Автор: Катерина Зорина, 07 Декабря 2010 в 17:10, курсовая работа
Одной из форм товарного обращения, посредством которого осуществляются хозяйственные связи между субъектами коммерческой деятельности, является оптовая торговля, т.е. торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
Основная задача оптовой торговли заключается в снабжении товарами розничной торговой сети. Решение этой задачи связано с реализацией ряда торговых и технологических функций.
Введение
Сущность оптовой торговли и перспективы её развития
Классификация оптовых торговцев
Транзитная и складская формы оптовой торговли
Товарные склады
Оптовые рынки
Магазины кеш-энд-керри
Биржевая торговля
Аукционы
Коммерческая работа по продаже товаров на предприятиях оптовой торговли
Воздействие оптовой торговли на промышленность и розничную торговлю
Список литературы
Магазины кеш-энд-керри (от английского сочетания «cash & carry», которое можно перевести как «плати и увози») предназначены для обслуживания покупателей, приобретающих товары мелкооптовыми партиями с целью их последующей перепродажей в магазинах, палатках, киосках и других предприятиях мелкорозничной торговли.
С учётом этого в магазинах кеш-энд-керри должен поддерживаться низкий уровень цен. Это достигается за счёт снижения накладных расходов различными способами, применяемыми, как правило, в комплексе:
многие товары поступают в эти магазины непосредственно с предприятий-изготовителей крупными партиями;
магазины располагают в помещениях с низкой арендной платой;
товары в торговом зале этих магазинов выложены на оборудовании (стеллажах, поддонах) таким образом, что покупатель получает прямой доступ к ним. Он знакомится с товарами, информацией на их упаковке, а затем самостоятельно укладывает отобранные товары в специальную тележку. Тележка с товарами перемещается покупателем к кассе, а после проведения расчётов вывозится из магазина. Следовательно, в магазине кеш-энд-керри отсутствует необходимость в использовании труда продавцов для обслуживания покупателей;
к мелкооптовому магазину должны вести удобные подъездные пути. Обязательным является наличие рядом с ним бесплатной стоянки автомобилей. Это позволяет такому торговому предприятию обойтись без грузчиков, т.к. покупатель имеет возможность довезти товары в тележке до автомобиля и самостоятельно погрузить их;
расчёты за товары производятся, как правило, наличными, что ускоряет оборачиваемость средств, вложенных в их закупку.
Всё перечисленное выше способствует снижению издержек обращения, следовательно, позволяет установить в магазине оптовые цены на мелкооптовые партии товаров.
Магазины кещ-енд-керри реализуют товары, не требующие предпродажной подготовки. Прежде всего, это продовольственные товары. Они, как правило, продаются партиями в размере транспортной упаковки. Однако на российском рынке уже появились и мелкооптовые магазины, торгующие бытовой химией, парфюмерно-косметическими и другими товарами.
Важной формой оптовой торговли является биржевая торговля. На бирже товары продаются без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов. Сделки заключаются только профессиональными посредниками - брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.
Первые биржи, имевшие собственное помещение для проведения торгов, появились приблизительно в 16 веке в Италии, Голландии, а позднее и в других европейских странах. В России их создание началось по указу Петра I с основания в 1703 году Санкт-Петербургской биржи.
Современные товарные биржи - это организации, создаваемые для проведения гласных публичных торгов, которые проходят по специально установленным правилам в заранее определённом месте и в определённое время.
Черты биржевой торговли:
- регулярность возобновления биржевых торгов, их высокая организованность, подчиненность биржевой торговли установленным правилам, проведение торгов в строго отведенное время и месте.
- для организации биржевой торговли проводится большая предварительная работа по установлению стандартов на товары, их заменяемости, разработке типовых контрактов, котировке цен, рекламно-информационной деятельности и др.
- биржевая торговля осуществляется массовыми однородными товарами, качественно сравнимыми, отдельные партии которых должны быть взаимозаменяемыми. В процессе торговли устанавливаются минимальные партии продаваемых товаров.
