Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:04, курсовая работа
целью курсовой работы является анализ теоретических моделей и практических аспектов взаимосвязи фирм и форм конкуренции.
Для достижения цели в работе должны быть решены следующие задачи:
Во-первых, раскрыта теоретическая сущность конкуренции
Во-вторых, проанализированы модели деятельности фирмы на рынках с различными формами конкуренции.
Введение……………………………………………………………………3
Определение конкуренции как экономического явления………….6
Рыночная конкуренция............................................................................7
Виды конкуренции……………………………………………………....10
Методы конкуренции……………………………………………………11
Стратегии конкуренции...........................................................................12
Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию……………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…….17
Список литературы………………………………………………………18
Предметная конкуренция –
Методы
конкуренции.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит
к тем далеким временам
Когда рынки монополизированы, разделены
между собой незначительным
Стратегии
конкуренции.
Для производственного
1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.
2. Изделие и предприятие
3. Для малых и средних
Ценовая конкуренция
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов, а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства»*. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.
К незаконным методам неценовой конкуренции
относятся промышленный шпионаж, переманивание
специалистов, владеющих производственными
секретами, выпуск товаров, внешне ничем
не отличающихся от изделий-подлинников,
но существенно худших по качеству, а поэтому
обычно на 50% более дешевых, закупка образцов
с целью их копирования. По свидетельству
французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы»,
находящиеся в Мароко, Гонконге, на Тайване,
в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее,
Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.
Эволюция
теоретических взглядов
на конкуренцию
Эволюцию взглядов экономистов на проблему конкуренции и монополии, нашедшую свое выражение в конкурентной политике развитых стран, можно вкратце сформулировать следующим образом.
Первый этап связан с
Постепенное развитие теории конкуренции приводит к пониманию конкуренции как определенного процесса, динамического по своей природе. В этом процессе, как оказывается, конкуренция, и монополия настолько переплетены, что целесообразнее говорить о монополистической конкуренции – такой структуре, где в каждый момент присутствуют черты и монополии и конкуренции. К тому же, сама по себе монополия обретает определенные положительные черты как фактор, стимулирующий накопление финансовых ресурсов, технический прогресс в отрасли и нейтрализующий негативную экономическую динамику (смягчающий, если и не устраняющий, кризисы и спады в отраслях).
Уточнение механизма
Современные представления о
конкуренции характеризуются
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Следствием конкуренции
Существует четыре возможные
конкурентные структуры,
Конкуренция на рынке бывает трех видов: функциональная, видовая, предметная.
В экономике принято разделять
конкуренцию по ее методам
на ценовую и неценовую, или
конкуренцию на основе цены
и конкуренцию на основе
Список
литературы
1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003
2. Алексунин
В.А. Маркетинг в отраслях и
сферах деятельности. -М., Издательско-
книготорговый центр "
3. Алешин
Б.Л. Консолидация для
4. Амосов
А.Н. О предпосылках
5. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристъ, 2004.
6. Блауг
М. Экономическая мысль в
7. Джоббер
Д. принципы и практика
8. Казаков А.П., Минаева Н.В. «Экономика» - курс лекций. - М,2003.
9. Куликов
Л.М. “Основы экономических
10. Курс экономической теории /Под. ред. М.Н.Чепурина.- Киров: АСА, 2007
11. Липсиц И.В. «Экономика», книга-1, Москва, 2005г.
12. Мамедов О.Ю. “Современная экономика”. Ростов-на-дону, “Феникс”, 2004
13. Макконнелл
К.Р., Брю С.Л. Экономикс : принципы,
проблемы и политика: Пер. с
13-го англ. изд. – М.: ИНФРА – М, 2002