа «начальник — подчиненный», отношениям более регулируемым, более предсказуемым, более цивилизованным в целом. С ростом размеров организаций все больше давали себя знать соединенные недостатки линейной и функциональной департаментизации. Приходилось все время увеличивать масштаб управляемости, что вело к неуправляемости организацией в целом. Вертикальный рост ограничивал развитие эффективных горизонтальных связей. Внутри гигантов с жесткой схемой не находилось места неформальным связям.

           Дивизиональная схема организации вырастает из департаментизации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Поэтому данная схема широко используется в условиях многопродуктового производства или в многонациональных компаниях, где территориальная разобщенность вынуждает автономизировать страновые отделения. Дивизиональная схема также широко используется в построении государственного аппарата и общественных организаций. Дивизиональная схема имеет большие преимущества в различных отраслях промышленности. В особенности она эффективна там, где производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений, так как в данной схеме по-прежнему в основе взаимодействия с внешней средой лежит механистический подход.

           В известной мере недостатки дивизиональной схемы удалось на практике разрешить с переходом к организациям, построенным с включением элементов матричной схемы: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы. Матричная схема просто неосуществима в рамках механистического подхода. Она требует перехода к органическому подходу, обеспечивающему большие возможности при проектировании горизонтальных, неформальных и косвенных связей, являющихся в значительной степени атрибутами матричной организации. Элементы матричной организации, а в отдельных случаях матричная департаментизация в целом, впервые были применены, как считают специалисты, в электронной промышленности и в других отраслях с так называемой высокой технологией. Матричные организационнные структуры отличаются сложностью в их реализации. Однако они в гораздо большей степени, чем ранее применявшаяся схема, отвечают происходящим в обществе изменениям. Активное использование различного рода полуавтономных групп или коллективов является важной частью матричной структуры. Эти группы создаются под цель или под проект для решения какой-то конкретной проблемы и пользуются при этом определенной свободой в организации своей работы. Они могут самостоятельно приобретать полученные ресурсы и распределять полученную продукцию, определять все, что относится к организации труда, качеству продукции, содержанию оборудования, проведению изменений, приему на работу и иногда выбору руководителя. Наличие таких групп позволяет упростить иерархию в организации и сделать структуру более динамичной. Использование групп как элемента матричного построения организации имеет и негативные стороны. Такие группы, например, не являются устойчивыми образованиями. Интенсивное использование групп лишает работников своего места в «организационном здании», люди постоянно перемещаются из группы в группу и вся организация становится, таким образом, как бы временной. Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного результата по большому количеству проектов в области высоких технологий, а сама работа представляется очень сложной и недостатки, порождаемые использованием групп, перевешивают преимущества.

           Типы  организаций по взаимодействию с человеком: корпоративная  организация, индивидуалистская  организация.

           Корпоративная организация, или, проще, — корпорация, рассматривается как особая система  связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Благодаря объединению ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей предоставляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы, профессии, касты и т.п. Однако объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным и другим критериям. Помимо объединения ресурсов, важным орудием корпоративной организации в борьбе за выживание является монополия, и главным образом, монополия на информацию. Поддерживая монополию, корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. Важным условием и способом поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а если необходимо, то и обострение дефицита. Распределение в условиях монополии лидерами корпорации этого дефицита служит для них еще одним важным источником власти. Корпоративная организация берет на себя ответственность за своих членов, за человека. Это позволяет ей быть свободной в своих действиях по отношению к человеку. Существует суверенитет организации. В результате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным человеком. Такая «коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права». Принятие решения в корпоративной организации строится по принципу большинства или старшинства. Борьба меньшинства за свое мнение нередко заканчивается его уходом из организации.

           Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Вместо властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов. Субъектом интереса в индивидуалистской организации становится личность. Все в организации начинает строится вокруг человека. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность таких организаций очень высокая. В такой ситуации человек начинает отвечать сам за себя. Возникает суверенитет личности. Индивид становится свободным в рамках организации, что способствует развитию творчества и инициативы в его работе. Принятие решений в индивидуалистской организации строится по принципу меньшинства или права вето. Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении отличают индивидуалистскую организацию от корпоративной. Индивидуализм становится основой морали и культуры в организации, так как признается и допускается всеми ее членами. Отсюда истинное, а не поддельное уважение к себе и в отношениях между людьми, расчет вместо слепой веры.

           Новое в типах организации: эдхократическая организация, многомерная организация, партисипативная организация, предпринимательская организация, организация, ориентированная на рынок.

