Теоретические основы транспортного комплекса и методика его оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 08:36, реферат

Описание работы

Термин «транспорт», происходит от латинского «transporto», что значит «переношу, перевожу, перемещаю». В этом слове отражаются вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиров). Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться и в других значениях.

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы транспортного комплекса и методика его оценки.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Теоретические основы транспортного  комплекса и методика его оценки

Термин «транспорт», происходит от латинского «transporto», что  значит «переношу, перевожу, перемещаю». В этом слове отражаются вещества, предметы и живые объекты в  виде грузов и людей (пассажиров). Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться и в других значениях. Так, в определенном контексте под словом «транспорт» понимают:

1) отрасль народного  хозяйства, имеющую своим назначением  перевозку грузов и пассажиров.

2) собственно процесс перемещения груза или людей (пассажиров) в пространстве, который чаще обозначается словом «транспортировка».

3) комплекс технических  средств, обеспечивающих процесс  передвижения материальной продукции  и людей.

4) поток транспортных  единиц, движущийся по водному пути, по улице или дороге.

5) отдельную партию  груза, следующую в определенный  пункт назначения и конкретный  адрес.

В основном этот термин используется большей частью в первом и втором значениях.

От базового слова  «транспорт» образовано достаточно много производных терминов и понятий, часть из которых требует толкования.

Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, находящихся в зависимости и  взаимодействии при выполнении перевозок. Обычно термин «транспортная система» употребляется применительно к государству, региону или крупному городу.

В настоящее время  в состав транспортной системы обычно включают следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный, который  включает нефтепроводы, и газопроводы.

Элементами транспортной системы являются также: городской  транспорт, представляющий собой комплекс разных видов транспорта (метрополитен, трамвай, троллейбус, автобус и другие), функционирующих обособленно в  различных городах, а также промышленный транспорт, к которому относятся все виды транспорта, обслуживающего непосредственно внутренние нужды собственно промышленных, строительных, торговых и других предприятий и организаций. Понятия промышленный и городской транспорт собирательные поскольку и промышленный и городской транспорт не существует как единое взаимосвязанное хозяйство в масштабе страны в технологическом и административно-организационном отношениях. На каждом крупном предприятии и в каждом городе внутрипроизводственный и собственно городской транспорт действуют независимо от подобных видов транспорта, находящихся на других предприятиях и в других городах.

«Единая транспортная система» - понятие, подчеркивающее социально-экономическое  единство всех видов транспорта.

Транспортная сеть - совокупность всех путей сообщения, связывающих населенные пункты страны или отдельного региона. Понятие «единая транспортная сеть» отражает социально-экономическое единство и взаимодействие различных путей сообщения. В технико-экономическом плане транспортная сеть представляет собой один из важнейших элементов, характеризующих уровень потенциальной транспортной обслуживаемости определенной территории или страны в целом и мощность транспорта.

Транспорт общего пользования - транспорт, который в соответствии с действующими законоположениями должен осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы они не были предъявлены: государственным предприятием ил учреждением, общественной организацией или частным лицом.

К транспорту общего пользования относятся: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также все виды городского общественного транспорта.

Транспорт общего пользования  составляет основу единой транспортной системы государства. Именно он представляет самостоятельную «транспортную промышленность», которая обеспечивает основные нужды страны в перевозках, необходимые для кооперации производств и взаимодействия всех отраслей народного хозяйства, а также основные перевозки в сфере торговли и обслуживания населения.

Транспорт необщего пользования - ведомственный транспорт, выполняющий перевозки только для своего ведомства и необязанный удовлетворять требования всех клиентов. Ведомственный транспорт промышленных предприятий часто называют промышленным транспортом, а небольшие пути, например к складам - подъездными путями. В качестве средств транспорта необщего пользования применяются железные дороги, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт, а также конвейерный, канатный и ряд других, находящихся в ведении соответствующих нетранспортных министерств.

Трубопроводный транспорт, предназначенный для перекачки  нефти, нефтепродуктов и газа занимает особое положение. Эти виды транспорта по существу необщего пользования, но фактически эксплуатируются специальными министерствами в интересах всех отраслей народного хозяйства.

Магистральный транспорт - этот термин не имеет однозначного толкования и чаще всего обозначает транспорт общего пользования. В  этом смысле немагистральным транспортом  считается промышленный и городской.

Не универсальный транспорт- специализированный или специальный транспорт, приспособленный и предназначенный для выполнения только какого-либо одного вида перевозок или для перемещения только одного вида грузов (сыпучи, жидких).

Непрерывный транспорт - транспорт, где предметы перевозки перемещаются в виде непрерывного потока с помощью различного рода гибких лент, шнеков, скребков, эскалаторов и др., а также трубопроводов.

В технической литературе и практике работы часто употребляются  понятия транспортного и перевозочного процесса. Транспортный процесс - термин, обозначающий деятельность транспорта, направленную на обеспечение перевозки грузов и пассажиров. В качестве синонима используется также термин «перевозочный процесс», который отражает комплекс операций, выполняемых при доставке грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения.

Каждый вид транспорта выполняет свою функцию с помощью  сложного технического оснащения или  комплекса технических средств, прямо и косвенно участвующих  в перевозочном процессе. Средства транспорта условно делятся на две основные категории:

1. постоянные средства, включающие собственно путь и  стационарные сооружения со всем  их оборудованием.

2. подвижной состав, к которому относятся все активные  и пассивные единицы, непосредственно осуществляющие перевозку грузов и пассажиров (вагоны, баржи и др.).

