Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Таким образом, из вышесказанного вытекает, что тема работы весьма актуальна. Целью работы является изучение вопросов учета и аудита производственных запасов организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание производственных запасов;
рассмотреть этапы аудита производственных запасов;
рассмотреть методику учета производственных запасов.
Введение ……………………………………………………………………………
4
1.
Теоретические основы учета материально-производственных запасов ….
6
1.1.
Экономическая сущность производственных запасов …………………
6
1.2.
Классификация производственных запасов ……………………………
7
1.3.
Документальное оформление движения МПЗ …………………………
8
1.4.
Синтетический учет МПЗ ………………………………………………..
15
2.
Учет и аудит производственных запасов …………………………………….
20
2.1.
Цель и задачи аудиторской проверки производственных запасов ….
20
2.2.
Информационная база для аудита производственных запасов ……….
20
2.3.
Проведение аудита материально-производственных запасов ……….
22
2.4
Методика проверки контроля за наличием и сохранностью производственных запасов ………………………………………………
25
Заключение…………………………………………………………………………..
33
Глоссарий ……………………………………………………………………………
35
Использованная литература ………………………………………………………
37
Приложение 1……………………………………………………………………….
38
Приложение 2 ………………………………………………………………………
42
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………… | 4 | ||
1. | Теоретические основы учета материально-производственных запасов …. | 6 | |
| 1.1. | Экономическая сущность производственных запасов ………………… | 6 |
| 1.2. | Классификация производственных запасов …………………………… | 7 |
| 1.3. | Документальное оформление движения МПЗ ………………………… | 8 |
| 1.4. | Синтетический учет МПЗ ……………………………………………….. | 15 |
2. | Учет и аудит производственных запасов ……………………………………. | 20 | |
| 2.1. | Цель и задачи аудиторской проверки производственных запасов …. | 20 |
| 2.2. | Информационная база для аудита производственных запасов ………. | 20 |
| 2.3. | Проведение аудита материально-производственных запасов ………. | 22 |
| 2.4 | Методика проверки контроля за наличием и сохранностью |
25 |
Заключение…………………………………………………… | 33 | ||
Глоссарий …………………………………………………………………………… | 35 | ||
Использованная литература ……………………………………………………… | 37 | ||
Приложение 1………………………………………………………………………. | 38 | ||
Приложение 2 ……………………………………………………………………… | 42 |
Введение
Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы – это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы аудита большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью. Большое значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов. Этого можно добиться путем экономии материалов и более эффективного их использования. Решения вышеизложенных задач можно достичь, применяя более прогрессивные конструкционные материалы, внедряя новые технологии, заменяя дорогостоящие материалы более дешевыми без снижения качества продукции, сокращая отходы и потери в производственном процессе, а также широко вовлекая в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и попутные продукты.
Аудит производственных запасов – один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому организация контроля за движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важной составляющей является автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности. Неотъемлемой частью контроля производственных запасов является экономический анализ их использования, который углубляет поиски резервов повышения эффективности производства. Важным условием повышения эффективности использования материальных ресурсов является усиление личной и коллективной ответственности, а также материальной заинтересованности рабочих, руководителей в рациональном использовании указанных ресурсов.
Предприятия обязательно должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток к срыву производственного процесса.
Чтобы улучшить учет материальных ресурсов, нужно постоянно совершенствовать применяемые документы и учетные регистры, т.е. более широко использовать накопительные документы (лимитно-заборные карты, ведомости и др.), а также повысить уровень автоматизации учетно-вычислительных работ. Особенно важно в настоящее время располагать компьютерами, позволяющими создавать автоматизированные рабочие места бухгалтеров.
Таким образом, из вышесказанного вытекает, что тема работы весьма актуальна. Целью работы является изучение вопросов учета и аудита производственных запасов организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание производственных запасов;
рассмотреть этапы аудита производственных запасов;
рассмотреть методику учета производственных запасов.
1. Теоретические основы учета материально-производственных запасов
1.1. Экономическая сущность производственных запасов
Производственные запасы – различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.
Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла. В промышленности постепенно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. В условиях перехода к рыночной экономике большое значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов (снижение удельных затрат материалов в себестоимости продукции, всемерная экономия и т.д.).
Перед учетом производственных запасов стоят следующие задачи:
правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов; выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений по направлениям затрат;
контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения;
постоянный контроль за соблюдением установочных норм производственных запасов;
систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;
контроль за технологическими отходами и потерями и их использование;
своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;
своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных ресурсов, контроль за ценностями, находящимися в пути, неотфактурованные поставки.
1.2. Классификация производственных запасов
На предприятии применяется большое количество разнообразных товарно-материальных ценностей. Они используются в производстве по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе, другие изменяют только свою форму, третьи входят в изделия без каких-либо изменений, четвертые только способствуют изготовлению изделий и не включаются в их массу или химический состав. Важной предпосылкой правильной организации учета производственных запасов является их классификация по назначению и роли в процессе производства и техническим признакам.
Действующий план счетов бухгалтерского учета предусматривает существенное сокращение числа синтетических счетов, предназначенных для учета и контроля движения производственных запасов. Одна синтетическая позиция - укрупненный активный счет 10 «Материалы» − отведена для обобщения информации о наличии, поступлении и расходовании всех видов материальных ресурсов (за исключением малоценных и быстроизнашивающихся предметов), признанных собственностью предприятия в соответствии с действующим законодательством. Отражаемые на этом счете производственные запасы в зависимости от их функциональной роли в производственном процессе и образовании продукта могут быть сгруппированы в субсчета; 1. Сырье и материалы; 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали; 3. Топливо; 4. Тара и тарные материалы; 5. Запасные части; 6. Прочие материалы; 7. Материалы, переданные в переработку на сторону; 8. Строительные материалы и др.
