Управление маркетингом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Процесс управления маркетингом представляет собой совокупность последовательных действий для достижения целей фирмы в рыночной среде. Этот процесс можно охарактеризовать с двух позиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………2
2. Процесс управления маркетингом……………………………………..3
3. Cтратегия маркетинга,её выбор………………………………………..9
4. Разработка маркетингового комплекса……………………………….18
5. Концепции управления маркетингом………………………………….21
6. План Маркетинга………………………………………………………..24
7. Стратегическое планирование маркетинга…………………………..25
8. Принципы и сущность стратегического планирования……………...27
9. Служба маркетинга на предприятии……………………………………32
10. Аналитическая часть……………………………………………………36
11. Список литературы……………………………………….....................38

Работа содержит 1 файл

управление на предприятии.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
1.     Введение…………………………………………………………………………………………………2 
 
2.     Процесс управления маркетингом……………………………………..3 
 
3.     Cтратегия маркетинга,её выбор………………………………………..9 
 
4.     Разработка маркетингового комплекса……………………………….18 
 
5.     Концепции управления маркетингом………………………………….21 
 
6.     План Маркетинга………………………………………………………..24 
 
7.      Стратегическое планирование маркетинга…………………………..25 
 
8.     Принципы и сущность стратегического планирования……………...27 
 
9.     Служба маркетинга на предприятии……………………………………32 
 
10.           Аналитическая часть……………………………………………………36 
 
11.           Список литературы……………………………………….....................38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введениe. 

Маркетинг

 
(англ. marketing, от market - рынок), маркетинг  одна из систем управления капиталистическим предприятием, предполагающая тщательный учёт процессов, происходящих на рынке для принятия хозяйственных решений. Возникла в начале 20 века в США, наибольшее распространение получила в 50-60-х годах в связи с обострением проблемы сбыта и широким применением новых, так называемых неценовых методов конкурентной борьбы (реклама, конкуренция качества, дифференциация продукта и др.). Подавляющее большинство крупнейших корпораций США придерживается маркетингом. В начале 70-х годов в США функционировало около 400 частных исследовательских фирм, выполнявших по контрактам с монополиями исследования по проблемам маркетинга. Оборот крупнейших из них (например, "А. С. Нильсен") составлял десятки млн. долларов в год. В странах Западной Европы подобных организаций в эти годы было более 200. Существуют международные организации маркетинга - Европейский комитет маркетинга и Международная ассоциация маркетинга. Цель маркетинга - создать условия для приспособления производства к общественному спросу, требованиям рынка, разработать систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка, интенсификации сбыта, повышению конкурентоспособности товаров с целью получения максимальных прибылей. Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей. 
Процесс управления маркетингом. 
 
Процесс управления маркетингом представляет собой совокупность последовательных действий для достижения целей фирмы в рыночной среде. Этот процесс можно охарактеризовать с двух позиций. С позицийорганизации он представляет собой совокупность действий фирмы на рынке, направленных на обеспечение корректирующего поведения в зависимости от проявления факторов внешней среды, а также оценки границ риска, которые фирма должна преодолеть, чтобы принять маркетинговое решение или отказаться от него, учитывая собственные стратегии поведения. Технология процесса управления маркетингом отображает совокупность операций и процедур, выполняемых работниками маркетинговых служб в определенной последовательности. Она включает в себя: 
 
1.Сбор и анализ экспертной информации о поведении рынка и конкурентов на нем; 
 
2.позиционирование стохастических и динамических процессов на рынке; 
 
3.моделирование психологических реакций поведения потребителей на рынке с последующим моделированием управленческих решений, направленных на уточнение или формулирование новых стратегий развития текущих рынков, проникновение на рынок, выбор продуктовой стратегии, стратегий роста для новых рынков, стратегий диверсификации. 
 
Стратегии  поведения фирмы на рынке обладают вариантностью в зависимости от большого количества обстоятельств. Это политические и социальные условия, сложившиеся на рынке, анализ поведения конкурентных сил на рынке, финансово - экономические и правовые особенности рынка в данном регионе и др. 
 
Важными особенностями процесса управления маркетингом являются стохастический характер конкретных ситуаций деятельности фирмы на рынке, наличие рисков, требующих оценки и определения способов минимизации их последствий. 
 
В управлении маркетингом различают стратегию и тактику управления маркетингом. 
 
Стратегия управления маркетингом представляют собой выбор и отслеживание направлений действий фирмы на рынке в перспективе. Поведение фирмы на рынке определяется в зависимости от поведения конкурентов, политических событий, экономической ситуации, тенденции развития технологии и других факторов, вынуждающих скорректировать стратегические решения по управлению маркетингом для эффективного достижения предполагаемых результатов в будущем. Стратегия управления маркетингом включает в себя разработку прогноза поведения фирмы (в виде стратегической линии) и создание стратегического плана действий. 
 
Фирма функционирует в динамической рыночной среде и необходимо учитывать возможность влияния в этой среде следующих факторов: 
 
Демографические; Экономические; Политические; Рыночные;  Технологические;Конкурентные;  Международные;  Социальные. 
 
Демографические факторы - распределение населения по возрасту, уровню рождаемости, росту населения, региональным показателям. 
 
Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может негативно влиять на стратегические цели фирмы. Некоторые факторы должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Среди них: темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, международный платёжный баланс, стабильность национальной валюты и налоговая ставка, рост экономики, недостаток сырьевых ресурсов, уровень процентных ставок,  пошлины, акцизы, налоги. Каждый из факторов может представлять или угрозу или новую возможность для фирмы. 
 
Политические и правовые  факторы. 
 
Нормативные документы местных органов, муниципальных властей, федерального правительства,  отношение политиков к антитрестовской деятельности, кредитами федерального правительства для финансирования долгосрочных вложений, ограничения по найму рабочей силы и возможности получения ссуды, также соглашения по тарифам и торговле, направленных против других стран или заключённыхс другими странами. 
 
Технологические факторы. Самый   мощный   рычаг   воздействия,   в   конечном   итоге   определяется   качеством выпускаемых изделий.  
 