Транспортный  комплекс Республики Казахстан

Сущность  транспортной инфраструктуры и ее роль в экономике  государства

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены бес помощи транспорта, обеспечивающего заполнение географических разрывов между сферами производства и потребления.

В результате общественного  разделения труда этот вид деятельности обособился, что привело к выделению  транспортной продукции в самостоятельный товар, имеющий достаточно высокую меновую и потребительскую стоимость. Транспорт призван связывать производство и потребителя.

Транспортная деятельность представляет собой часть экономической  деятельности, которая направлена на повышение степени удовлетворения потребности общества посредством изменения географического положения товаров и людей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что сам по себе он не производит новой материальной продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая производством сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю.

Специализация отдельных  регионов и их комплексное развитие невозможно без участия транспорта. Вместе с тем принятие решения  о создании новых производств, обычно сопровождающихся ростом потребности в перевозках, находится в прямой зависимости от уровня развития транспортной инфраструктуры региона и ее возможностей по обеспечению этой потребности. Следовательно, транспортный фактор оказывает решающее влияние на рациональное размещения производительных сил.

Транспорт создает  условия для формирования и функционирования локального и общегосударственного рынка. Поэтому при переходе к  рыночным отношениям значение рационализации транспортной системы существенно возрастает с одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с их жизнеспособностью, с другой стороны, рынок подразумевает обмен товарами и услугами. Таким образом, без транспорта не возможен и сам рынок. Вследствие этого транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры и экономической базы государства в целом.

Выступая в качестве составляющей общей системы инфраструктуры рынка транспорт представляет собой комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное решение задач товарооборота между субъектами рынка. Его функция заключается в соединении производственных ресурсов в процессе воспроизводства и обеспечении их поступления на рынок.

Роль транспорта в обеспечении экономического роста несомненна. Увеличение производства продукции требует больше сырья, больших размеров рынка и большего объема транспортной работы. Поэтому транспорт выступает чутким барометром национального мирового хозяйства. В то же время являясь крупным потребителем транспортных средств энергоносителей, строительных и других материалов, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, заметно влияя на формирование ВВП.

Доля транспорта в ВВП большинства развитых стран колеблется в пределах от 4-9%, а в занятости населения - 3-8%.

Следует подчеркнуть  весомую роль участия государства  в развитии транспортной системы. Транспорт  является материало- и энергоемкими сектором хозяйства с длительным инвестиционным циклом, высоким уровнем физического и морального износа. На долю транспорта приходится около 20% основных мировых фондов.

Большое значение транспорт  имеет и в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой создает интеграционный эффект, являясь одним из факторов привлечения населения и производства. Хотя транспорт и не производит материальной продукции, а только участвует в ее доставке в пункты потребления, транспортные издержки учитываются в цене товара. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки весьма значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут превышать 50%. Транспортный фактор имеет особое значение в Республике Казахстан с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Таким образом, транспорт - это важная составляющая в экономике любого государства.

Транспортную систему  формируют различные виды транспорта. Здесь следует отметить, что деление  транспорта на виды коренным образом отличается от деления промышленности и сельского хозяйства на отрасли. Разные виды транспорта создают, вообще, одну и ту же продукцию - осуществляют перемещение грузов и пассажиров. Исходя из качественного различия продукции можно было бы выделить только две отрасли транспортного производства - пассажирский и грузовой транспорт. Однако все виды транспорта (за исключением лишь трубопроводного) способны выполнять как грузовые, так и пассажирские перевозки.

Виды транспорта отличаются друг от друга не качественными особенностями их продукции, родом используемого сырья или стадией производства, а использованием естественных или искусственных путей сообщения. Эти различия носят преимущественно географический характер. Не случайно виды транспорта естественно группируются по геосферам (наземный, водный и воздушный).

Насчитывается 6 основных современных видов транспорта: железнодорожный, автодорожный, морской, внутренний водный (речной, озерной), воздушный и трубопроводный.

Разные виды транспорта пользуются различными естественными или искусственно сооруженными путями сообщения. К последним относятся железные и автомобильные дороги, трубопроводы, морские и внутренние судоходные каналы, а также значительная часть улучшенных речных путей.

Наряду с делением транспорта на виды немаловажное значение имеет также подразделение транспортных предприятий и их работы по характеру обслуживаемых связей, т.е. по видам сообщения. Так, различают международные и внутригосударственные сообщения, делящиеся, в свою очередь, на межрайонные, внутрирайонные и местные, междугородные и внутригородские сообщения.

Ни один вид транспорта не ограничивает обслуживанием исключительно  международных или внутренних, междугородних  или внутригородских сообщений. Можно говорить лишь о преобладающим использовании того или другого вида транспорта для определенного вида сообщения. Морской транспорт применяется в основном в международных перевозках, но и в значительной степени и во внутренних - в каботаже. Для всех других видов транспорта основными являются внутренние сообщения, при этом транспорт широко используется для внутригородских и пригородных перевозок.

В РК представлены все  основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, речной и морской.

Транспортный комплекс - сложная межотраслевая система, занимающая ключевое положение в  территориальной организации производительных сил. Экономико-географическое изучение транспорта направлено на раскрытие  территориальных особенностей функционирования транспортной системы. При этом особое значение имеет оценка транспортно-географического положения как отдельных элементов транспортной системы, так и различных народно-хозяйственных объектов, взаимодействующих между собой с помощью транспорта.

Информация о работе Теоретические основы транспортного комплекса и методика его оценки