Однако приведенный перечень субсчетов носит для конкретных предприятий лишь рекомендательный характер. С учетом реальных условий хозяйствования они могут уточнять этот перечень, вводя в него дополнительные субсчета или, наоборот, объединяя некоторые из них.
1.3 Документальное оформление движения МПЗ
Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.
Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.
Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.
Порядок оформления поступления на предприятие материалов представлен на рисунке 1.
Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.
В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте.
Рисунок 1. Схема документооборота по учёту материально- производственных запасов
Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. В примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.
Проверенные платежные требования передают из службы снабжения в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.
Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.[15]
Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором.
Если перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную (приложение А), которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной и счета - фактуры (приложение Б). Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.
Если подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. то товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.
Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.
Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.
Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.
Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».
Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.
Для обеспечёния контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующиё организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных планового отдела об объеме выпуска продукции -и норм расхода материалов на единицу продукции.
Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.
Порядок документального оформления отпуска материалов зависит, прежде всего от организации производства, направления расхода периодичности их отпуска.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Их выписывает плановый отдел или отдел снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на 1 месяц. Могут применяться квартальные и полугодовые лимитно-заборные карты с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.
Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой — складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.[17]
Отпуск материалов со складов производят в предела установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования - накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись «Замена, смотри требование №_» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.
Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.
Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у кладовщика.
Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.
Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными па отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и являётся основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.
При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.
Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами. При этом в карточках проставляют шифр производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек учета материалов уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.
В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.
1.4 Синтетический учет МПЗ
Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов».
К счету 10 «Материалы», могут быть открыты следующие субсчета: 10-1 «Сырьё и материалы», 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 10-3 «Топливо», 10-4 «Тара и тарные материалы», 10-5 «Запасные части», 10-6 «Прочие материалы», 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону», 10-8 «Строительные материалы», 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Так же организации могут открывать специализированные субсчета, например, сельскохозяйственные организации могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов и др.
На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.
При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют:
счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком и суммовые разницы, возникающие до принятия на учет материалов;
счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — на сумму начисленных процентов за кредиты и займы, использованные на закупку материалов;
счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;
счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;
счет 23 «Вспомогательные производства» — на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
счет 20 «Основное производство» — на стоимость возвратных отходов;
другие счета.
Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.
Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков (неотфактурованные поставки), оприходуют по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляют по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца платежное требование не поступит, то приемная оценка на указанные поставки сохраняется. В следующем месяце при поступлении платежного требования стоимость неотфактурованных поставок в приемной оценке сторнируют и составляют новую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.
Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода в организацию (материалы в пути), по окончании месяца отражают по дебету счетов 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют и по поступлению ценностей составляют обычную бухгалтерскую запись по ним.
При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества материалов по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации или по отпускным ценам. Затем отдел снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное требование на стоимость излишков.
Если при приемке материалов обнаружена недостача или их порча, то их стоимость отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не отражают.
Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве твердых учетных цен применяют средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Наценки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительные расходы по всем поступившим материалам учитывают на одном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».
Если твердой учетной ценой служит плановая себестоимость материалов, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по плановой себестоимости, а разницу между фактической и плановой себестоимостью материалов показывают на аналитическом счете «Отклонения фактической себестоимости от плановой».
Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по твердым учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:
дебет счета 20 «Основное производство» (материалы отпущены основному производству);
дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (материалы отпущены вспомогательным производствам);
дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.);
кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.
Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.
Необходимо отметить, что если при продаже или мене материалов не исполнены необходимые условия признания выручки, то отпущенные материалы списываются с кредита счета 10 не в дебет счета 91, а в дебет счета 45 «Товары отгруженные». После признания выручки от продажи материалов они списываются с кредита счета 45 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Стоимость материалов по твердым ценам между различными счетами издержек производства и другим направлениям выбытия материалов распределяют на основании ведомости распределения материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе материалов.
По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по твердым учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по твердым учетным ценам (счета 20,23,25,26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве твердой учетной цены плановой себестоимости материалов) — способом «красное сторно», т.е. отрицательными числами.
Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по твердым учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по твердым учетным ценам. С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от твердой учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных и оставшихся материалов по твердым учетным ценам.
Процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от твердой учетной цены (X) определяется по формуле (2.1).
(2.1)
где: Он — отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости по твердым учетным ценам на начало месяца;
Оп — отклонение фактической себестоимости материалов от стоимости их по твердым учетным ценам по поступившим материалам за месяц;
УЦн — стоимость материалов в твердых учетных ценах на начало месяца;
УЦп — стоимость поступивших в течение месяца материалов по твердым учетным ценам.
2. Учет и аудит производственных запасов
2.1. Цель и задачи аудиторской проверки производственных запасов
Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.
В процессе проверки аудитор должен установить:
реальность наличия и существования МПЗ;
все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;
правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;
правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.
2.2. Информационная база для аудита производственных запасов
Информационной базой для проверки материально-производственных запасов являются:
Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей.
Приказ об учетной политике.
Первичные документы по оформлению операций с МПЗ.
Организационно-правовые документы и материалы.
Бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ.
Первичные документы, которыми оформляются операции с МПЗ, зависят от видов и групп материальных ценностей, которыми владеет организация. Формы применяемых первичных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся: доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, лимитно-заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета.
Аудитор обращает внимание на применение типовых форм первичной учетной документации для отражения операций с МПЗ, которые содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
К организационно-правовым документам и другим материалам относятся:
протоколы заседаний Совета директоров, решений учредителей и других комиссий. Изучение этих документов для аудитора особенно важно, если при формировании или изменении величины уставного капитала организации в качестве вкладов были внесены сырье, материалы, а также, если дивиденды или доходы выплачивались материальными ценностями;
отчеты аудиторов за прошлые годы;
договоры на поставку сырья, материалов, товаров и т.д.;
договоры о материальной ответственности.