Качество 
 
а)  технический уровень 
 
1)  соответствие НТП 
 
2)  соответствие стандартам 
 
б)  полезность для потребителя 
 
1)  функциональные свойства 
 
2)  социальное назначение 
 
3)  эстетические свойства 
 
4)  эргономические свойства 
 
5)  экологические свойства 
 
6)  гигиенические свойства 
 
7)  надёжность в потреблении 
 
Международные факторы. Постоянный контроль и оценка изменений международного рынка. Возможность возникновения угрозы из-за облегчения доступа к сырьевым ресурсам иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в качестве рынков или инвестиционных объектов. 
 
Рыночные факторы.  Критерии рынка  
 
- Положительные результаты, полученные в прошлом;  
 
- Степень известности/ "имидж"; 
 
- Отзывы (продажи через посредников);  
 
- Аналогичные рынки, на которых уже ведётся работа; 
 
- Отдалённость; 
 
- Удовлетворение спроса (внутри страны); 
 
- Емкость рынка;  
 
- Уровень цен; 
 
- Платёжеспособность, финансирование; 
 
- Метод сбыта; 
 
- Приспособление изделия к требованиям рынка; 
 
- Национальное производство. 
 
Конкурентные факторы. Определяется затратами и качеством. Оценка способности фирмы к конкурентной борьбе. Важно оценить, где она развивается: между покупателями, между продавцами или между покупателями и продавцами. Рассмотрим подробнее некоторые из этих факторов. 
 
Конкурентоспособность товара:  
 
1. Затраты  
 
а) цена покупки (цена изделия) 
 
б) цена потребления (затраты на эксплуатацию в период срока службы товара)  
 
2. Качество  
 
а) технический уровень 
 
1)  соответствие НТП 
 
2)  соответствие стандартам 
 
б) полезность для потребителя 
 
1)  функциональные свойства 
 
2)  социальное назначение 
 
3)  эстетические свойства 
 
4)  эргономические свойства 
 
5)  экологические свойства 
 
6)  гигиенические свойства 
 
7) надёжность в потреблении 
 
Социальные факторы. Включают социальные ожидания людей и нравы общества. Важными факторами являются преобладающее в обществе отношение к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменение социальных установок менеджеров и движение в защиту прав потребителей, отношение людей к питанию и здоровью, потребность в самовыражении, забота об экологии и безопасности. 
 
Изучение перечисленных факторов имеет огромное значение для разработки корпоративной стратегии, поскольку они формируют привлекательность различных видов бизнеса, могут создать новые возможности и привести к обновлению рынков. 
 
Тактика управления маркетингом включает в себя приемы маркетинговой деятельности фирмы, предусматривающие учет ценовых возможностей рынка, его денежной способности, выбор целевого сегмента, определение бюджета маркетинга, реализацию маркетинговых мероприятий и контроль. 
 
В процессе управления маркетингом значительное место отводится маркетинговым исследованиям, которые позволяют иметь такое информационное обеспечение рассматриваемой проблемы, которое связывает все элементы внешней среды маркетинга, в том числе конкретных потребителей и конкурентов. Понятие 'маркетинговое исследование' определяется как исследование рынка в целях выяснения тенденций его развития, выявления его особенностей как в отношении отдельных товаров, так и в отношении отдельных регионов. 
 
Определение расхождений и различий в процессе управления маркетингом имеющихся сведений о деятельности фирмы с ее целеполаганием, а также и их сопоставление, позволяют управленцу - маркетологу применять системно-аналитический подход к управлению маркетингом, основывающийся на изучении системы закономерностей развития маркетингового процесса и применения шагов планомерного воздействия на экономическое пространство в целях достижения необходимых результатов. 
 
Постоянное проведение маркетинговых исследований дает фирме необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений. Как правило, выделяются следующие направления маркетинговых исследований [16,31]: 
 
а) исследование товара (услуги); 
 
б) исследование рынка продаж; 
 
в) изучение цен и конкурентов; 
 
г) исследование продвижения товара (услуги); 
 
д) анализ доведения товара до потребителя. 
 
Основными этапами маркетинговых исследований являются: 
 
1.                   Выявление проблем и формулирование целей исследования. 
 
2.                   Разработка плана исследования и отбор источников. 
 
3.                   Выбор метода исследования. 
 
4.                   Сбор информации. 
 
5.                   Анализ собранной информации. 
 
6.                   Представление руководству порлученных результатов. 
 
 На первом этапе проводят предварительное изучение интересующей проблемы. Подобный анализ помогает более четко определить проблему и согласовать цели исследования. Эти цели могут быть либо поисковыми, т.е. предусматривать сбор данных, помогающих выработать гипотезу, либо описательными, предполагающими описание интересующих явлений, либо экспериментальными, т.е. предусматривать проверку гипотезы. 
 
На втором этапе нужно определить пути наиболее эффективного сбора данных. Можно собирать вторичные и первичные данные или те и другие одновременно. 
 
Выбор метода исследования осуществляется с учетом специфики целей и задач исследования рынка, а также способов сбора и  анализа данных. Основными методами сбора первичных данных являются наблюдение, эксперимент и выборочное обследование. 
 
Сбор информации - самый длительный, трудоемкий и, как правило, дорогостоящий этап исследования. 
 
На этапе анализа собранной информации необходимо извлечь из совокупности полученных данных как можно больше полезной информации. Маркетолог должен обработать полученные данные с помощью экономико-математических и статических методов и моделей принятия решений. Все более актуальным и эффективным становится использование эвристических процедур обработки маркетинговых данных и знаний в рамках интеллектуальных решений. 
 
На последнем этапе маркетолог представляет результаты работы руководству предприятия, или ЛПР, для принятия решений. 
 
Следствием применения на практике системно-аналитического подхода в процессе управления маркетингом является эффективное использование фирмой имеющихся ресурсов, ее оптимальное взаимодействие с конкурентами и потребителями, оптимальное продвижение товаров на рынке и т.п., что обеспечивает целенаправленное регулирование позиционирования фирмы на рынке с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды. 
 
Решение этих задач не может быть эффективным без использования в процессе управления маркетингом современных информационных технологий, аналитических и эвристических методов и моделей принятия решений, информационных и интеллектуальных систем поддержки решений. 
 
 
 

тратегия маркетинга,её выбор. 
 
Стратегический маркетинг - это современный маркетинг, базирующийся на определенном видении фирмой окружающего мира и своей роли в нем, на принципах глобализма, инновационности, интегрированности, предпочтения структурных исследований перспектив потребностей рынка и мониторинга среды, активного использования связей с общественностью. В целевом отношении он ориентирован на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества в целом, партнерство всех участников отношений рыночного обмена и обеспечивает создание товаров и услуг более высокой ценности, чем у конкурентов. 
 
