Сущность маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. В ванной мы чистим зубы пастой «Колгейт», моем голову шампунем «Нивея», опрыскиваем волосы лаком «Прелесть» и пользуемся множеством других туалетных принадлежностей и приспособлений, произведенных в разных частях света. Мы покупаем апельсины, выращенные в Калифорнии, кофе, импортированный из Бразилии, газету, изготовленную из канадской древесины, а новости доходят до нас из далекой Австралии.

Содержание

1. Введение-_____________________________________________________стр. 2
2. История возникновения маркетинга______________________________стр. 3
3. Понятие и сущность маркетинга_________________________________стр. 5
4. Основные принципы маркетинга_________________________________стр. 11
5. Заключение___________________________________________________стр. 13
6. Список литературы_____________________________________________стр. 15

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение_____________________________________________________стр. 2
  2. История возникновения маркетинга______________________________стр. 3 
  3. Понятие и сущность маркетинга_________________________________стр. 5
  4. Основные принципы маркетинга_________________________________стр. 11
  5. Заключение___________________________________________________стр. 13
  6. Список литературы_____________________________________________стр. 15

 

 

Введение

     Маркетинг  затрагивает интересы каждого  из нас в любой день нашей  жизни. В ванной мы чистим  зубы пастой «Колгейт», моем  голову шампунем «Нивея», опрыскиваем  волосы лаком «Прелесть» и  пользуемся множеством других  туалетных принадлежностей и  приспособлений, произведенных в  разных частях света. Мы покупаем  апельсины, выращенные в Калифорнии, кофе, импортированный из Бразилии, газету, изготовленную из канадской  древесины, а новости доходят  до нас из далекой Австралии.  Все это стало возможным благодаря  системе маркетинга, причем с  минимальными усилиями с нашей  стороны. Она обеспечила нам  уровень жизни, о котором наши  предшественники могли только  мечтать.

     В условиях  рыночных отношений и особенно  в переходный к рынку период  маркетинг является одной из  важнейших экономических дисциплин.  От того, насколько правильно  построена система маркетинга, зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История возникновения маркетинга

     Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки никто не использовал ее методы. В основном это происходило на подсознательном уровне: с момента появления товара и рынка каждый торговец был заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его продвижения (реклама, исследование покупателей и т. д.). Естественно, это все было на примитивном уровне. Первые формы маркетинговой деятельности – политика цен и реклама появились и начали развиваться с зарождением товарно-денежных отношений. В Софии была найдена мраморная плита конца III – начала IV вв., представлявшая собой рекламную афишу зрелища в амфитеатре. Известны и более древние рекламные надписи на папирусе (Египет) и каменных плитах (Помпея, Италия).

     Первым человеком, полностью осознавшим центральную функцию маркетинга на промышленном предприятии, был Сайрус Маккормик, живший в середине XIX в.

     В 1911 г. «Картис Паблишинг Кампани» организует отдел изучения рынка.

     В 20 – 30-е годы появляются первые значительные публикации по маркетингу.

     В 1931 г. создана Американская Ассоциация Маркетинга.

     С 1950 г. в западных странах стали использовать маркетинг в практической деятельности.

     В 1976 г. маркетинг был признан наукой о процессах обмена.

     С 1988 г. маркетинг используется в нашей стране.

     Термин «маркетинг», ставший столь популярным в нашей стране в последние годы, происходит от английского слова «marketing» – создание рынка, рынковедение. Этому термину в русском языке не нашли подходящего эквивалента, поэтому он остался непереведенным, а соответствующая наука и практика так и были названы – «маркетинг». Данный термин появился впервые в начале ХХ в. в США, а спустя всего лишь 15–20 лет он проник и начал активно использоваться во многих странах мира. Свое развитие маркетинг начинает в 1960–1970 гг., влияние на это оказывают как внешние, так и внутренние факторы, такие, как: 
1) возросший уровень жизни;

2) увеличение части располагаемого  дохода;

3) повышение качества  предоставляемых услуг социальной  сферы;

4) развитие систем сообщения  (люди активно начинают путешествовать, привозя с собой не только  новые товары, но и новые потребности);

5) желание с пользой  для себя проводить свое свободное  время.

