Сущность предпринимательства и условия его существования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:40, реферат

Описание работы

Определяющим условием перехода до рынка является формирование субъектов рыночных отношений, в роли которых выступают предприниматели. Предпринимательство является необходимой, определяющей чертой рынка, его обязательным атрибутом. Нет предпринимателей — нет и рынка, и наоборот. Понятие «підприємництво» чрезвычайно вместительное. Предопределенно это тем, что в нем переплетается совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических отношений.

Работа содержит 1 файл

Сущность предпринимательства.docx

— 23.30 Кб (Скачать)
Сущность  предпринимательства и условия  его существования 
Определяющим  условием перехода до рынка является формирование субъектов рыночных отношений, в роли которых выступают предприниматели. Предпринимательство является необходимой, определяющей чертой рынка, его обязательным атрибутом. Нет предпринимателей —  нет и рынка, и наоборот. Понятие  «підприємництво» чрезвычайно вместительное. Предопределенно это тем, что  в нем переплетается совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических  отношений. Представление прет его  складывалось в течение значительного  исторического периода, изменялось под воздействием базисных и надбудовчих  институций, психологии людей.В научное  обращение понятия «підприємець»  ввел банкир-экономист Р. Кантильйон в начале XVIII ст. К предпринимателям он относил людей знефиксованими прибылями (ремесленников, крестьян, но др.), то есть тех, кто был занят  экономической деятельностью в  условиях нестабильности и непредвиденности цен. Главной чертой предпринимателя  он считал готовность к риску.