Стратегия маркетинга в целом - это воплощение комплекса доминирующих принципов, конкретных целей маркетинга на длительный период и соответствующих решений по выбору и агрегированию средств организации и осуществления на рынке ориентированной на эти цели деловой активности. 
 
Выбор стратегий маркетинга определяется положением, потенциалом и традициями деятельности фирмы на рынке, спецификой продукции, конъектурой рынка. Многое зависит от структуры и методов управления учреждением, от приоритетов фирмы и специфики товара. 
 
Этап становления стратегического маркетинга, ознаменовался приобретением им ряда особых черт. Это ориентация на долгосрочную перспективу. Это постоянный систематический анализ потребностей рынка, как стержневая функция, выводящая на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество. По этому стратегический маркетинг базируется на результатах анализа и прогноза существенных условий окружающей среды, а также, сильных и слабых сторон собственной деятельности. Он сохраняет и развивает достигнутые успехи, ищет новые возможности, том числе прорывного характера, создает и обеспечивает перспективы предприятия.  
 
Новые, современные черты стратегического маркетинга - это его глобализм, активность, инновационности, интегрированности, предпочтение структурных исследований рынка, активное использование связей с общественностью, целевая ориентация маркетинга на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества в целом, партнерства всех участников отношений рыночного обмена и не коммерческого распределения общественных благ. 
 
Принцип глоболизма - возник как реакция на растущую взаимозависимость национальных рынков, на усиление однородности потребностей под воздействием успехов технологий коммуникации и транспорта, на развитие международной стандартизации, на тенденции объединения стран, заключение межгосударственных соглашений и развития международной конкуренции. Активность - современного стратегического маркетинга, вызвана к жизни растущим  насыщением рынка, увеличением скорости технологического процесса, последовательным устранением барьеров для международной торговли. 
 
Интегрированности - новый шаг в развитии подхода, начатого маркетингом-микс. Действием в рамках операционального маркетинга осуществляются в тесной увязке со структурой и направленностью стратегического плана. Товарная политика, ценообразование, продвижения и сбыт осуществляются на основании стратегического выбора товарных рынков, долгосрочного прогноза состояния и динамики спроса и предложения на выбранных целевых рынках. Взаимо-увязка стратегического и операционального маркетинга позволяет оптимизировать цели по завоеванию доли рынка и необходимый для их достижения маркетинговый бюджет. 
 
Инновационность - маркетинга выражается в постоянном поиске и инициировании постоянных изменений потребностей, в обновлении ассортимента, придании товарам новых черт и достижении новых уровней удовлетворения потребностей, в использовании новых форм коммуникаций, новых способов продаж и доставки. Такой поиск поощряется фактом, что все большее количество потребителей в мире исповедуют приоритеты качества товаров и услуг, удобства их приобретения и потребления над ценовыми параметрами. 
 
Предпочтение структурных исследований рынка - еще один принцип современного стратегического маркетинга, утверждающий их преимущество над эпизодическими исследованиями. Проводящимися для решения отдельных частных проблем. 
 
Активное использование связей с общественностью - акцент на коммуникационные функции отражает растущую социальную направленность маркетинга, распространение практики его осуществления на некоммерческие, бюджетные сферы деятельности, зависимость результатов маркетинговой работы от отношения к ней со стороны общества и его групп. Важнейшим в этой связи выступает требование к социальной этичности, экологичности и вместе с тем эффективной исполненности маркетинга, включая заботу о широком внешнем социально-экономическом эффекте - так называемом экстерналитисе. 
 
Целевая ориентация маркетинга на сбалансированность, гармонизацию интересов фирмы, потребителей и общества - это квитенссенция перечисленных черт, особенностей современного стратегического маркетинга отношений. В нем воплощаются философские принципы, определяющие отношение фирмы: 
 
 К себе (мы хотим существовать очень долго); 
 
 К клиентам (стремимся поддерживать обоюдное доверие); 
 
 К своим сотрудникам (диалог по вопросам оптимизации хозяйствования); 
 
 С капиталодателями, заемщиками (например, предоставления надежного процента с капитала, несколько выше банковского); 
 
 С поставщиками (как и с клиентами); 
 
 С конкурентами (варианты: честная конкуренция, согласованность действий, обособленность на внешнем рынке при согласованности на внутреннем и т. д.); 
 
Отношения с общественностью (спонсирование крупных мероприятий, организация фондов поддержки экологии и др.); 
 
 С социальной окружающей средой (использование чистых, этичных технологий). 
 
Партнерство - всех участников рыночного обмена, как и не коммерческого распределения общественных благ, базируется на принципах "открытых систем". 
 
Выбор стратегии маркетинга. 
 
 
Рынки товара, на которых действуют бизнес единицы, можно оценивать с точки зрения их привлекательности и с точки зрения преимуществ, которыми на каждом из этих рынков обладает фирма. Цель состоит в том, чтобы сформулировать для каждой бизнес единицы свою особую стратегию, исходящую из ее позиционирования по этим двум критериям. Анализ своего портфеля должен помочь многопрофильной фирме в распределении ограниченных ресурсов между различными рынками то- вара, на которых она представлена.  
 
В общем случае задача заключается в классификации каждого рассматриваемого рынка товара по двум независимым измерениям: привлекательность базового рынка и конкурентная сила фирмы.  Для этой цели разработаны различные методы анализа с применением матриц и с использованием разнообразных индикаторов привлекательности и конкурентоспособности. 
 
В матрице « рост-доля рынка » ( БКГ ) используются два критерия: темп роста целевого сегмента в качетве индикатора привлекательности и доля рынка относительно самого опасного конкурента в качестве индикатора конкурентоспособности. 
 
Гипотезы, лежащие в основе матрицы БКГ   
 
Анализ по методу БКГ исходит из двух фундаментальных посылок: относительно эффектов опыта и жизненного цикла товара. Эти посылки можно описать следующим образом.    
 
·          В результате действия эффекта опыта существенная доля рынка означает наличие конкурентного преимущества в отношении издержек, и наоборот, относительно небольшая доля рынка соответствует повышенным издержкам. Из этой первой гипотезы следует, что самый крупный конкурент будет иметь наивысшую рентабельность при продажах по ценам рынка и для него финансовые потоки будут максимальны.  
 
