Виды конкуренции и их значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является анализ теоретических моделей и практических аспектов взаимосвязи фирм и форм конкуренции.

Для достижения цели в работе должны быть решены следующие задачи:

Во-первых, раскрыта теоретическая сущность конкуренции

Во-вторых, проанализированы модели деятельности фирмы на рынках с различными формами конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Определение конкуренции как экономического явления………….6

Рыночная конкуренция............................................................................7

Виды конкуренции……………………………………………………....10

Методы конкуренции……………………………………………………11

Стратегии конкуренции...........................................................................12

Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию……………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….17

Список литературы………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

маркетинг..doc

— 82.00 Кб (Скачать)

       Предметная конкуренция – результат  того, что фирмы выпускают, по  сути, идентичные товары, различающиеся  лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. 
 
 
 
 
 
 

Методы  конкуренции. 

       В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

        Ценовая конкуренция восходит  к тем далеким временам свободного  рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

        Когда рынки монополизированы, разделены  между собой незначительным числом  крупных фирм, захватившим ключевые  позиции, производители стремятся  возможно дольше удержать цены  постоянными, чтобы целенаправленно  снижая себестоимость и расходы  на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до 6-7 долларов)* и соответствующего повышения массы прибыли.  
 
 
 
 
 

Стратегии конкуренции. 

       

       Для производственного предприятия  имеются в основном три стратегии,  которые приводят к получению  прибыли.

       1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.

       2. Изделие и предприятие отличаются  от других конкурентов особыми  свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж. Такого рода USP могли бы, например, возникнуть, если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию пятилетнюю гарантию. В этом случае предприятие обеспечивает решение проблемы в большом сегменте рынка.

        3. Для малых и средних предприятий  в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и, следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.       

        Ценовая конкуренция применяется  главным образом фирмами –  аутсайдерами в борьбе с монополиями,  для соперничества с которыми  у аутсайдеров нет сил и  возможности в сфере неценовой  конкуренции. Кроме того, ценовые  методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981 г.) до 5 долларов (середина 1982 г.)

     При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов, а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%.

      Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства»*. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее  десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

       К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эволюция  теоретических взглядов на конкуренцию 

       Эволюцию взглядов экономистов на проблему конкуренции и монополии, нашедшую свое выражение в конкурентной политике развитых стран, можно вкратце сформулировать следующим образом.

       Первый этап связан с формированием  модели совершенной конкуренции,  разработкой основных черт конкурентного  рынка. Здесь господствует представление  о том, что совершенная (свободная)  конкуренция должна составлять  цель конкурентной политики государства, хотя может быть, эта цель идеальная и не достижима на практике. Монополия понимается только как негатив свободной конкуренции, структура, которая снижает эффективность рыночной экономики.

       Постепенное развитие теории  конкуренции приводит к пониманию конкуренции как определенного процесса, динамического по своей природе. В этом процессе, как оказывается, конкуренция, и монополия настолько переплетены, что целесообразнее говорить о монополистической конкуренции – такой структуре, где в каждый момент присутствуют черты и монополии и конкуренции. К тому же, сама по себе монополия обретает определенные положительные черты как фактор, стимулирующий накопление финансовых ресурсов, технический прогресс в отрасли и нейтрализующий негативную экономическую динамику (смягчающий, если и не устраняющий, кризисы и спады в отраслях).

       Уточнение механизма осуществления  конкуренции приводит к появлению  концепции работающей конкуренции  и соревновательных рынков –  принципиально новому взгляду на структуру рынка. Конкурентный результат в виде экономической эффективности цен и объемов продаж может быть достигнут без и вне конкурентного процесса. В этот период продолжаются поиски количественных показателей конкуренции через эконометрические исследования отраслей и построение регрессионных моделей рынков. Но все еще продолжает господствовать идея о том, что конкуренции на рынках может быть только недостаточно, и конкурентная политика должна стремиться к увеличению степени конкурентности рынков.

       Современные представления о  конкуренции характеризуются прежде  всего сменой концепции «конкуренция»  на более широкое понятие «взаимодействия  фирм на рынке». Для эффективного  взаимодействия фирм на рынке  одинаково важными являются и  конкурентный процесс (теория добросовестной конкуренции) и конкурентный результат (экономическая эффективность во всех ее формах).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 

       Конкуренция – экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

       Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение  производственных и рыночных  отношений, а с другой –  повышение НТП.

       Существует четыре возможные  конкурентные структуры, опряделяющие  структуры рынка: чистая конкуренция,  монополистическая конкуренция,  олигополия, чистая монополия.

       Конкуренция на рынке бывает  трех видов: функциональная, видовая, предметная.

       В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам  на ценовую и неценовую, или  конкуренцию на основе цены  и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Азоев  Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003

2. Алексунин  В.А. Маркетинг в отраслях и  сферах деятельности. -М., Издательско-  книготорговый центр "Маркетинг", 2001 г.

3. Алешин  Б.Л. Консолидация для повышения  конкурентоспособности // Экономика России. ХХI век. - 2005. - № 3

4. Амосов  А.Н. О предпосылках устойчивого  экономического роста // Экономист. - 2005. - № 10

5. Борисов  Е. Ф. Экономическая теория: Учебник.  — М.: Юристъ, 2004.

6. Блауг  М. Экономическая мысль в ретроспективе.  М., 1994.

7. Джоббер  Д. принципы и практика маркетинга. СПб.: Вильямс, 2001

8. Казаков  А.П., Минаева Н.В. «Экономика»  - курс лекций. - М,2003.

9. Куликов  Л.М. “Основы экономических знаний”  М. “Финансы и статистика”,2005

10. Курс  экономической теории /Под. ред.  М.Н.Чепурина.- Киров: АСА, 2007

11. Липсиц  И.В. «Экономика», книга-1, Москва, 2005г.

12. Мамедов  О.Ю. “Современная экономика”. Ростов-на-дону, “Феникс”, 2004

13. Макконнелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс : принципы, проблемы и политика: Пер. с  13-го англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 2002 
 
 

Информация о работе Виды конкуренции и их значение