Достаточно информативными могут оказаться беседы аудитора с персоналом клиента обо всех изменениях в структуре руководства и в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, содержание и результаты которых фиксируются в рабочих документах.
Информация для проверки операций с МПЗ содержится в бухгалтерской отчетности предприятия и бухгалтерских регистрах, в частности, в ф. №1 «Бухгалтерский баланс» – показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса; ф. №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» – разделы 3,9; пояснительной записке, прилагаемой к балансу.
2.3.Последовательность проведения аудита материально-производственных запасов
Аудиторскую проверку операций с МПЗ целесообразно проводить в такой последовательности:
1. изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;
2. оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении МПЗ, для этого:
провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений;
изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;
проанализировать состав МПЗ на отчетную дату;
определить объем выборки и позиции для проведения выборочной инвентаризации;
анализ движения МПЗ;
проверка правильности оценки МПЗ;
проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета МПЗ.
Аудиторская проверка МПЗ позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности. Поэтому, приступая к проверке МПЗ, аудитору нужно выявить наиболее часто встречающихся нарушениях и с учетом этого выбрать необходимые процедуры проверки.
На формирование мнения аудитора в отношении достоверности информации о МПЗ оказывают влияние следующие факторы:
а). полнота отражения – все ли МПЗ, принадлежащие предприятию, отражены в бухгалтерских записях и включены в бухгалтерскую отчетность. Ошибки в полноте отражения операций с МПЗ в бухгалтерских записях приводят к занижению отчетных данных. Обнаружить такие ошибки достаточно сложно. Для этого аудитору потребуется сделать выборку из первичных документов или информации неучетного характера;
б). наличие в учете операций с МПЗ без достаточных на то оснований. Например, организация включает в свой баланс имущество, на которое не имеет права собственности, – материальные ценности, полученные по договорам комиссии или консигнации. Такие ошибки приводят к завышению показателей отчетности;
в). соблюдение принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Эти ошибки связаны с неправильным распределением операций по учетным периодам, т. е. их отражают в отчетности другого отчетного периода. Нередко на практике полученные материальные ценности отражают в учете до момента перехода права собственности на них, и наоборот, материалы в пути, право собственности, на которые уже перешло к покупателю, в учете не отражают или не приходуют материальные ценности по неотфактурованным поставкам. Для выявления ошибок в периодизации аудитору следует изучить учетные записи и сопоставить их с первичными документами;
г). правильность оценки МПЗ. Например, при их оприходовании неправильно определена стоимость приобретения, вследствие чего амортизация начисляется неверно. Эти ошибки часто носят системный характер, так как являются следствием нарушения методологии учета;
д). правильность отражения МПЗ на соответствующих счетах учета. Такие ошибки могут быть обнаружены при инвентаризации. Операции, влияющие на правильность отражения остатков МПЗ и подсчета себестоимости реализованной продукции в результате:
искажения бухгалтерской отчетности:
в данные инвентаризации включены излишние, а также частично или полностью потерявшие свои свойства ценности, которые были списаны в предшествующие периоды;
двойной учет товаров в пути или уже реализованных товаров;
завышены остатки производственных запасов, находящихся на складах третьих лиц;
товарно-материальные ценности, полученные на условиях комиссии, включены в данные инвентаризации;
злоупотреблений:
хищение ценностей в результате действий ряда сотрудников организации или недостаточного контроля за их сохранностью;
получение сотрудниками организации взяток (денежных или в виде подарков) от поставщиков за оприходование товаров не в том количестве или худшего качества, чем указано в предъявленных счетах;
фальсификация отгрузочных документов путем указания реквизитов несуществующих покупателей.
Запасы на конец года могут быть занижены или завышены, как указывалось выше, из-за неполного или неправильного отражения операций в течение отчетного периода.
Закупки могут быть занижены одним из двух способов:
а) Операции не отражены в учете.
б) Операции неправильно классифицированы.
Объем закупок может быть завышен в случае неправильной классификации расходов как закупок или отражения фиктивных операций. Для выявления таких фактов нужно проверить выборку закупок и провести необходимые аналитические процедуры.
2.4. Методика проверки контроля за наличием и сохранностью производственных запасов
Проверка состояния складского хозяйства и сохранности МПЗ – одна из важнейших аудиторских процедур. Для комплексного изучения этого участка деятельности организации аудитор обследует склады, кладовые, цеха и другие места хранения производственных запасов, проверяя условия их хранения, состояние противопожарной безопасности, оснащенность складов необходимым оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации, состояние охраны складских помещений. Неудовлетворительная организация складского хозяйства свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью МПЗ.
В ходе обследования особое внимание уделяется проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Одним из условий обеспечения сохранности материальных ценностей является разработка и вручение материально ответственным лицам стандартов или должностных инструкций, в которых определяются обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки предоставления отчетов в бухгалтерию и др.
При осмотре мест хранения МПЗ по имеющимся у материально ответственных лиц документами проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск ценностей и делают записи в книги или карточки складского учета. Неучтенные излишки материалов и готовой продукции могут создаваться путем:
замены сырья при изготовлении готовой продукции; обсчета сдатчиков сырья и материалов в весе, влажности, понижения их сортности; обвеса, обсчета, обмера покупателей при отпуске им готовых изделий;
необоснованного оформления актов на потери материалов при их транспортировке или при их хранении на складах.
Неучтенные излишки материалов обычно хранят отдельно. Для их выявления следует использовать данные складского учета. Если имеются неучтенные излишки, то расход отдельных видов ценностей за определенные периоды, как правило, превышает их приход. Такой перерасход перекрывается за счет последующего поступления и оприходования материалов аналогичных наименований. Излишки изымаются за счет последующих поступлений или оформляют бестоварными документами до проверки их фактического наличия при инвентаризации.