·          Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в средствах финансирования роста (т.е. расширения производства, интенсивной рекламы и т.д.). И наоборот, товары на рынке с малым темпом роста не нуждаются в большом финансировании. Таким образом, мы обращаемся к модели ЖЦТ, чтобы подчеркнуть целесообразность наличия сбалансированного набора товаров, распределенных по различным фазам жизненного цикла.    
 
Непосредственным следствием второй гипотезы является то, что финансовые потребности товаров, предлагаемых на растущем рынке, намного выше, чем у товаров, присутствующих на стагнирующих рынках. В тех случаях, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетным  стратегическим целям и финансовым потребностям.    
 
·          «Дойные коровы» (медленный рост/высокая доля ): товары, способные в принципе дать больше денег, чем требуется для поддержания их доли рынка. Являются источником финансовых средств для  развития диверсификации или исследований. Приоритетная стратегическая цель - « сбор урожая ».  
 
·          « Собаки »- ( медленный рост/малая доля ): самая неприятная позиция на рынке. Обычно находятся в невыгодном положении по издержкам и поэтому имеют мало надежды на увеличение доли рынка,  тем более что рыночная борьба в основном завершена. Сохранение  таких товаров обычно ведет к значительным финансовым расходам  при небольших шансах на улучшение. Приоритетная стратегия - это  деинвестирование и в любом случае скромное существование. 
 
·          « Знаки вопроса »~» (быстрый рост/малая доля ): товары этой  группы требуют значительных средств на поддержание роста. Хотя и  в менее выгодном положении, чем лидер, они все же имеют шансы  на успех, поскольку рынок еще расширяется. Если не оказать этим  товарам финансовой поддержки, они, по мере продвижения по циклу  жизни, будут эволюционировать к « собакам ». Поэтому здесь существует альтернатива: увеличить долю рынка или деинвестировать.   
 
·          «Звезды» (быстрый рост/высокая доля ): товары-лидеры на быстро растущем рынке. Также требуют значительных средств для поддержания роста. Однако благодаря своей конкурентоспособности  дают значительные прибыли; по мере созревания рынка сменяют  предыдущих «дойных коров ».  
 
В данном методе важно четко определить базовый рынок, на котором конкурирует товар. Если рынок определен слишком узко, фирма неизбежно превратится в лидера сегмента; если слишком широко, она предстанет как слишком слабая.  
 
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.  
 
·          Положение внутри матрицы подсказывает возможную стратегию: для « звезд» - сохранение лидерства; для « собак » - уход с рынка или низкая активность; для « знаков вопроса» - инвестирование и селективное развитие; для «дойных коров» - получение максимальной прибыли.    
 
·          Положение в матрице позволяет оценить денежные потребности и потенциал рентабельности. Прибыль в принципе является функцией конкурентной позиции; денежные потребности обычно определяются  фазой жизненного цикла, т. е. степенью зрелости базового рынка.    
 
·          По распределению объемов продаж по квадрантам можно оценить  равновесие портфеля направлений деятельности или товаров. В  идеале он должен состоять из группы товаров, способных давать  свободные денежные средства, и из группы товаров в фазе введения  на рынок или роста, способных обеспечить долгосрочные интересы  фирмы. При этом финансирование второй группы осуществляется из  средств, которые дает первая группа. 
 
По результатам диагноза фирма может сопоставить различные стратегии, нацеленные на поддержание или восстановление сбалансированности портфеля. В частности, появляются возможности:    
 
·          разработать сценарии будущего развития, исходя из ожидаемых  темпов роста, учитывая цели по долям рынка для каждого бизнеса и  используя различные гипотезы в отношении стратегий прямых конкурентов;  
 
·          оценить потенциал имеющегося портфеля в терминах суммарных денежных потоков, которые можно ожидать от каждого направления с разбивкой по годам в пределах горизонта планирования;   
 
·          проанализировать стратегический разрыв между достигнутыми и  желаемыми показателями;    
 
·          определить необходимые меры для ликвидации этого разрыва либо путем улучшения показателей существующих направлений, либо закрытием некоторых из них, либо за счет новых направлений, вводимых с целью восстановления сбалансированности портфеМатрица « привлекательность -конкурентоспособность » 
 
 
Матрица БКГ исходит из двух индикаторов: относительной доли рынка и темпов роста базового рынка. Очевидно, что привлекательность рынка может зависеть и от других факторов, таких как его доступность, размер, наличие сбытовой сети и др. 
 
В противоположность методу БКГ получаемые результаты основаны на субъективных оценках. Для повышения объективности можно привлечь группу независимых экспертов. Полученные от них оценки сопоставляются с целью проверки их согласованности или выявления причин  несовпадения.  
 
 Различные направления деятельности фирмы можно представить в  виде кружков с площадью поверхности, пропорциональной ее доле в  суммарной выручке. Четыре наиболее характерных положения находятся  по углам матрицы:  
 
          Зона С соответствует высоким уровням привлекательности рынка товара и конкурентоспособности фирмы; рекомендуемая стратегическая ориентация - агрессивный рост. Данный случай аналогичен  « звездам » в матрице БКГ.  
·  
 
          В зоне А привлекательность и преимущества находятся на низком  уровне; стратегическая ориентация - продолжение деятельности без  инвестиций или деинвестирование, как в случае « собак ». 
·  
 
          Зона В является промежуточной: конкурентное преимущество  слабое, но привлекательность рынка большая. Это типичная ситуация «знака вопроса ». Стратегия - селективный рост.  
·  
 
         
· В зоне D ситуация обратная. Конкурентное преимущество значительное, но привлекательность рынка мала. Стратегия « низкой активности » заключается в защите своего положения без существенных затрат. Это эквивалент «дойной коровы».    
 
Остальные промежуточные зоны соответствуют менее четким позициям, которые часто трудно интерпретировать, поскольку средняя оценка может означать сочетание высокой оценки по одному критерию с низкой оценкой по другому или же средние оценки по всем критериям. Последний случай, часто встречающийся на практике, обычно отражает неточность имеющейся информации или ее отсутствие. 
 
