Типы планировок торговых залов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:25, практическая работа

Описание работы

Основная задача планировки торговых залов — заставить покупателя пройти по всему магазину, рассмотреть товар и сделать покупку. Планировка магазина в значительной мере определяется количеством и принципами размещения отделов в торговом зале. В процессе планирования расположения отделов на торговой площади следует учитывать следующие факторы:
- удобство работы для торгового персонала;
- рентабельность;
- возможность предотвращения хищений;
- удобство для покупателей в процессе перемещения их по торговому залу и при просмотре товаров;
- специфические свойства товара и степень привлекательности его внешнего вида;
- сложившиеся традиции и др.

Работа содержит 1 файл

типы планировок торговых залов.doc

— 368.50 Кб (Скачать)

Типы планировок торговых залов

 

               Торговый зал служит основным  инструментом продажи товаров  и обслуживания покупателей в  любом формате магазина, поэтому  прежде всего стоит обратить  внимание на его планировку. При  ее разработке важно продумать  методы, стимулирующие продвижение покупателей в глубь торгового зала, чтобы они смогли увидеть и приобрести больше товаров.

              Основная задача планировки торговых залов — заставить покупателя пройти по всему магазину, рассмотреть товар и сделать покупку.  Планировка магазина в значительной мере определяется количеством и принципами размещения отделов в торговом зале. В процессе планирования расположения отделов на торговой площади следует учитывать следующие факторы:

- удобство работы для  торгового персонала;

- рентабельность;

- возможность предотвращения хищений;

- удобство для покупателей в  процессе перемещения их по  торговому залу и  при   просмотре товаров;

- специфические свойства товара  и степень привлекательности  его внешнего вида;

- сложившиеся традиции и др.

 

В настоящее время распространены следующие виды  планировки торгового зала: решетка (линейная ), петля (боковая), выставочная, произвольная.

                Планировка торговых залов по принципу “решетка”.

                Планировка по данному принципу предусматривает линейное размещение прилавков и стеллажей, отделенных проходами. Большинство продовольственных магазинов организовано именно так.

                 • решетка прямая — пристенные или островные прилавки размещаются параллельно направлению движения основного потока покупателей, что обеспечивает непрерывность движения;

                  • решетка поперечная — прилавки устанавливаются под прямым углом к направлению движения основного потока покупателей;

                  • решетка «колосок» — прилавки размешают острым или тупым углом по отношению к направлению движения основного потока покупателей, образуя своеобразный «колосок».

               

 

                Плюсами такой расстановки являются эффективное использование торговых площадей и хороший обзор зала. Но однообразие стеллажей и прилавков, выстроенных в одну линию, быстро утомляет посетителя. Оживить восприятие покупателя можно, используя оборудование разной конфигурации (по высоте, форме и внешнему виду).

                 При линейной планировке важно выбрать оптимальную ширину проходов. Она зависит от поведения покупателей в различных зонах магазина, а также от высоты стеллажей (чем выше стеллажи, тем шире должен быть проход).

                 Планировка магазина по принципу “петля”.

                 Вариант планировки торгового зала «петля» представляет собой один центральный проход, к которому ведут несколько входов в магазин. Таким образом, могут охватываться покупательскими потоками многочисленные «бутики» или секции, входящие, например, в состав крупного торгового центра. Такую планировку еще называют боксовой потому, что торговый зал разбивается на секции, изолированные друг от друга. Торговое оборудование размещается так, что образует своего рода петлю, направляя посетителей по нужному маршруту и заставляя их обойти весь магазин. По тому же принципу организованы крупные торговые комплексы и мебельные центры.

 

 

                 Преимущество боксовой планировки в том, что внимание посетителей не снижается, Этот тип планировки характерен и для универсальных магазинов, он способствует увеличению количества импульсивных покупок, так как при движении по территории магазина посетители вынуждены смотреть по сторонам и часто обращают внимание на ту или иную секцию. Недостатком же часто является то, что покупателям сложно двигаться в обратном направлении, так как приходится идти навстречу основному потоку.

                 Выставочная планировка.

                 Данный тип планировки встречается и в небольших магазинах, осуществляющих обслуживание через прилавок. Торговое оборудование (стеллажи, стойки, шкафы, прилавки) просто размещается вдоль стен. Периметр выставки может дополняться островным расположением оборудования, подобно тому, как расположены скульптуры в художественной галерее. В роли островов выступают отдельно стоящие торговые конструкции и крупногабаритные товары, размещенные прямо на полу. Выставочная планировка традиционна для магазинов, где многие товары предполагают осмотр с разных сторон для получения полного впечатления об их свойствах (мебель, инструменты, автомобили, посуда).

          Особенностью выставочной планировки является то, что стеллажи или прилавки, размещенные вдоль стен, дополняются островами с сопутствующим торговым оборудованием. Такими островами могут быть манекены, мебель, различные конструкции или сам товар.

 

 

             Выставочная планировка традиционна для магазинов светильников и предметов интерьера, а также при продаже обуви и спортивных товаров. Преимущество такой экспозиции в том, что она не только привлекает внимание посетителей магазина, но и предоставляет свободный доступ к товару, позволяя осмотреть его со всех сторон.

   Произвольная планировка

   Она предполагает асимметричное расположение нестандартного оборудования и иных конструкций, проходов и прочих элементов планировки торгового зала. Однако применение нестандартного оборудования и расточительное использование площади торгового зала делает этот тип планировки довольно дорогим а, кроме того, произвольный характер размещения оборудования ухудшает обзор и затрудняет внедрение стандартных систем предупреждения воровства. Такую планировку часто используют небольшие магазины или отделы крупных торговых центров. При внедрении произвольной планировки продавцы рассчитывают на то, что расслабленная атмосфера, непринужденность и свобода движений сделают магазин более интересным для посетителей по сравнению с другими и, как следствие, привлекут дополнительные покупательские потоки увеличат продажи.

               

 

              В мерчандайзинге есть правило “золотого треугольника”, согласно которому при планировании магазина нужно задействовать следующие точки торгового зала: вход, самый продаваемый товар и кассу.

Эти точки  образуют вершины “золотого треугольника”, и чем больше пространства оказывается внутри треугольника, тем выше объем продаж в магазине.

              При планировке по правилу “золотого треугольника” получается, что покупателю, зашедшему, например, в продуктовый магазин за хлебом, нужно пройти через весь торговый зал. По пути к нужному товару он может что-нибудь купить. Затем, взяв нужный товар и отправившись к кассе, он может приобрести что-нибудь еще. В итоге покупает больше, чем планировал. Схема формирования зоны «золотого треугольника» представлена на рисунке 2.1.

 

 

 

 

Рис. 2.1. Схема планировки типовой  торговой точки с учетом движения потоков покупателей и формирования территории продаж «золотой треугольник»

 

 

          


Информация о работе Типы планировок торговых залов