Обследование состояния складского хозяйства и обеспечение сохранности материальных ценностей в сочетании с последующей документальной проверкой дают возможность сделать обоснованные выводы о сохранности МПЗ и разработать профилактические мероприятия.
Запасы могут храниться на нескольких складах, и в этом случае их инвентаризацию целесообразно проводить одновременно, чтобы исключить возможность переброски ценностей с одного склада на другой. Если по каким-либо причинам это сделать невозможно, то аудитору нужно по документам отследить внутреннее перемещение запасов между подразделениями (складами) от момента начала инвентаризации на первом складе до ее завершения на последнем складе.
При проведении инвентаризации у аудитора могут возникнуть сложности в получении доказательств о запасах, вызванные особенностями технологического процесса. Для этого иногда могут понадобиться консультации специалистов.
Также могут возникнуть сложности в получении доказательств, связанных с определением количества запасов, которые обусловлены:
а). применением выборки. Как правило, в рамках одной проверки невозможно проверить все запасы сплошным методом, однако при явном несоответствии учетных записей о запасах их фактическому наличию необходимо проверить всех товарно-материальных ценностей;
б). спецификой процедур контроля – необходимо удостовериться, что не было повторного счета и случайно или преднамеренно неучтенных ценностей. Контрольные сверки дают возможность убедиться, что подсчет ценностей был проведен правильно.
в). природой инвентаризуемых ценностей (например, инвентаризация запасов древесины на целлюлозно-бумажных комбинатах, металлопроката и т.д.). В подобных случаях аудитор может воспользоваться оценочными методами, когда подсчитывают и измеряют часть запасов, а затем результаты проверки экстраполируют на их общее количество. Репрезентативность результатов экстраполяции может быть проконтролирована путем их сопоставления с данными бухгалтерского и складского учета.
Наличие некоторых видов запасов нельзя проверить на наличие путем простого пересчета, например, в непрерывных производствах – химическом или сталелитейном. В этом случае аудитору придется полагаться на процедуры внутреннего контроля, а также с разрешения клиента привлечь экспертов для инвентаризации таких материальных ценностей.
Иногда по ряду причин провести инвентаризацию невозможно. Например, когда к моменту заключения договора на аудит, инвентаризация на конец года клиентом уже была проведена, и проводить ее повторно он отказывается или когда проведение инвентаризации достаточно дорого. В таком случае аудитор может применить математические методы, которые с определенной вероятностью позволяют оценить величину запасов. Может сложиться так, что клиент не желает проводить сплошную инвентаризацию, но по просьбе аудитора проведет инвентаризацию части товарно-материальных ценностей.
При проверке полноты оприходования МПЗ аудитору следует учитывать условия и формы расчетов с поставщиками, выбранный вариант оценки, порядок возмещения НДС по приобретенным ценностям.
Обоснованность операций по поступлению и оприходованию МПЗ проверяется на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.).
Общим способом проверки приходных операций на складе является сопоставление приходных документов склада с сопроводительными документами поставщиков или документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.
Объектом исследования являются оперативная и служебная информация. Например, из журнала по учету поступивших грузов можно получить данные в разрезе поставщиков об ассортименте и сроках поставки материальных ценностей. По записям в журнале учета поступающих грузов и карточкам учета договоров поставки аудитор может определить, какие поставки были осуществлены за проверяемый период.
Если материальные ценности закупали за наличный расчет у физических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, то аудитор обращает внимание на наличие и правильность оформления закупочных актов. Закупочный акт должен содержать следующие обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей. Внутренними документами, которыми оформляются поступившие ценности, могут быть сопроводительные документы поставщиков со штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные и некоторые документы в зависимости от принятого порядка оформления приемки груза.
Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, аудитор обращает внимание на реальность кредиторской задолженности поставщикам с целью выявить неучтенные счета поставщиков. Для этого он сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.
В ходе документальной проверки по поступлению МПЗ устанавливают соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов, актов расхождений, выявленных при приемке, своевременность предоставления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов. При выявления расхождений необходимо провести встречную проверку документов.
При проверке полноты оприходования материальных ценностей внутренние документы сверяют с сопроводительными документами поставщиков. Аудитор изучает правильность составления актов на расхождение в количестве и качестве поступивших материальных ценностей и своевременность предъявления претензий к поставщикам или транспортной организации (например, железной дороге). Иногда такие расхождения могут быть результатом присвоения материальных ценностей и оформления подложных актов с целью скрыть недостачу или пересортицу.
В случае необходимости аудитор проводит встречную сверку с документами, находящимися у поставщиков материальных ценностей.
МПЗ, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, в соответствии с условиями договоров принимают к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.
Проверка неотфактурованных поставок имеет некоторые особенности. Они должны быть отражены по цене последней партии поступления по каждой поставке отдельно, причем вместо номера должна ставиться буква «Н» (неотфактурованные). Аудитору следует уточнить, как были сделаны в учете записи по оприходованию таких материальных ценностей, поскольку в следующем месяце, по мере поступления документов поставщиков, эти записи должны быть сторнированы с одновременным оприходованием материалов по фактической стоимости приобретения на основании расчетных документов поставщиков.
Если у клиента имеются материальные ценности в пути, т.е. оплаченные, но еще не прибывшие к концу месяца, то аудитору для подтверждения достоверности отражения в бухгалтерском учете и балансе стоимости таких ценностей целесообразно убедится в том, что они впоследствии получены и оплачены или включены в состав кредиторской задолженности на дату составления баланса.
Материальные ценности должны быть отражены в учете и отчетности по фактической себестоимости. Ее определяют по затратам на их приобретение (транспортно-заготовительные расходы), включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов; наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям; таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Правильность оценки материальных ценностей находится в зависимости от организации и постановки их аналитического и синтетического учета. Поэтому аудитор должен проверить, ведется ли учет на счете 10 «Материалы» в разрезе субсчетов (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо и другим однородным группам) и по каждому наименованию материальных ценностей в зависимости от их потребительских признаков (сорта, марки, кондиции и т.д.); присваивают ли материальным ценностям номенклатурные номера в зависимости от их потребительских признаков и указываются ли они в первичных документах и складском учете.
