Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:46, лекция
Технология опроса заключается в сборе первичной информации, посредством обращения к людям с вопросами, для получения сведений об их предпочтениях, об уровне их знаний, о том, как они относятся к тому или иному продукту, а также об их поведении, как покупателей. В основном опрос проходит в несколько этапов:
• Разрабатывается анкета, затем она проверяется и выпускается в тираж;
• Формируются выработки;
• Проводится инструктаж людей, которые будут проводить опрос (интервьюеры);
• Проводится непосредственно сам опрос, проверяется качество полученных данных;
• Полученная информация обрабатывается и анализируется.
• По всей полученной и обработанной информации составляется отчет, который подведет итоги работы;
Виды опросов в маркетинговых исследованиях и технология их проведения.
Технология. Технология опроса
заключается в сборе первичной информации,
посредством обращения к людям с вопросами,
для получения сведений об их предпочтениях,
об уровне их знаний, о том, как они относятся
к тому или иному продукту, а также об их
поведении, как покупателей. В основном
опрос проходит в несколько этапов:
• Разрабатывается анкета, затем она проверяется
и выпускается в тираж;
• Формируются выработки;
• Проводится инструктаж людей, которые
будут проводить опрос (интервьюеры);
• Проводится непосредственно сам опрос,
проверяется качество полученных данных;
• Полученная информация обрабатывается
и анализируется.
• По всей полученной и обработанной информации
составляется отчет, который подведет
итоги работы;
Виды опроса.
Существует несколько
видов опросов, они завися:
• От способа контакта с респондентом
(опрос может проводиться человеком лично,
то есть личный опрос, также существует
опрос телефонный, почтовый и через интернет);
• От типа группы опрашиваемых лиц (это
могут быть физические или юридические
лица, либо эксперты);
• От типа выбранной для опроса группы
людей (целевая или репрезентативная группа);
• От места, где опрос будет проводиться
(это может быть место, где продается товар,
дом или офис);
В основном опросы отличаются друг от
друга лишь способом контакта с опрашиваемым.
Конечно, любой из видов опросов имеет
свои положительный и отрицательные стороны.
Положительные и отрицательные стороны методов опроса:
Интервью личное (лицом к лицу). Опрос проводится как личная беседа между интервьюером и опрашиваемым. Хорошо подходит для ситуаций, когда в ходе опроса необходимо показать много наглядного материала.
Опрос телефонный. Данный вид позволяет узнать мнения практически по любым вопросам и у любой аудитории, кроме того, не занимает много времени и не требует серьезных денежных вливаний.
Опрос почтовый. Требуется профессиональная подготовка. Зато нет необходимости в большом штате сотрудников-интервьюеров, поскольку личного контакта не требуется: анкеты рассылаются опрашиваемым по почте, и ответы на них приходят тем же путем.
Опросный лист и виды вопросов. Надежность информации определяется профессиональной и четкой подготовкой опросного листа, на основе которого проводится анкетный опрос или интервьюирование. Опросный лист должен быть, по выражению Дж. Хэмилтона, как закон: ясным, недвусмысленным, однозначно понимаемым. Проблема разработки опросного листа включает ряд аспектов, связанных со структурой, композицией опросного листа (порядком размещения в нем вопросов) и верной формулировкой вопросов.
Вопросы: их типы, формы, виды. Поскольку информация в ходе опроса поступает в результате диалогического вопросноответного общения исследователя и респондента, вопрос является главным инструментом любого опроса. Маркетолог или социолог получает в виде ответов респондентов совокупность единиц эмпирической информации, которая затем служит основой для установления отдельных социальных фактов. Далее, после обработки, получают совокупную, обобщенную информацию - главный результат проводимого маркетингового исследования. Обычно выделяют разновидности вопросов, различающиеся по трем основаниям:
-по содержанию (типы вопросов);
-по форме (формы вопросов);
-по функциям (виды вопросов).
По содержанию выделяют следующие типы вопросов:
а) вопросы о фактах и действиях;
б) вопросы о мотивах, оценках, мнениях.
Понятно, что здесь существуют серьезнейшие различия, связанные как с постановкой вопросов, так и с трактовкой получаемых данных. Если в случае с вопросами о фактах мы получаем достаточно объективные сведения, например о возрасте или семейном положении опрашиваемого, то в случае с вопросами о мнениях необходимо тщательно интерпретировать ответы с учетом элементов субъективности полученной информации.
По форме выделяют:
а) открытые, закрытые и полузакрытые вопросы;
б) прямые и косвенные вопросы;
в) личные и безличные вопросы.
Открытый вопрос предполагает
свободный ответ в любой форме.
Такие вопросы, где не регламентируется
содержание возможных ответов, особенно
часто применяют в
Закрытые вопросы предполагают наличие специального перечня ответов (альтернатив), на которых респондент должен остановить свой выбор. В зависимости от того, должен ли опрашиваемый выбрать только один или несколько ответов, выделяют альтернативные и неальтернативные вопросы. Использование закрытых вопросов позволяет измерять интенсивность оценок, т. е. выявлять отношение всего массива опрашиваемых к тому или иному предложенному варианту ответов. Кроме открытых и закрытых, выделяют полузакрытые вопросы. Здесь в перечне альтернатив предлагается вариант ответа «другое», который предоставляет респонденту возможность для выражения собственных комментариев и дополнений.
Различия между прямым и косвенными вопросами заключаются в следующем. В первом случае предусматривается ответ, который затем трактуется так же, как он предложен респонденту для оценки в вопросе. В случае с косвенным вопросом предполагается расшифровка в несколько ином, скрытом от респондента смысле. Например, можно задать вопрос: «Собираетесь ли вы поменять марку стирального порошка, которым в настоящее время пользуетесь?». Это прямой вопрос. Если же поставить вопрос в форме: «Удовлетворяет ли вас используемый стиральный порошок и если нет, то почему?», мы косвенно можем определить, собирается или нет данный респондент изменить в этом плане своим привязанностям.
Что касается личных и безличных вопросов, то в этом случае вторые также носят в определенной мере косвенный характер и задаются чаще в ситуациях, связанных с возникающим у респондента нежеланием отвечать на прямо поставленный вопрос. Можно спросить: «Как вы считаете .. ?», а можно: «Некоторые полагают, что ... Какие из названных суждений, с вашей точки зрения, являются наиболее распространенными (или правильными)?». Ожидается, что в подобной ситуации опрашиваемый стремится указать на те суждения, которых он придерживается лично, ассоциируя себя таким образом с большинством.
По функциям выделяют целый
ряд разновидностей вопросов: контрольные,
фильтрующие, проективные и т. п.
Например, контрольные вопросы
Фильтрующие вопросы предназначены
для выделения тех групп
Информация о работе Виды опросов в маркетинговых исследованиях и технология их проведения