Портфельный анализ - это завершение и конкретизация процесса стратегического маркетинга, описанного в трех предшествующих главах. Независимо от применяемого метода этот анализ основывается на:    
 
         
· четком распределении направлений деятельности по рынкам товара  или сегментам;  
 
          индикаторах конкурентоспособности и привлекательности, позволяющих сравнивать стратегическую ценность различных направлений;
·  
 
          связи между стратегическим положением и экономическими и финансовыми показателями (особенно в методе БКГ).
· 
 
Разработка маркетингового комплекса
 
После выбора общей стратегии достижения конкурентных преимуществ компания готова перейти к детальному планированию маркетингового комплекса. Маркетинговый комплекс — одно из ключевых понятий современного маркетинга. Мы определяем маркетинговый комплекс как совокупность поддающихся контролю маркетинговых инструментов, которые используются компанией для получения желаемой реакции целевого рынка. Маркетинговый комплекс включает все, что компания может сделать, чтобы повлиять на спрос на свой товар. Многочисленные возможности просто разделить на четыре группы: товар, цена, распространение и продвижение товара (так называемые "четыре Ps": product, price, place, promotion) [18]. На рис. 2.6 показаны составные компоненты каждого из "четырех Ps". 
 
Маркетинговый комплекс. Набор поддающихся контролю маркетинговых инструментов — товар, цена, методы распространения и продвижение товара, — совокупность которых компания использует для получения желаемой реакции целевого рынка. 
 
Товар представляет собой неразрывное единство собственно товара и целого ряда услуг, которые компания предлагает целевому рынку. Например, товар в виде автомобиля Ford Taurus состоит из гаек, болтов, свечей зажигания, поршней, фар и тысяч других деталей. Компания Ford предлагает несколько вариантов модели Taurus и различное дополнительное оборудование, устанавливаемое по заказу. Ав¬томобиль поставляется полностью готовым к эксплуатации; клиент получает пол¬ную гарантию качества, которое считается такой же неотъемлемой частью автомо¬биля, как выхлопная труба. 
 
Цена — это количество денег, которое должны заплатить покупатели, чтобы получить товар. Компания Ford рассчитывает примерные розничные цены, которые ее дилеры имеют право запрашивать за каждый Taurus. Однако дилеры компании Ford редко просят полную цену, указанную в прейскуранте. Вместо этого они обсуждают цену с каждым покупателем, идут на скидки, соглашаются на встречную продажу (т.е. покупают старое изделие при условии покупки нового. — Прим. ред.) и на продажу в кредит, подстраиваясь под текущее состояние рынка и стараясь привести цену в соответствие с представлениями покупателя о потребительской ценности автомобиля. 
Распространение товара — это действия компании по предложению товара целевым потребителям. Компания Ford, например, содержит большой штат независимых дилеров, которые продают различные модели автомашин компании. Ford тщательно отбирает своих дилеров и помогает им. Дилеры держат на складах не¬сколько автомобилей Ford, демонстрируют их потенциальным покупателям, обсуждают цены, совершают сделки и обслуживают автомобили после продажи. 
Продвижение товара — это действия, с помощью которых компании распространяют сведения о достоинствах товара и убеждают целевых потребителей покупать его. Компания Ford тратит на рекламу свыше 1,1 миллиарда долларов ежегодно — таким образом она напоминает о себе и своих товарах. Торговые агенты компаний- дилеров ведут работу с потенциальными покупателями и убеждают их, что Ford — 
лучшая машина для них. Компания Ford и ее дилеры в качестве дополнительного стимула к покупке проводят специальные мероприятия — распродажи, продажи со скидками при оплате наличными или продажи в кредит с низкими процентами. 
 
Эффективная маркетинговая программа объединяет все элементы маркетингового комплекса в согласованную программу, разработанную для достижения маркетинговых целей компании при предоставлении покупателям потребительской ценности. Маркетинговый комплекс включает в себя набор тактических приемов компании для обеспечения прочного позиционирования на целевых рынках. 
 
Аналитики считают, что в концепции "четырех Ps" пропущены или недостаточно освещены некоторые важные элементы. Например, они спрашивают: "Где услуги?" То, что в английском языке это слою не начинается с буквы "Р", не означает, что их можно пропустить. На это следует ответ, что услуги, будь то услуги банка, авиаперевозки или розничная торговля — тоже являются товаром. "А где упаковка?" — продолжают критики. Маркетологи отвечают, что упаковка — это одна из составляющих товара. Изо всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все виды маркетинговой деятельности, которые якобы остались за бортом, на самом деле входят в маркетинговый комплекс как составляющие одной из четырех "Р". Вопрос не в том, сколько должно быть "Р": четыре, шесть, десять, а в том, какая схема будет самой полезной при разработке маркетинговых программ. 
 
Маркетинг – это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой сущностью, 
 
Концепции управления маркетингом 
 
Концепции управления маркетинга - это исходные положения, характеризующие активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях ее развития. Существует несколько основных концепций, на основе которых предприятия ведут свою маркетинговую деятельность: производственная, товарная, интенсификации коммерческих усилий, рыночная (потребительская), социально-этичного маркетинга, интегрированного и стратегического. 
 
1. Производственная концепция - один из самых старых подходов. Концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение производственной концепции подходит в двух ситуациях: 1) когда спрос на товар превышает предложение и в этом случае следует сосредоточиться на изыскании способов увеличения производства; 2) когда себестоимость товара слишком высока, и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности. Пример, вся концепция Генри Форда заключалась в отлаживании производства автомобиля «Т» до такого состояния, чтобы можно было снизить ее себестоимость и сделать машину доступной более широкому кругу лиц. 
 
2. Товарная концепция утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара. Следует учесть, что данная концепция приводит к «маркетинговой близорукости». Продавец так влюбляется в собственный товар, что упускает из виду нужды клиентов. Например, изготовители логарифмических линеек считали, что инженерам нужны линейки, а не возможность производить расчеты, и упустили из виду угрозу со стороны карманных калькуляторов. 
 
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары предприятия в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Особенно агрессивно используют концепцию интенсификации коммерческих усилий применительно к товарам пассивного спроса, т.е. товарам, о приобретении которых покупатель обычно не думает, например страховкам, энциклопедическим словарям, могильным участкам. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и «жесткой продажи» им товара. Применяют концепцию интенсификации коммерческих усилий и в сфере некоммерческой деятельности, когда, например, политическая партия усиленно навязывает избирателям своего кандидата. 
 