Если производственные запасы учитывают по учетным ценам, объектом контроля является распределение отклонений между этими ценами и фактической себестоимостью приобретенных материалов.
Финансовые показатели деятельности организации зависят от выбранного метода оценки запасов. Одной из проблем, является определение правильности оценки МПЗ на конец отчетного периода, так как в течение года их приобретаются по разным ценам. Конечную стоимость запасов можно регулировать при помощи использования специальных методов оценки. Способ проверки зависит от того, какой метод списания МПЗ (для различных видов материальных ценностей они могут быть разными) применяется в организации. При определении фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешено использовать один из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО), по себестоимости единицы приобретения материалов.
Аудитор должен убедиться в неизменности применения в течение года выбранных методов оценки по отношению к конкретным видам запасов; проверить правильность их применения, а также обоснованность и полезность для управления. Если учетной политикой организации установлено, что МПЗ оцениваются по методу ФИФО, то их должны списывать в производство в оценке запасов, которые были куплены первыми, с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. В балансе же остатки материальных ценностей должны быть показаны по ценам последних, более дорогих закупок. Если применяется метод оценки ЛИФО, то материальные ценности, использованные в производстве, должны быть списаны по себестоимости запасов, которые поступили последними. В балансе же остатки материальных ценностей будут показаны по ценам первых закупок, т.е. более низким. Если запасы оценивают по средней себестоимости, аудитору необходимо проверить несколько первичных документов на оприходование, чтобы определить точность оценки какой-либо партии запасов, т.е. проверить, правильно ли рассчитана средняя цена.
По себестоимости единицы приобретения материалов оценивают лишь те МПЗ, которые организация использует в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Проверить правильность списания стоимости материальных ценностей на издержки производства аудитор может по формуле товарного баланса:
Р = Н + П – К,
где Р – стоимость материальных ценностей, израсходованных в отчетном периоде; Н, К – стоимость остатка материальных ценностей на начало и конец отчетного периода на счетах учета производственных запасов; П – стоимость материальных ценностей, поступивших за отчетный период.
При ошибочном или умышленном завышении фактической себестоимости материалов искусственно увеличиваются затраты на производство готовой продукции и снижается прибыль от реализации продукции. Если в организации имеются материальные ценности, цена на которые в течение отчетного года снизилась, или они частично потеряли свое качество или морально устарели, то их должны оценивать и отражать в балансе на конец года не по фактической себестоимости, а по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты.
Чтобы провести проверку использования материальных ценностей на производственные и другие цели, аудитор должен детально ознакомиться с особенностями технологического процесса, а также с порядком передачи ценностей со склада в производство, поскольку при их нарушении возникают многие недостатки и даже злоупотребления.
Особенно тщательно должны быть проверены документы на списание недостач, порчи и уценки МПЗ, а также правильность применения норм естественной убыли при перевозках некоторых видов материалов. Например, по товарно-материальным ценностям, перевозимым в герметической упаковке, такие нормы не применяются, а по материалам, поступающим в стеклянной таре, следует применять нормы допустимого боя во время транспортировки. Потери в пределах и сверх норм естественной убыли быть списаны только по надлежаще оформленным документам с разрешения руководителя в размере, не превышающем недостачу по сличительной ведомости.
Особого внимания аудитора требуют операции по списанию материалов сверх установленных норм, а также потерь от порчи и уценки. Списание потерь от уценки должно быть подтверждено актами и инвентаризационными описями, сведениями о рыночных ценах на дату уценки, а также о покупных ценах уцениваемых материалов.
Кроме того, аудитор на основании первичных документов проверяет достоверность записей в регистрах синтетического и аналитического учета (выборочным способом). Проверка правильности отражения в учете операций с тарой. В некоторых организациях количество тары и ее суммарная оценка существенны. Аудитор проверяет правильность формирования и отражения учетной стоимости тары.
Заключение
Данная работа посвящена учету и аудиту производственных запасов.
В системе организации учета производственных запасов на предприятиях особое место занимает аудит, в задачи которого входят:
систематический контроль за выпуском продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных работ и услуг;
своевременное и правильное документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;
контроль за выполнением плана договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции (работ, услуг);
своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию (работы, услуги), фактических затрат на их производство и сбыт,
расчет сумм прибыли.
Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.
В условиях перехода к рыночной экономике существенное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов. Этого можно добиться путем снижения удельных затрат материалов в себестоимости продукции, путем правильного ведения учета материалов и материальных ценностей. Введением более совершенных современных технологий, применением более прогрессивных конструкционных материалов, замены дорогостоящих материалов на менее дорогие, путем сокращения отходов и потерь в производстве, максимального устранения потерь и непроизводительных расходов, комплексного использования природных и материальных ресурсов, вовлечением в оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов. Оценка сырья, материалов, иных производственных запасов, израсходованных на производство и обращение, на анализируемом предприятии осуществляется по методу ФИФО. Этот метод основан на допущении, что материальные ресурсы исполняются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения. Методы ФИФО и ЛИФО разрешены к применению в учетной практике только с 1995 года и имея специалистов, возможно до момента реализации, на основании анализа возможной динамики изменения складских остатков, смоделировать финансовые итоги продаж в различных ситуациях и обеспечить тем самым руководителя предприятия данными для принятия обоснованных решений по ценовой политике. Основным направлением повышения эффективности использования производственных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий.
Рациональное использование запасов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованной их оценки.
Большое значение для сохранности материалов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.
Важным условием повышения эффективности использования материальных ресурсов является усиление личной и коллективной ответственности, а также материальной заинтересованности рабочих, руководителей в рациональном использовании указанных ресурсов.