Определяющим  условием перехода до рынка является формирование субъектов рыночных отношений, в роли которых выступают предприниматели. Предпринимательство является необходимой, определяющей чертой рынка, его обязательным атрибутом. Нет предпринимателей —  нет и рынка, и наоборот. Понятие  «підприємництво» чрезвычайно вместительное. Предопределенно это тем, что  в нем переплетается совокупность экономических, юридических, политических, исторических и психологических  отношений. Представление прет его  складывалось в течение значительного  исторического периода, изменялось под воздействием базисных и надбудовчих  институций, психологии людей. 
В научное обращение понятия «підприємець» ввел банкир-экономист Р. Кантильйон в начале XVIII ст. К предпринимателям он относил людей знефиксованими прибылями (ремесленников, крестьян, но др.), то есть тех, кто был занят экономической деятельностью в условиях нестабильности и непредвиденности цен. Главной чертой предпринимателя он считал готовность к риску. 
Весомый взнос в исследование предпринимательства в Xviii—XIX в. сделали Ф. Кене, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Же.-Б. Сей, А. Маршалл, М. Вебер, В. Зомбарт и И. Шумпетер. Кстати, Й. Шумпетер начинал свою научную и педагогическую карьеру в Черновицком университете, а завершил ее в Гарварде. 
А. Смит рассматривал предпринимателя как владельца. Его действия в экономической жизни, мотивация, поведение, психология предопределенные тем, что он является владельцем. А. Смит отмечал, что предприниматель масс на внимании лишь собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он идет к цели, которая вовсе не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенно служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно пытается служить им. 
Учитывая интерес, выгоду как неотъемлемый атрибут предпринимателя, нельзя лишь им определять мотивы его деятельности. Ведь в условиях рыночной среды субъектов предпринимательской деятельности много и между ними продолжается конкурентная борьба за лучший результат — прибыль. Получить его можно лишь при условии определения более эффективного варианта использования ресурсов, экономического риска, новаторских идей. Это побуждает предпринимателя идти непротореним путем, применять наилучшие качества работника: творчество, добросовестный труд, организаторские способности. Попытка обнаружить себя как личность в определенной сфере деятельности, реализовать свои идеи и результаты труда, сделать их приобретением общества — это также интерес предпринимателя, который играет значительную роль в жизни общества, является его движителем. Все это и делает предпринимателя пионером, который ведет перед по своему делу, а предпринимательство — локомотивом экономического, социального и культурного развития человеческого общества. 
Свою деятельность предприниматель (особенно высококвалифицированный) направляет не на изготовление товаров-аналогов, а изделий, которые имеют качественно новые отличительные черты. Понятно, что производство их не может принести предпринимателю мгновенную отдачу (прибыль). Однако отдача обязательно будет через определенное время, когда состоятся изменения в производстве, его структуре, а следовательно, и в потребностях общества. Причем прибыль, которая будет получать предприниматель, в условиях, которые сложились в результате отмеченных изменений, перекрывает все расходы. В силу этих обстоятельств предприниматель большую часть прибыли, которая получает, направляет в хозяйственную деятельность, а не на личные потребности. 
Понятие «підприємець» часто применяют как синоним таких понятий, как «господар», «бізнесмен». Человека, который организовал свое дело и ведет его, называют именно одним из этих понятий. Однако возникает вопрос: кто является субъектом, который имеет свою ферму или мастерскую, где производит определенную продукцию, реализация которой дает возможность ему лишь существовать? Как его назвать — предпринимателем, бизнесменом? Если так, тогда и большой владелец, богатство которого растет высокими темпами, и мелкий товаропроизводитель, который едва-едва прозябает от своей деятельности или и становится банкротом — предприниматели? Оба они, как и все другие, кто самостоятельно на свой страх и риск занимаются определенным делом, имея от него определенный доход, является хозяйничающими субъектами. Это понятие более широкое и более объемное, чем предприниматель. 
Самые характерные черты предпринимателя, которые выделяют его из хозяйничающих субъектов, метко выделил И. Шумпетер. Он отмечал, что главным делом предпринимателя является: изготовление нового блага или нового качества того или другого блага; освоение нового рынка сбыта, нового источника сырья или полуфабрикатов и внедрения нового метода производства; проведение соответствующей реорганизации. Для того, чтобы осуществлять постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов, нужно, по мнению И. Шумпетера, иметь соответствующие качества: волю и способности; выделять определяющие моменты деятельности, видеть их в реальном свете; иметь способность «плисти против течии», преодолевая сопротивление социальных сил; осуществлять влияние на других результатами успеха, духовной свободой, затратами сил и энергии. 
Реальное предпринимательство не совместимо ни со спекуляцией, ни с так называемым бумажным предпринимательством, которое сводится к концентрации производства и капитала за счет приобретения, слияния и поглощения, что характерно для Украины в условиях переходной экономики. На это указывал и выдающийся английский экономист Дж. Кейнс. Спекулянты не наносят вред, по его мнению, если они остаются «бульбашками на поверхности чистого потока пидприемництва». Однако положение становится серьезным, когда превращается в пузырек в водовороте спекуляции. Когда расширение производственного капитала в стране становится побочным продуктом деятельности игрового дома, трудно ожидать хороших результатов. 
Формирование высокой, экономически эффективной и социально ответственной предпринимательской культуры является одним из главных заданий, что стоит перед Украиной, определяющим условием выхода ее из экономического кризиса. 
Настоящее предпринимательство может быть воплощено в жизнь при условии экономической свободы человека, права выбора деятельности, для реализации своих потенций, а также персональной экономической ответственности, за результаты работы, следствием которой может быть прибыль или банкротство. 