Цель проведения биржевых торгов состоит в заключении сделок. Предметом сделки являются товары или контракты на их поставку. В зависимости от того, что является предметом сделки, их делят на две группы:
сделки с реальным товаром;
сделки без реального товара.
При заключении сделок с реальным товаром продавец и покупатель согласуют в договоре условия поставки товаров (количество поставляемых товаров, их качество, цену). Кроме того, в нём определяется срок поставки. В случае немедленной передачи товаров со склада биржи или продавца происходит заключение сделок, которые называются простыми (спот или кэш). Если же на бирже заключён договор, по условиям которого товары будут поставлены в будущем, то такая сделка называется форвардной. Такие сделки являются срочными, т.к. срок исполнения обязательств по ним отсрочен. Поэтому предметом этой сделки могут быть не только товары, имеющиеся в наличии у продавца, но и те, которые будут произведены к установленному сроку.
Одним из наиболее распространённых видов сделок без реального товара являются фьючерсные сделки. Они предполагают заключение стандартного контракта на поставку биржевого товара в будущем. Контракт является стандартным, поскольку его основные условия (размер партии товара, качество, срок поставки) не согласуются сторонами, а устанавливаются биржей. Цена товара определяется в процессе открытого торга. Возможны два способа ликвидации фьючерских контрактов: поставка соответствующих товаров или заключение обратной сделки.
Особым видом сделки, как с реальным товаром, так и с фьючерсным контрактом является опционная. Такая сделка даёт право, но не обязанность на покупку или продажу биржевого товара или фьючерсного контракта по установленной цене в течение согласованного срока. Приобретая опцион (опционный контракт), покупатель уплачивает продавцу определённую сумму (премию).
Кроме перечисленных, на бирже могут заключаться и другие сделки, предусмотренные правилами биржевой торговли. Такие правила устанавливаются самой биржей. В них должны быть определены: порядок проведения биржевых торгов, виды биржевых сделок, наименование товарных секций, перечень основных структурных подразделений биржи, порядок информации участников о предстоящих биржевых торгах, порядок регистрации и учёта биржевых сделок, порядок расчётов при заключении сделок и другие правила, позволяющие организовывать и регулировать биржевую торговлю.
Биржевые торги проходят в специальном зале, разделённом на товарные секции. В каждой секции ведётся торговля определённым видом товара. Сам товар в биржевом зале не выставляется. Предполагается, что он должен быть однородным, а его качество соответствовать определённому стандарту. По требованию участника биржевой торговли биржа обязана организовать экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через торги.
Осуществление торговых операций на бирже производится через биржевых посредников - брокерские фирмы, брокерские конторы и независимых брокеров. Брокеры являются постоянными посетителями биржи, обладающими местом на ней. Брокеры участвуют в торгах, заключая сделки на продажу или покупку оптовых партий товаров от своего имени, но по поручению и за счёт клиентов. За это они получают комиссионное вознаграждение.
Посредниками при осуществлении покупки и продажи оптовых партий товаров на товарно-сырьевых биржах могут выступать дилеры. Их отличие от брокеров заключается в том, что они действуют от своего имени и за свой счёт.
Ведущими биржевых торгов являются маклеры, а заключение сделок фиксируют их помощники - операторы.
В последующем оформление заключённых сделок принимают участие служащие биржи (работники отдела регистрации биржевых сделок, расчётной палаты, юридического отдела).
Споры, связанные с заключением биржевых сделок, рассматриваются в биржевой арбитражной комиссии, в суде или арбитражном суде.
Биржевая торговля регулируется законом Российской Федерации от 20 февраля 1992г. " О товарных биржах и биржевой торговле".