     Некоторые руководители предприятий все еще полагают, что маркетинг – это лишь новый термин для обозначения сбыта. Представление о маркетинге как о системе сбыта не случайно, поскольку маркетинг возник, выделившись из общей экономической теории, как сфера прикладной экономики, связанная с анализом системы распределения. Но параллельно с изменением экономической среды, под влиянием трансформации общественного воспроизводства, усложнением взаимосвязей в экономике, обострением конкурентной борьбы менялось наполнение маркетинговой деятельности. Маркетинг прошел сложный путь эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность маркетинга

     Что же стоит за понятием «Маркетинг»?

     Вот определение маркетинга Филиппа Котлера:

     Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

     Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

  1. Нужды

     Исходной идеей, лежащей ив основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом:

     Нужда – чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо.

     Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды являются исходными составляющими природы человека.

     Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить его нужду, либо попытается заглушить ее.

  1. Потребности

     Второй исходной идеей Маркетинга является идея человеческих потребностей.

     Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

     Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды манго, молоденький поросенок и фасоль. Проголодавшемуся жителю Соединенных Штатов – булочка с рубленным бифштексом, обжаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных, удовлетворить нужду тем, способом, который присущ культурному укладу данного общества.По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов.

     Продавцы часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых коронок может считать, что потребителю нужна скважина. При появлении другого товара, который сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у клиента появиться новая потребность (в товаре-новинке), хотя нужда и останется прежней (скважина).

  1. Запросы

     Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

     Запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

     Нетрудно перечислить запросы конкретного общества в конкретный момент времени. В конце 70-х годов 200 млн. американцев купили 67 млрд. яиц, 250 млн. цыплят, 5 млн. сушилок для волос, оплатили 133 млрд. пассажиромиль на внутренних авиалиниях и т. д. Эти и прочие потребительские товары и услуги породили в свою очередь более чем на 150 млн. т. стали, 4 млрд. т. хлопка и множество других товаров промышленного назначения. И это лишь несколько запросов экономики, оцениваемой в 1,5 трлн. долл.

      Общество могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с централизованно планируемой экономикой. Однако запросы – показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов.

  1. Товары

     Человеческие нужды, потребности и запросы наводят мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар мы определяем следующим образом:

     Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

     Предположим, женщина испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, мы называем товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т.д. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства, одежда или новая стрижка.

Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность  товара удовлетворить эту потребность  в виде степени их совмещения. На рис.1 показано, что товар А не удовлетворяет потребность Х, товар Б удовлетворяет ее частично, а товар В – полностью. В этом случае товар В будет называться «идеальным товаром».

Рис. 1. Три степени удовлетворения потребности

     Понятие товар не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, то есть удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина «товар» временами кажется неестественным, его можно заменить другими – «удовлетворитель потребности», «средство возмещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.

     Мораль заключается в том, что производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

  1. Обмен

     Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

     Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего либо взамен.

     Обмен – один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получать желаемый объект. К примеру, проголодавшийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обеспечить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сбора плодов (самообеспечение), у кого-то украсть еду (отъем), выпросить ее (попрошайничество) и, наконец предложить за предоставление ему еды какое-либо средство возмещения, скажем деньги, другой товар или какую-либо услугу (обмен).

Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами обладает обмен. При нем людям  не приходится посягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотворительности. Не приходится им, и производить  самостоятельно любой предмет первой необходимости независимо от того, умеют ли они это делать или  нет. Можно сосредоточиться на создании вещей, производство которых они  хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате совокупное производство товаров в обществе возрастает.

  1. Сделка

     Если обмен – основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

     Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

     Для этого нужно, чтобы сторона А передала стороне Б объект Х и получила от нее объект Y. Скажем, Джон дает Смиту 400 долл. и получает телевизор. Эта классическая денежная сделка, хотя присутствие денег в качестве коммерчески обмениваемых ценностей совсем необязательно. При бартерной сделке в обмен на телевизор Джон даст Смиту холодильник. Вместо товаров в ходе бартерной сделки могут обмениваться услуги, например, когда юрист Джон составляет завещание врачу Смиту в обмен на медицинское обследование.

Сделка предполагает наличие  нескольких условий: 1) по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов, 2) согласованных  условий ее осуществления, 3) согласованного времени совершения, и 4) согласованного места проведения.

  1. Рынок

     Понятие «сделка» – непосредственно подводит нас к понятию «рынок».

     Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Информация о работе Сущность маркетинга