Предприятия обязательно должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток к срыву производственного процесса.
Глоссарий
№ п/п | Новые понятия | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1. | Аудитор | доверенное лицо, осуществляющее аудит, проверяющее финансово-хозяйственную деятельность фирм, предприятий, акционерных обществ |
2. | Аудиторская проверка | мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта. |
3. | Баланс бухгалтерский | документ бухгалтерского учета, представляющий совокупность показателей, обрисовывающих картину финансового и хозяйственного состояния фирмы на определенную дату, чаще всего — на конец или начало календарного периода |
4. | Доверенность | письменно оформленное уполномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому лицу (доверенному, представителю) для представительства перед третьими лицами. |
5. | Договор | в гражданском праве соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей |
6. | Договор поставки | разновидность договора купли-продажи, используемая в предпринимательской деятельности. |
7. | Запасы материально- производственные | к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. |
8. | Запасы производственные | часть оборотных средств на предприятии, еще не включенных в процесс производства, не поступивших на рабочие места. |
9. | ЛИФО | метод бухгалтерского учета товарно-материальных запасов в стоимостном выражении по цене последней поступившей или изготовленной партии; 2) метод расчета процентов по вкладу при изъятии вкладчиком части вклада, вносившегося многими долями, согласно которому предполагается, что вкладчик изымает суммы, поступившие от него последними; 3) метод учета стоимости ценных бумаг, продаваемых инвестиционным фондом, согласно которому учетная стоимость продаваемых бумаг принимается равной учетной стоимости последних приобретенных аналогичных ценных бумаг. |
10. | Оприходование | первичный учет, первоначальная стадия учетного процесса, в ходе которой производится измерение данных хозяйственных операций и регистрация их в документах.
|
11. | Товарно-транспортная накладная | предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом |
12. | ФИФО | 1) метод бухгалтерского учета товарных запасов, в соответствии с которым они фиксируются в денежном выражении по цене первой поступившей партии этих товаров; 2) метод расчета процентов при досрочном изъятии части сберегательного вклада из банка, заключающийся в том, что расчет ведется в предположении изъятия всей первой суммы, принятой на вклад |
Использованная литература
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет
2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
3. Адамс Р. Основы аудита. – М.: Аудит, 2005. – 428 с.
4. Аудит / Под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 372 с.
5. Булавина Л.Н. Бухгалтерский учет и аудит материально-производственных запасов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 144 с.
6. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит.– М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. – 420 с.
7. Курбангалеева О.А. Учет материально-производственных запасов в 2002 году. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 360 с.
8. Макарова Л.Г., Широкова Л.П., Быков С.П. Аудит операций с материалами. – М.: Юнити, 2004. – 152 с.
9. Нормативные документы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2002 г. - 262 с.
10. Родостовец В.К. Финансовый и управленческий учет на предприятии. - Алма-Ата: Центраудит, 2003. – 152 с.
11. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. – М.: ДИС, 2001. – 378 с.
12. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 342 с.
Приложение 1
Аудиторская проверка реализованной продукции
1) Общие требования
Целью данного стандарта является установление единых требований при проведении аудиторской фирмой (аудитором ) проверки учета реализации продукции, работ, услуг.
2) Необходимость и принципы проведения аудиторской проверки учета реализации продукции, работ, услуг.
Объекты аудиторской проверки:
1. Объемы отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг
2. Выручка от реализации, формируемая в бухгалтерском и налоговом учете
При проведении проверки необходимо подтвердить достоверность отражения в учете операций по реализации .
На первом этапе необходимо ознакомиться с видами деятельности предприятия, его организационной структурой, формой учета, изучить учетную политику. В зависимости от собранной информации аудитор вносит корректировки в план проверки, рекомендуемый данным стандартом.
3) Документы, подлежащие проверке, и порядок их рассмотрения.
В основе проверки лежит установление соответствия сумм, отраженных в первичных документах, с суммами в журналах – ордерах, главной книге и форме №2, а также ведение учета в соответствии с выбранными в учетной политике методами. В ходе проверки аудитору следует ознакомиться с :
а) первичными документами по оформлению операций по отгрузке продукции (выполнению работ, оказанию услуг): накладные на отпуск готовой продукции, счета, счета – фактуры, акты выполненных работ, документы, связанные с оплатой, акты зачета взаимных требований, налоговые декларации;
б) ведомостями аналитического учета;
в) журналом – ордером №11;
г) Главной книгой;
д) Формой №2
4) Методика проведения проверки
Большое внимание при проведении проверки операций, связанных с реализацией, необходимо уделить внутрихозяйственному контролю в этой области. Ниже приводится схема, которую рекомендуется использовать в ходе проверки (рис.1).