4. Рыночная (потребительская) концепция утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Концепцию интенсификации коммерческих усилий и рыночную концепцию часто путают друг с другом. Их можно разграничить следующим образом: объектом в концепции интенсификации коммерческих усилий является существующий товар фирмы, а обеспечение прибыльного сбыта требует напряжения коммерческих усилий и мер стимулирования; объектом рыночной концепции являются целевые клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Рыночная концепция отражает приверженность фирмы теории суверенитета потребителя: компания производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд. Рыночную концепцию взяли на вооружение многие фирмы: «Проктер энд Гэмбл», «Макдональдс» и др. 
 
5. Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Концепция социально-этичного маркетинга порождена сомнениями: всегда ли фирма, удовлетворяющая потребности покупателей, действует с учетом долговременного блага потребителей и общества в целом. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансирования трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества. Например, в рекламе многие фирмы все больше делают упор на то, что новый товар благотворно влияет на здоровье покупателей, что экологически чист и т.д. 
 
В настоящее время появились еще две достаточно новые концепции: 
 
6. Концепция интегрированного маркетинга, сущность которой состоит в том, что фирма должна сама создать новый товар, новые технологии и соответственно потребителя. 
 
7. Концепция стратегического маркетинга, сущность которой состоит в том, что необходимоориентироваться на конкурентов, их товары, характеристики товаров, цены и т.д. Это позволит найти свою позицию на рынке и быть конкурентоспособным. 
 
Итак, маркетинг развивался с середины прошлого века, причем эта деятельность постоянно видоизменялась и совершенствовалась. Рассмотренные выше концепции показывают развитие маркетинга, хотя они могут существовать и параллельно. 
План Маркетинга. 
 
План маркетинга–документ, который является одной из важных частей, в общем, плане развития предприятия, и определяющий рыночные цели организации вместе со способами их достижения. 
Существует кроме главного маркетингового плана предприятия еще и частные маркетинговые планы, направленные на изучение и прогнозирование сбыта продукции, проведения рекламы, планирования производства продукции. В основе маркетингового плана лежат маркетинговые цели и задания. 
 
План маркетинга представляет собой комплексную программу, в которой отражены цели и задачи маркетинга, а также конкретные действия по их выполнению с учетом необходимых для этого ресурсов. В современных условиях работы компаний необходимость выработки четкого плана маркетинга определяется конкурентной ситуацией и условиями «внешней среды».  
 
Маркетинговый план предназначен для решения нескольких задач: 

 
 
определение целей деятельности компании 
 
 
указание последовательности осуществления  задач   
 
 
донесение целей, задач и действий до сотрудников компании 

 
План маркетинга представляет собой определенную структуру

 
 
аннотация (краткая информация по основным разделам плана маркетинга – цели, задачи, решения, описание рынка, товаров  компании. Аннотация составляется после  разработки всех разделов плана маркетинга) 
 
 
анализ рынка (отрасль, потребители, конкуренты, товары, рыночная конъюнктура, факторы «внешней среды») 
 
 
анализ самой компании (рассмотрение сильных и слабых сторон компании, а также возможностей и угроз)   
 
 
описание целей маркетинга (цели в отношении товара, потребителей и рынков – объем продаж, уровень осведомленности покупателей и др. Указываются также и финансовые показатели – прибыль, рентабельность и др. Цели определяются по степени их важности и по срокам их достижения) 
 
 
стратегия маркетинга (выбор решений  в отношении целевого рынка, товара, оперативного маркетинга для достижения целей маркетинга) 
 
 
план оперативного маркетинга (рабочая  программа по осуществлению стратегии  маркетинга, описывающая что необходимо сделать, когда это будет сделано, кто будет это выполнять  и какие необходимы для этого материальные и финансовые ресурсы) 
 
 
маркетинговый бюджет (определяет прибыли  и убытки компании при реализации плана маркетинга) 
 
 
контроль маркетинга (оценка реализации маркетингового плана и его корректировка  в случае необходимости) 

 
 
 
 Стратегическое  планирование маркетинга 
 
1.      Сущность планирования 
 
  Планирование  –  есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей. 
 
Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений  социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели. 
 
Плановые показатели отражают также направленность экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов. 
 
Планы разрабатываются на определенный период, именуемый плановым периодом
 
План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце 
 
планового периода, определяет пути и способы достижения желаемых результатов и необходимые для этого ресурсы. Вся работа по разработке и составлению планов, а также их практическое осуществление представляют собой систему планирования. 
 
К планированию относятся: 
 
-                    общественно-политический надзор над экономикой и 
 
контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.); 
 
-                    оценка состояния экономики на конкретный момент времени; 
 
-                    оценка спонтанных тенденций развития; 
 
-                    проецирование на будущее желаемого экономического 
 
уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения 
 
намеченных целей. 
 
Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана. 
 
План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути 
 
решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. 
 
Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть 
 
предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства. 
 
Все вышеизложенное относится к макроэкономическому планированию которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования, привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом. 
 
Принципы и сущность стратегического планирования 
Современный рыночный механизм планирования отталкивается от принципов 
 
демократизации, самопланирования и форм собственности. 
 
Принцип демократизации планирования заключается в том, что планово- 
 
управленческие решения формируются, в основном, снизу, на свободной основе при минимально необходимом уровне централизации. 
 
Принцип самопланирования заключаются в том, что каждый субъект хозяйственной деятельности самостоятельно разрабатывает свой план, который не нужно утверждать в вышестоящих органах. 
 
Принцип первичности форм собственности предусматривает то, что право 
 
планирования объектов собственности, принадлежат собственнику, который сам решает делегировать или нет эту функцию распорядительным органам, планирующим от его лица. 
 
Планирование должно быть основано на применении научных прогнозов, целевых программ, балансовых расчетах и методах оптимизации плановых решений для определения и выбора стратегических целей и тактических задач в области экономики и социального развития. Такое планирование предполагает сознательное использование объективных законов развития производственных отношений при определении структурных и качественных сдвигов в экономике. 
Объекты планирования 
 
Централизованное планирование распространяет свое воздействие только на 
 
объекты государственной собственности (государственные предприятия и 
 
имущество, финансы, ценные бумаги, принадлежащие обществу природные 
 
богатства, предприятия и организации, находящиеся в распоряжении 
 
государства). 
 