           Эдхократия — это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и вознаграждения, делится между участниками. Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Так, в такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего. Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие: • работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая творчества, инновационности и эффективной совместной работы (групповая взаимосвязь работ); • работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом; • структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах; • право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху; • система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер; • отношения по вертикали и горизонтали преимущественно носят неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой организации. Организации могут иметь разную степень эдхократичности. Тем не менее совершенно очевидным является то, что это определяется уровнем технологии, качеством работников и подготовкой руководителей.

           Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи: • обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами; • производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги; • обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории. В многомерной организации отношения членов автономной группы с руководством организации и ее другими подразделениями ничем не отличаются от отношений с посторонним клиентом. Каждое подразделение в многомерной организации может быть организовано таким же образом, как и организация в целом. Многомерная структура применима к любому, вплоть до мельчайшего, подразделению организации. Чем меньше подразделение или часть организации, тем меньше его штат и больше разнообразных обязанностей у его руководителя. Основными преимуществами многомерных организаций: • отсутствует необходимость в проведении каких-либо реорганизаций с целью изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ. Акценты могут быть изменены путем перераспределения ресурсов руководством организации; • подразделения можно создавать, ликвидировать или модифицировать без серьезных изменений положения других подразделений. Чем больше частей организации контактируют с «многомерной» группой, тем меньше воздействуют на нее изменения в этих частях; • создается максимально благоприятная ситуация для делегирования полномочий при том, что роль руководства организации остается ведущей; • к каждому многомерному образованию применяется унифицированная, четко фиксируемая и легко измеряемая мера эффективности — получаемая прибыль, что предотвращает выполнение псевдоработы и возникновение элементов плохой бюрократии. При этом прибыль, рассматриваемая как необходимое условие развития бизнеса, не является единственным мерилом успеха. Преобладающей целью выступает развитие многомерной организации и ее членов. Несмотря на многие преимущества многомерной организации, тем не менее даже с ее помощью бывает трудно создать такую структуру, которая устраивала бы всех членов организации и адекватно мотивировала бы их деятельность.

           Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает: • участие в принятии решений; • участие в установлении целей; • участие в решении проблем. Степень и формы участия в управлении наполняют партисипативность определенным содержанием. Различается три степени участия: • выдвижение предложений; • выработка альтернативы; • выбор окончательного решения. При правильно организованной работе участие в управлении повышает качество принимаемых решений. Рассмотрение большего количества альтернатив, привносит больше опыта в обсуждение, богаче становится оценка внешней среды. Участие развивает творческое отношение к работе, рождает больше идей, обогащает работу в целом. Однако же при неправильном проектировании партисипативные организации сталкиваются с рядом проблем. Так, несовместимость иерархии и демократии, заложенная в мышлении человека, может постоянно возвращать его к допущению, что власть всегда идет в одном направлении.

           Предпринимательские структуры не следует отождествлять  с малым бизнесом, открытием бизнеса, инвестиционными проектами и просто способом быстрого обогащения. Предпринимательские организации не связаны с размером бизнеса, с какой-то определенной отраслью, с территорией или с культурой. Предпринимательские организации ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Деятельность такой организации обычно оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Предпринимательская организация с позиций структурного взгляда на нее представляет собой перевернутую пирамиду, в основании которой находится руководство этой организации. При этом руководство не только меняет свое место, но и меняет свои основные функции. Главной обязанностью руководства предпринимательской организации вместо традиционного контроля является всемерная поддержка усилий работников, делающих бизнес.

           Организация, ориентированная на рынок, или, как еще говорят, «движимая рынком» организация, может быть описана следующим образом. По характеру взаимодействия с внешней средой это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура. По характеру взаимодействия индивида с организацией это индивидуалистский тип. Принципиальным отличием данного типа организации от других является то, что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех частей организации вокруг рынка или рынков. Одним из вариантов, по которому строится общая схема структуры организации, ориентированной на рынок: наверху организации обычно централизуются только ключевые функции, определяющие ее положение на рынке. На следующем уровне организации, как правило, децентрализуются производственные операции. На нижнем уровне организация группируется по продуктовому или географическому принципам с созданием на этой основе центров прибыли. Классификация: сильные и слабые; динамические и статические; активные и пассивные; целенаправленные и неориентированные; экстравертные и интравертные; открытые и закрытые; конформистские и конфрактационные; субъективистские и объективистские; Индивидуалистические и коллективистские.                                                                     
       

            ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виды организаций субъектов хозяйствования