Разработать тесты отдельных элементов хозяйственных операций, связанных с реализацией, для достижения целей внутрихозяйственного контроля | Процедуры аудита |
Размер выборки | |
Критерии отбора | |
Временные рамки |
Рис. 1 – Методика проверок хозяйственных операций, связанных с реализацией товаров (работ, услуг )
47
47
Основные вопросы, изучаемые в ходе проверки
Цели внутрихозяйственного контроля | Внутрихозяйственные контрольные моменты | Обобщение проверок хозяйственных операций по существу |
1. Учтенные объемы реализации действительно отражают реальные поставки реальным клиентам | - учтенные объемы реализации подтверждены транспортными документами; - счета – фактуры пронумерованы, по ним осуществляется учет; - ежемесячно проводятся сверка взаиморасчетов | - проверка журналов, Главной книги и аналитической ведомости по дебиторской задолженности - сверка записей в регистрах, по счетам – фактурам и транспортным документам; - сверка транспортных документов и учетных данных по отгрузке с записями по ТМЦ |
2. Проверка полноты отражения операций по реализации | Транспортные документы и счета – фактуры пронумерованы и по ним ведется соответствующий учет |
|
3. Сверка сумм отпущенных товаров с суммами регистрации | Проверка наличия внутрихозяйственного контроля за подтверждения подлинности документов | Повторное вычисление по счетам – фактурам, сверки записей в счетах-фактурах с данными транспортных документов |
4. Проверка своевременности регистрации операций | Процедуры, требующие отражения, должны быть зафиксированы как можно скорее после момента их выполнения. Проверка документов на обнаружение неотфактурованных поставок | Сверка дат зафиксированных операций по реализации м датами в транспортных документах |
5. Проверка правильности отражения операций во вспомогательных записях, их обобщение и перенос | Внутрихозяйственные проверки | Подытожить данные первичных документов, журналов0ордеров, проследить за переносом данных в Главную книгу |
Возможные нарушения, выявляемые в ходе проверки:
1) не совпадают суммы, отраженные в первичных документах, с суммами в аналитических ведомостях, журналах – ордерах, Главной книге и формах отчетности;
2) не верно рассчитан НДС по реализованной продукции. В результате искажаются результаты по строке 010 в форме №2;
нарушается методология учета в части корректировки выручки от реализации по оплате в целях налогообложения. Зачастую предприятия неверно формируют выручку от реализации для целей налогообложения, если в учетной политике указан метод «по оплате», либо вообще не следуют выбранному методу формирования выручки от реализации.
47
Приложение 2
1. Общие правила (стандарты) аудита
1.1. Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности (разработка и принятие в 1998г.). Приведено определение аудита как предпринимательской деятельности. Сформулированы цели и задачи аудита. Раскрыто содержание основных принципов аудиторской деятельности.
1.2. Образование аудитора (от 22.01.1998г.). Сформулированы требования к уровню базового образования и стажу практической работы для соискателя аттестата аудитора. Определено содержание специального профессионального образования, включающее обучение в учебно-методическом центре, стажировку в аудиторской фирме и сдачу экзаменов по изучаемым дисциплинам. Приведен перечень документов, подтверждающих образование и повышение квалификации аудитора.
1.3. Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы (разработка и принятие в 1998 г.).Приведено содержание программы квалификационных экзаменов на получение аттестата аудитора (по направлениям аудиторской деятельности и дисциплинам). Раскрыт порядок формирования и работы экзаменационных комиссий, рассмотрения жалоб претендентов на получение аттестата аудитора.
1.4. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (от 25.12.96 г.).Описаны основные тезисы письма-обязательства о согласии аудитора на сделанное предложение, устанавливается объем аудиторской работы, мера ответственности клиента и аудитора, форма отчетности. В приложении приведен примерный образец такого письма.
1.5. Порядок заключения договоров-контрактов на оказание аудиторских услуг (разработка и принятие в 1999 г.).
1.6. Требования по оказанию сопутствующих аудиту работ и услуг (разработка и принятие в 1998 г.).Раскрыто содержание сопутствующих аудитору услуг; составление бухгалтерской отчетности; совершенствование действующей системы учета; проведение экономического анализа; консультирование по широкому кругу финансовых и юридических вопросах и др.). Описаны требования к качеству оказания аудитором этих услуг, а также ограничения, связанные с проверкой достоверности отчетности предприятия, которому оказываются такие услуги.
1.7. Родственные организации (разработка и принятие в 1998 г.).
1.8. Требования к внутренним стандартам аудиторских организаций (разработка и принятие 1998 г.).
1.9. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (от 25.12.96 г.). Изложены основные термины и определения, употребляемые при осуществлении аудиторской деятельности. Приведенные толкования являются едиными для всех правил (стандартов) аудиторской деятельности.
2. Правила (стандарты) проведения аудиторской деятельности
2.1. Планирование аудита (от 25.12.96 г.). Рассмотрен процесс планирования аудита, определены основные элементы этого процесса и практические вопросы планируемых работ. Раскрыты принципы и содержание общего плана и программы аудита.
2.2. Использование работы другого аудитора (разработка и принятие в 1998 г.).
2.3. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внешнего контроля в ходе аудита (от 25.12.96 г.) Определены действия аудитора по оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого предприятия. Приведен перечень сведений, которые должны быть изучены аудитором с целью формулирования объективной оценки на стадии планирования и в ходе проведения аудита. Дано описание структуры системы внутреннего контроля предприятия, рассмотрены особенности ее оценки в субъектах малого предпринимательства.
2.4. Внутрифирменный контроль качества аудита (от 15.07.98 г.). Изложены функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита.
2.5. Внешний контроль качества работы в ходе аудита (разработка и принятие в 1998 г.).
2.6. Аудиторские доказательства (от 25.12.96 г.). Определены требования, предъявляемые к аудиторским доказательствам, приведены виды аудиторских доказательств, их источники и методы получения.
2.7. Документирование аудита (от 25.12.96 г.). Сформулированы принципы документирования аудита, приведены требования к форме и содержанию рабочей документации аудитора. Описан порядок составления и хранения рабочей документации, перечень документов, которые могут быть включены в ее состав.
2.8. Учет работы внутреннего аудитора (разработка и принятие в 1998 г.).
2.9. Действие аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности (от 23.12.98 г.). Приведен перечень искажения бухгалтерской отчетности, описаны факторы, влияющие на увеличение риска таких искажений. Определены действия аудитора в связи с обнаружением в ходе проверки искажений бухгалтерской отчетности. Установлена его ответственность за выражение объективного мнения, а также ответственность персонала проверяемого предприятия за достоверность отчетности.
2.10. Аналитические процедуры (от 22.01.98 г.). Рассмотрены цели применения аналитических процедур, дана характеристика их видов. Изложен порядок выполнения аналитических процедур, который включает следующие этапы: определение цели процедуры, выбор ее вида, выполнение процедуры и анализ полученных результатов. Сформулированы действия аудитора по результатам выполнения аналитических процедур.