Государственное планирование распространяется только на общественно 
 
необходимый общественный конечный продукт – результат осуществления планов. 
 
Планирование происходит в виде целевых, социальных, экономических, научно-технических программ, создания объектов общегосударственного назначения, реализации международных проектов, разработки и производства основных видов оборонной техники. 
 
     5.      Формы государственного регулирования экономики 
 
Государственные плановые органы анализируют структуру и объем затрат на 
 
достижение общегосударственных целей и выделяют из государственного бюджета необходимые ресурсы. 
 
Государственные плановые органы доводят на договорной основе до предприятий государственный заказ, как правило, на каждый такой заказ объявляется конкурс, предприятия выигравшие его, получает финансовое обеспечение данного заказа. Само предприятие формирует план, направление расходования средств, кооперационные связи и разрабатывает производственную программу. 
 
Только в отдельных случаях государственный заказ для предприятия обязателен (стихийное бедствие, военные действия). 
 
Часть государственных ресурсов, выделенных на государственные программы, передаются непосредственно конечному потребителю, как правило, это предприятия военно-промышленного комплекса и предприятия выпускающие стратегическую продукцию. 
 
Предприятия, функционирующие на основе акционерной, коллективной или частной собственности находятся вне действия государственного плана, поскольку работники и трудовой коллектив сами планируют свою деятельность и распоряжаются своими ресурсами, но это не исключает выполнение ими государственного заказа. 
 
Для сельскохозяйственных предприятий государство гарантирует фиксированные цены на закупку зерна. 
 
Централизованно установленные экономические нормативы сменяются установлением налоговых ставок и платы за ресурсы. Планы формируются с учетом применяемых форм налогообложения. Размер ставок устанавливается законодательным образом, а налоговые льготы могут реизмерятся в соответствии с нормативами, установленными законами. 
 
Финансовые планы и бюджет формируются в соответствии с нормативами, 
 
утвержденными законодательно. 
 
Сейчас государственный план может формироваться суммарно, в виде самостоятельных планов предприятий и регионов. За государством остается 
 
сведение этих планов в единый отраслевой план. 
 
     6.      Направления государственного планирования 
 
Важным направлением стратегического планирования является планирование структуры общественного производства и определение структуры сдвигов. Основная задача данного направления состоит в обеспечении наиболее эффективного использования всех видов ресурсов. 
 
        
Планирование структуры национальной экономики проходит в два этапа:        
 
1.  Распределение сводных данных показателей по отраслям, чтобы 
 
рассчитать контрольные цифры и довести их до предприятий и территорий. 
2.  Сбор и агрегирование отраслевых и территориальных проектировок. 
 
Основные усилия в области структурных преобразований должны быть направлены на решение следующих задач: 
 
·                    удовлетворение на допустимом уровне самых первоочередных 
 
потребностей населения; 
 
·                    обеспечение рационального уровня занятости; 
 
·                    создание необходимых предпосылок для активизации 
 
инвестиционной деятельности. 
 
Для выполнения указанных задач необходимо стабилизировать финансовую систему страны.ля.  . 7.      Значение стратегического планирования в условиях рыночной экономики 
 
Важность государственного планирования состоит в реизмерении системы 
 
экономических отношений. 
 
Роль плана в экономическом и социальном развитии государства, регионов и 
 
предприятий. 
 
                                   
 
Перспективы планирования национальной экономики (надо восстанавливать 
 
адекватное рынку централизованное планирование, государственное 
 
прогнозирование, государственный заказ и предельный уровень отношения цен в 
 
базовых отраслях, а также систему социальных гарантий работникам и населению 
 
страны в целом). 
 
Служба маркетинга в рыночных условиях — это то важнейшее звено в управлении предприятием, которое совместно с производственной, финансовой, торгово-сбытовой, технологической, кадровой и другими видами деятельности создает единый интегрированный процесс, направленный на удовлетворение запросов рынка и получения на этой основе прибыли. Поэтому служба маркетинга создается на предприятии прежде всего для обеспечения гибкого приспособления предприятия к изменяющейся рыночной ситуации и требованиям потребителей на рынке. Это позволяет поднять интересы рынка над интересами отдельных видов деятельности предприятия и дает возможность обеспечить эффективную деятельность в целом. 
 
Маркетинг на промышленном предприятии охватывает вопросы, связанные с изучением рынка, планированием ассортимента, внедрением новой продукции, распределением готовых изделий и стимулированием сбыта, а также точным выполнением торговых и рекламных планов и программ. 
 
Функция маркетинга на промышленном предприятии позволяет поднять интересы отдельных видов деятельности и дает возможность, приспособившись к требованиям рынка, обеспечить эффективную деятельность промышленного предприятия в целом, 
 
Служба маркетинга создается прежде всего для обеспечения гибкого приспособления промышленного предприятия к изменяющейся рыночной ситуации и требованиям потребителя на рынке. 
 
Ведущим принципом организации службы является лозунг «Маркетинг для фирмы, а не фирма для маркетинга». Это означает, что служба должна постоянно развиваться и подстраиваться под цели, задачи и особенности функционирования фирмы, в максимальной мере обеспечивая ей эффективные условия рыночной деятельности. При этом следует учесть, что в современных условиях любая прогрессивная фирма очень часто перестраивает свою организационную структуру, и в этой связи у К. Мацуситы есть даже такое замечание: «Если фирма не перестраивается и не изменяет свою структуру хотя бы раз в год, ее положение на рынке будет весьма сложным. Но это одна сторона дела. Другая же связана с состоянием и развитием самого рынка, и организационная структура службы маркетинга должна, естественно, реагировать и на эти переменные. Таким образом, оказывается, что организация маркетинга в фирме должна стать своеобразным синтезом требований рынка, с одной стороны, и собственно развития фирмы — с другой. И все это исключительно с одной целью — обеспечить максимально эффективное функционирование фирмы на рынке. 
 
Второй принцип можно определить так: маркетинг — общефирменное дело, т. е. эффективность работы службы лишь наполовину зависит от того, насколько весь персонал фирмы включен в маркетинг. Следует, однако, отметить, что эта вторая задача существенно зависит от организации работы службы. 
 
Наконец, третий принцип организации службы маркетинга быть как можно ближе к потребителю. Это означает, что вне зависимости от самих вариантов оргструктуры она должна обеспечивать максимальную возможность для контактов всех без исключения работников службы с реальными и потенциальными потребителями продукции фирмы. 
 