Настоящие объемы биржевой торговли увеличивают доли денежных ресурсов и ценных бумаг за счет сокращения доли сырья, материалов и товаров. Набирает обороты отечественная фьючерская торговля контрактами на валюту, ценными бумагами. В России рынок контрактов только формируется и находится на начальном этапе своего развития.
Аукцион (от латинского auctio - продажа с публичного торга) представляет собой способ продажи некоторых товаров по ценам, устанавливаемым покупателями в результате торгов.
Наибольшее распространение получили аукционы во внешней торговле.
Проведение аукционов возможно не только организациями, для которых этот вид деятельности является основным. Существуют также биржевые аукционы, аукционная торговля может быть организована художественными салонами, галереями и т.д. Развитие электронной торговли привело в последние годы к появлению, в том числе и в России, большого числа Интернет-аукционов.
В качестве продавцов и покупателей на аукционах могут выступать как юридические, так и физические лица. Наиболее часто на аукционах бывают представлены такие товары как чай, кофе, семена с/х культур, цветы, пушнина, племенные животные, промышленное оборудование. Кроме того, существуют аукционы по продаже произведений искусства, ювелирных изделий, книг, в том числе антикварных.
Представленные товары проходят предварительную экспертизу, необходимую для оценки их качества и принятия решения об их начальной цене. В качестве предмета торгов товары оформляются аукционным соглашением, подписанным владельцем товаров и директором аукциона, кроме того, - экспертом, аукционистом и юрисконсультом.
Все товары предварительно делят на лоты (стандартные по количеству и другим признакам партии товаров). Лотом может быть и единичный товар. Каждый лот имеет свой номер, под которым он участвует в торгах.
Аукционные торги проводятся в специальном зале. День и время их проведения определяются заранее и указываются в рекламных объявлениях, каталогах, приглашениях.
В зависимости от технологии проведения выделяют:
аукцион с повышением цены (согласный аукцион);
аукцион с понижением цены;
аукцион «втёмную».
На аукционе с повышением цены начальная цена устанавливается по согласованию с продавцом. После её объявления аукционистом (ведущим аукциона) покупатели предлагают свою цену, увеличивая предыдущую на определённую правилами проведения торгов сумму.
Товар считается проданным тому, кто предложит самую высокую цену. Если выставленный на торги товар не пользуется спросом, он может быть снят с торгов.
Торги с повышением цены могут быть гласными и негласными. В первом случае покупатели выражают своё желание приобрести товар открыто (с помощью сигнальной таблички), а аукционист называет каждого, кто предлагает более высокую цену. Если же покупатели поднимают цену с помощью условных знаков, подаваемых аукционисту, то такие торги называются негласными или немыми.
На аукционах с понижением цены начальная цена всегда завышена. В процессе торгов её снижают до тех пор, пока кто-то из покупателей не сообщит о намерении приобрести товар. Например, в Голландии так проводятся аукционы цветов и декоративных растений, овощей. Их продают, используя аукционные часы. На них выставляется стартовая цена товара, после чего указатель часов движется в сторону её уменьшения. У каждого из присутствующих в зале покупателей есть специальный пульт с кнопкой, позволяющей остановить указатель. Покупатель, первым остановивший часы, получает право выбора и приобретения необходимого количества товара по зафиксированной на часах цене. С этой же цены торги возобновляются и продолжаются до того момента, когда будет достигнута минимальная цена, установленная для каждого товара.
Условие проведения аукциона «втёмную» - одновременное предоставление покупателями своих ставок (например, в письменном виде). Товар продается тому, чья цена окажется наибольшей.
Продажа товара с аукциона оформляется аукционной сделкой (контрактом).
Продавец получает за товары их начальную стоимость. Кроме того, ему могут быть уплачены проценты от разницы между аукционной и начальной ценой (если это предусмотрено правилами проведения аукциона и оговорено в аукционном соглашении).
Покупатель уплачивает сумму в размере аукционной цены приобретённого товара и комиссионных. Аукционными правилами может быть установлен и другой порядок распределения полученной выручки.