2.11. Прочая информация, содержащаяся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью, подлежащей аудиту (разработка и принятие в 1999 г.).
2.12. Аудит в условиях компьютерной обработки данных (от 22.01.98 г.) Сформулированы общие требования к проведению аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД) определены требования к уровню компетентности аудитора и условия привлечения эксперта. Дана характеристика действий аудитора в среде КОД, применяемых процедур контроля, получения аудиторских доказательств и их документирования.
2.13. Оценки риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерных информационных систем (разработка и принятие в 1999 г.).
2.14. Техника проведения аудита с помощью компьютера (разработка и принятие в 1999 г.).
2.15. Использование работы эксперта (от 25.12.96 г.). Описан порядок назначения эксперта и использования экспертом результатов его работы. Раскрыто также содержание требований по оформлению результатов работы эксперта. Приведен перечень работ, для выполнения которых аудитор может привлекать соответствующего эксперта.
2.16. Аудиторская выборка (от 25.12.96 г.). Сформулированы правила выборки данных из проверяемой совокупности и оценки результатов полученной таким образом информации. Дана характеристика используемых на практике выборок, рассмотрены риски выборки и требования по обеспечению необходимого объема выборки при тестировании различных объектов контроля.
2.17. Применимость допущения непрерывности деятельности (от 15.07.98 г.). Определен подход аудиторской организации к определению применимости допущения непрерывности деятельности.
2.18. Существенность и аудиторский риск (от 22.01ю98 г.). Сформулированы понятия существенности и аудиторского риска. Рассмотрены требования, предъявляемые к нахождению уровня существенности, порядок его применения в аудите, взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
2.19. Аудит оценочных знаний в бухгалтерском учете (разработка и принятие в 1998 г.).
2.20. Изучение прогнозной финансовой информации (разработка и принятие в 1998 г.).
2.21. Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (от 15.07.98 г.). Содержит требования, предъявляемые к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.
2.22. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита (от 15.07.98 г.). Определено влияние соблюдения экономическим субъектом нормативных актов на достоверность его бухгалтерской отчетности.
2.23. Права и обязанности лиц, осуществляющих аудит и подлежащих аудиту (разработка и принятие в 1998 г.).
2.24. Понимание деятельности клиента (разработка и принятие в 1998 г.).
2.25. Общение с руководством экономического субъекта (разработка и принятие в 1999 г.).
3. Правила (стандарты) отчетности
3.1. Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (от 09.02.96 г.). Установлен единый порядок составления аудиторами аудиторских заключений о бухгалтерской отчетности предприятий. Сформулировано назначение, принципы подготовки, виды, состав и содержание аудиторского заключения, порядок его представления руководству проверяемого предприятия.
3.2. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности (от 25.12.96 г.). Определены действия аудитора по датированию аудиторского заключения и по оценке обнаруженных событий, состоявшихся после даты составления бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия, но влияющих на ее содержание и достоверность. Приведен порядок действий аудитора в связи с возникновением таких событий, степень его ответственности.
3.3. Заключение аудитора по специальным аудиторским заданиям (разработка и принятие в 1999 г.).
3.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита (от 25.12.96 г.). Приведен перечень обязательных и рекомендуемых сведений, которые аудитор должен приводить в своей письменной информации.
3.5. Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта (от 15.07.98 г.). Отражен порядок обращения аудитора за получением официальных разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта.
Приложение В
РЕЦЕНЗИЯ-РЕЙТИНГ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА СГА
Дисциплина,тема_______________
Студент_______________________
(Фамилия.имя.отчество)
Учебный центр________________ Группа __________,№ контракта_____________________
Руководитель курсовой работы________________________
(Фамилия, имя, отчество)
РАЗДЕЛ 1 Нормоконтроль
Анализ КР на соответствие требованиям методических указаний
(Заполняется нормоконтролером* в учебном центре)
№ п/п | Объект | Параметры | Соответствует: + Не соответствует: - |
1 | Наименование темы работы | Соответствует утвержденной базовым вузом |
|
2 | Размер шрифта | 14 пунктов |
|
3 | Название шрифта | Times New Roman |
|
4 | Междустрочный интервал | Полуторный |
|
5 | Абзац | 1.25 см |
|
6 | Поля (мм) | Левое, верхнее и нижнее – 20, правое - 10 |
|
7 | Общий объем без приложений | 20-25 стр. машинописного текста |
|
8 | Объем введения | 2-3 стр. машинописного текста |
|
9 | Объем основной части | 15-20 стр. машинописного текста |
|
10 | Объем заключения | 2-2.5 стр. машинописного текста (примерно равен объему введения) |
|
11 | Нумерация страниц | Сквозная, в нижней части листа, посередине. На титульном листе номер страницы не проставляется |
|
12 | Последовательность приведения структурных частей работы | Титульный лист. Задание на выполнение выпускной квалификационной работы. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Глоссарий. Список использованных источников. Приложения |
|
13 | Оформление структурных частей работы | Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится. |
|
14 | Структура основной части | 2-3 главы, соразмерные по объему |
|
15 | Наличие глоссария | Обязательно. Не менее 10 понятий |
|
16 | Состав списка использованных источников | Не менее 10 библиографических описаний Документальных и литературных источников |
|
17 | Наличие приложений | Обязательно |
|
18 | Оформление содержания (оглавления) | Содержание (оглавление включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, глоссария, приложений с указанием страниц начала каждой части |
|
*Нормоконтролер – это ответственное лицо учебного центра, осуществляющее контроль за правильность оформления письменных студенческих работ на основе методических указаний СГА.
Курсовая работа допускается к аттестации после устранения всех выявленных несоответствий
Нормоконтролер________________
(Фамилия, имя, отчество, должность)
«___»____________2009 г. Подпись__________
С результатами нормоконтроля ознакомлен
Автор КР – студент
(подпись)
47
47
47