Служба маркетинга на предприятии. 
 
Наиболее часто используются следующие формы организации работы подразделений маркетинга: функциональная, географическая, продуктовая, рыночная и различные их комбинации. 
 
1.         Функциональная организация — структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт реклама и т.д.). 
 
2.         Географическая организация — структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по отдельным географическим регионам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды. 
 
3.         Товарная (продуктовая) ориентация структуры заключается в том, что по каждому товару или группе сходных товаров назначается специальный маркетинг-управляющий, которому подчиняются управляющие по рекламе и стимулированию сбыта, по товародвижению, продажам, по сервисному обеспечению. Соответственно по данному товару назначается управляющий по исследованию рынка, снабжающий информацией главного управляющего по исследованиям рынка, подчиненного маркетинг-директору. 
 
4.         Рыночная ориентация по своей структуре аналогична товарной, однако за основу берется разделение не по товарам, а порынкам. Организовать маркетинг по такому принципу побуждает большое количество рынков, на которых выступает фирма, тогда как номенклатура товаров не слишком велика (или однотипна). 
 
Чаще применяются различные комбинации указанных принципов организации: функционально-продуктовая, продуктово-рыночная и функцнонально-продуктово-рыночная структура управления маркетингом. 
 
5.         Функционально-продуктовая организация — структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы промышленного предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для промышленного предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегии и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом. 
 
6.         Функцион;шьно-рыночная организационная структура управления маркетингом означает, что функциональные маркетинговые службы промышленного предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для промышленного предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегии и планов маркетинга для определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках. 
 
7.         Большое распространение получила матричная оргструктура управления, которая в наибольшей степени может использоваться на российских промышленных предприятиях при разработке и реализации маркетинговых программ. 
 
Руководителю программы по освоению какого-то рынка определенной продукции передаются от высшего руководителя промышленного предприятия необходимые полномочия по распределению ресурсов, а также исполнению мероприятий, составляющих программу. Руководителю маркетинговой программы временно подчиняются не только сотрудники соответствующих маркетинговых служб, но и сотрудники подразделений, занимающихся разработкой и доведением до производства соответствующего продукта. При этом вводится институт ответственных исполнителей программных мероприятий. Ответственные исполнители находятся в двойном подчинении. В целом за счет подобной организации деятельности функциональных руководителей и руководителей программ устраняется большая часть проблем, связанных с отсутствием единоначалия. Матричные оргструктуры управления, как правило, встраиваются в линейно-функциональную структуру управления промышленного предприятия в целом. 
 
Сейчас почти на всех предприятиях создана или создается служба маркетинга, но принципы организации, ее роль и место в системе управления, набор основных функций, квалификационный состав сотрудников существенно различаются. Структура и функции службы маркетинга зависят от величины предприятия, номенклатуры продукции, опыта и традиций предприятия. В небольшой фирме с узким ассортиментом функции отдела маркетинга, как правило, ограничиваются рекламой и сбытовыми операциями, в крупных компаниях сфера ее деятельности гораздо шире. 
 
Степень участия специалистов по маркетингу в производственной и сбытовой деятельности фирмы находит свое проявление в организационной структуре фирмы. 
 
Функционирование службы маркетинга осуществляется на основании разрабатываемого с учетом особенностей каждого промышленного предприятия положения о службе маркетинга, включающего определение конкретных задач службы, прав и обязанностей ее работников, взаимодействие с другими подразделениями промышленного предприятия. 
Аналитическая часть. 
 
Задача 1. 
 
Ресторан закупает вино по цене 100 р. за бутылку. В таб задан спрос на  бутылку вина в ресторане при различных ценах. Возможные варианты наценок: 20%, 40%,60%,80%,100% 
 
А) Найдите число проданных бутылок,  а так выручку  и прибыль, полученные от их продажи при наценке 60%; 
 
Б) Определите при какой наценке выручка ресторана , полученная от продажи вина, будет наибольшей. 
 
В) Определите при какой наценке прибыль ресторана , полученная от продажи вина, будет наибольшей. 
 

 
Цена, руб.
 
120
 
140
 
160
 
180
 
200
 
Спрос , бут.
 
40
 
30
 
15
 
10
 
5

 
 
Решение: 
 
А)  число проданных бутылок с наценкой 60% - 15 
 
Выручка ресторана за 15 бутылок составляет 
 
160* 15=2400 
 
Прибыль ресторана составляет 
 
2400/100*60=1440 
 
Б)  120*40=4800 
 
140* 30=4200 
 
160*15=2400 
 
180*10=1800 
 
200*5=1000 
 
Выручка ресторана максимальна при наценке 20% и составляет 4800 за 40 проданных бутылок 
 
В)  4800/100*20=960 
 
4200/100*30=1260 
 
2400/100*60=1440 
1800/100*80=1440 
 
1000/100*100=1000 
 
наибольшая прибыль 1440 
Задача 2 
 
В таб заданы постоянные издержки, выпуск, издержки на единицу, целевая прибыль для 5 разных фирм. Рассчитайте цену товара для каждой фирмы.

 
фирма
 
Издержки  пост
 
Издержки на ед
 
выпуск
 
Целевая прибыль
 
а
 
200
 
3
 
100
 
440
 
в
 
60
 
160
 
3
 
220
 
с
 
400
 
20
 
30
 
800
 
м
 
170
 
4
 
70
 
320
 
к
 
600
 
50
 
20
 
80

 
 
Список литературы: 
 
1.  Ламбен  Ж.-Ж. Стратегический маркетинг, М, 1996  
 
2.  Дж. Р. Эванс, Б. Берман, "Маркетинг" М.," Экономика", 1990 
 
3.  Ф. Котлер "Основы маркетинга", М., 1995 
 
4 . Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. / Пер. с англ.     /Под ред. Л. А. Волковой. - Спб.: "Питер", 2001. 
 
5.  Фатхудинов Р. Стратегический маркетинг: Учебник. - М.6 Интел, 2000 
 
6. http://www.webstarstudio.com/marketing/theor/gos/13.htm 
 
7. http://www.bci-marketing.aha.ru/content/razrabotka-marketingovogo-kompleksa 
 
8. http://www.press-online.ru/printcard/process.htm

Информация о работе Управление маркетингом на предприятии