Следовательно, предприниматель — субъект, который совмещает в себе новаторские, коммерческие и организаторские способности для поиска и развития новых видов и методов производства, новых благ, и их новых качеств, новых областей применения капитала. Отсюда предпринимательство — это тип хозяйственного поведения предпринимателей из организации разработки, производства и реализации благ, с целью получения прибыли и социального эффекта. 
В инициативной, новаторской, самостоятельной деятельности оказывается сущность предпринимательства. Его цель возводится, с одной стороны, к получению прибыли или личного дохода в результате не каких-то конъюнктурных дел, а предсказания точного расчета, а из другого — до наиболее эффективного использования факторов производства, стремления реализовать творческие потенции человека. 
Функции и условия существования предпринимательства. Сущность предпринимательства более глубоко раскрывается через его основные функции — инновационную, ресурсную, организационную, мотивационную. 
Инновационная функция предпринимательства заключается в содействии генерированию и реализации новых идей, осуществлению технико-экономических, научных разработок, проектов, которые связаны с хозяйственным риском. 
Ресурсная функция предпринимательства оказывается в нацеленности на наиболее эффективное использование с точки зрения достижений науки, техники, управления и организации производства материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов. 
Организационная функция предпринимательства предусматривает сочетание ресурсов производства в оптимальных пропорциях, осуществляет контроль за использованием их. 
Мотивационная функция предпринимательства сводится к формированию мотивационного механизма эффективного использования ресурсов с учетом достижений науки, техники, управления и организации производства, а также к максимальному удовлетворению потребностей потребителя. 
Функции предпринимательства раскрывают специфический хозяйственно-организационный талант, какой присущий предпринимателю, выделяют его как личность, которая имеет определенный тип мышления, которое отличается от привычного. Предприниматель, который достигает успехов, как свидетельствует мировой опыт, должен иметь такие черты и навыки: 
объединять людей для достижения единственной цели, которую он видит лучше от других, верит у нее, знает, как ее достичь; 
делать точные расчеты по поводу создания новых качеств, знать, что нужно для улучшения эффективности, улучшения ее стандартов; 
быть настойчивым и гибким, готовым преодолевать препятствия и в то же время корректировать тактику, чтобы достичь стратегических целей; 
идти на постоянный хозяйственный риск и ответственность. Это значит, что предприниматель уверен в себе, верит в хозяйственный успех, а потому идет неизвестным путем, а следовательно, и готовый к экономической ответственности. На этом пути обязательно будут и успехи, и неудачи. 
Предпринимательство как явление хозяйственной жизни всегда развивается в определенной социально-экономической и исторической среде. Именно поэтому для его непрерывного воссоздания необходимы определенные предпосылки, а именно: экономические, политические, правовые, психологические. 
Экономические предпосылки предпринимательства заключаются в создании в обществе условий для функционирования многосубъектных (частных, коллективных, государственных) владельцев. Это будет способствовать свободе предпринимательской деятельности, возможности, на свой страх и риск принимать решение об использовании имущества, продукции, прибылей, выбора хозяйственных контрагентов. Экономическими предпосылками этих процессов в нашей стране является разгосударствление и приватизация собственности, демонополизация хозяйств. 
Политические предпосылки предпринимательства предусматривают создание в стране благоприятного политического климата для предпринимательства. Такая политика должна предоставить всем хозяйничающим субъектам гарантии относительно сохранения их собственности, исключения возможностей национализации, экспроприации. Властные структуры должны создавать условия для развития всех форм собственности, в том числе интеллектуальной (изобретения, новаторство, новые методы организации), а также благоприятный предпринимательский климат через соответствующую налоговую, кредитную, таможенную и другую политику. 
Правовые предпосылки предпринимательства основываются на законодательстве, нормативных актах, разработанных в стране. Нормативные акты должны создать для всех участников рыночных отношений одинаковые «правила гри», то есть предоставить одинаковые права и полную свободу, не допускать вмешательство органов государственного управления в хозяйственную деятельность любого субъекта, за исключением законодательно обусловленных случаев. Следовательно, идет речь о том, что предприниматели могут действовать «самостійно», «вільно» в пределах закона. С изменением условий экономической, социальной жизни изменяются законы («правила гри»), а следовательно, и понятие «самостійно» но «вільно» наполняются новым содержанием. 
Следует иметь в виду, что в сфере бизнеса кроме сурово формализированных связей, основанных на законодательных актах, между хозяйственными субъектами складываются неформальные отношения: доверие, джентльменство, слово чести, и тому подобное. 
Перечисленные предпосылки нуждаются в наличии еще одном и достаточно важливои— психологической, сущность которой заключается в позитивной общественной мысли относительно предпринимательства. Если этого не будет, развитие предпринимательства будет сдерживаться. И в этом плане в Украине есть много проблем, поскольку жизнь нескольких поколений проходила в условиях, которые создавали негативное отношение к предпринимательству. Мышление консервативно и изменить его в один миг не удастся. 
В Украине принят и действуют ряд нормативных актов, которые заложили фундамент для формирования предпринимательства. Важное место среди них занимает Закон Украины «Про пидприемництво». Согласно нему предпринимательство осуществляется за такими принципами: свободный выбор деятельности на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан; самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей продукции, которая изготовляется, установление цен в соответствии с законодательством; свободный найм работников; привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, естественных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством; свободное распоряжение прибылью, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством; самостоятельное осуществление предпринимателем — юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, использования любым предпринимателем надлежащей ему частицы валютной выручки, на свое усмотрение.

Информация о работе Сущность предпринимательства и условия его существования