Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:30, доклад
Если для меня очевидно, что работать нужно для счастья семьи, то для другого человека такая же азбучная истина, что работать нужно ради развития карьеры и т.п. Например, приходит на работу новый водитель и говорит: «Я люблю дороги, люблю быть на колесах и видеть разные места!». И если Вы предложите ему должность водителя, который возит руководителя – он быстро разочаруется в работе. Значит, Вы должны этого человека приспособить к дальним перевозкам, к примеру – возить менеджеров, связанных с региональными командировками.
Способы стимулирования персонала
Чем можно заинтересовать сотрудника? Прежде всего не нужно путать собственную мотивацию с мотивацией другого человека! Для того чтобы понять, как стимулировать человека, необходимо узнать, что ценно для него в его работе.
Если для меня очевидно, что работать нужно для счастья семьи, то для другого человека такая же азбучная истина, что работать нужно ради развития карьеры и т.п. Например, приходит на работу новый водитель и говорит: «Я люблю дороги, люблю быть на колесах и видеть разные места!». И если Вы предложите ему должность водителя, который возит руководителя – он быстро разочаруется в работе. Значит, Вы должны этого человека приспособить к дальним перевозкам, к примеру – возить менеджеров, связанных с региональными командировками.
Другой
пример: на собеседовании человек
говорит: «Я хочу работать менеджером!».
Напрашивается вопрос: «А что Вас
привлекает в этой работе?». В работе
менеджера не на последнем месте
стоят хорошие деньги, и Вам
важно понять – на каком месте
они стоят у него. Помните: есть
ответ сознательный, но есть и бессознательный!
Истинный ответ мы отслеживаем по
кивкам человека, по интонации, по той
энергии, которую человек в ответ
вкладывает. Менеджер отвечает: «Для меня
важна самореализация, возможность
обучаться! И деньги – это второстепенное!».
Слово «деньги» он выделяет интонацией,
потирает руки, отмечает движением
головы, и Вы понимаете, что если
это слово вызвало такое
Конечно,
деньги являются наиболее «традиционным»
способом стимулирования персонала. Важно,
чтобы человек получал
В «традиционном” денежном стимулировании возможны и нетрадиционные шаги. Как-то руководитель одной организации попросил продумать условия работы для двух топ-менеджеров преклонного возраста. Эти люди имели связи и были очень ценными для компании. Была придумана система: человек по истечении года получал значительный бонус на книжку. Но он мог его снять со счета целиком только через пять лет работы в фирме. А пока он мог снимать только 25 процентов. По договоренности с компанией он получал весь бонус, только если он уходил по состоянию здоровья. Если же он уходил по собственному желанию – терял эти деньги. Знание о деньгах на счете этих людей прочно держало.
Конечно, люди работают, чтобы зарабатывать деньги. Но важно не только это. Поэтому, найдя у человека пресловутую «кнопку», руководитель может использовать в стимулировании огромный пласт возможностей. Какие еще возможны варианты? Страховка, которая показывает, что о человеке заботятся. Одним из важных аспектов мотивации является семья человека: например, человека берут на работу и страхуют его жизнь или и жизнь его близких тоже.
Хороший способ мотивации – «увеличение территории». Это биологический способ мотивации – как бы расширение территории самца, которую он контролирует. Что это может быть? Передача ответственности за новый магазин, увеличение проходящих через человека объемов продукции или денег. Давайте сравним двух людей: один получает 4000 долларов за то, что контролирует три коммерческие палатки. А другой те же деньги получает за то, что управляет сбытом крупного предприятия. Человек, через которого проходят большие деньги, более значим, и свою значимость он привязывает к этому обороту.
Важным фактором стимулирования является наименование должности человека. Даже такая мелочь, казалось бы, способна полностью изменить мнение человека о выполняемой работе. Поэтому если на нагрудном бейдже грузчика будет значиться «менеджер по погрузке», он почувствует себя более значимым. Наверняка на вопрос, кем он работает, такой человек ответит: «Менеджером!». Смена статуса позволяет человеку более эффективно работать и ощущать свою значимость.
Есть большое количество людей, для которых работа связана с постоянным профессиональным ростом, и для них очень значима возможность обучения.
Некоторых
сотрудников можно мотивировать
эротической мотивацией: «Там столько
молодых людей! Такая девушка, как
Вы, будет иметь много поклонников!
Существуют и другие, более мелкие способы мотивации. Например, одного сотрудника можно стимулировать мобильным телефоном, который ему оплачивает фирма, а другого – отдельным кабинетом. Часто стимулировать человека на работу может обозначение факта стабильности фирмы. «Если фирма крупная, а Вы нормально работаете – у Вас есть уверенность в завтрашнем дне. Конечно, в маленькой фирме Вы заработали бы больше, но она может через месяц развалиться – и Вы окажетесь на улице!» – само тиражирование этого факта может сделать более значимой работу на фирме. Кроме того, защита – юридическая, экономическая, которую предоставляет сильная фирма своим сотрудникам, также немаловажный фактор!
Есть еще много способов, которыми сейчас очень редко пользуются – а зря. В одной риэлторской фирме, организованной молодыми предпринимателями, среди успешных сотрудников оказались люди 45-50 лет, бывшие работники НИИ или военные – люди, впитавшие в себя стереотипы советского времени. Через некоторое время в организации обнаружились упаднические настроения, у людей возник конфликт ценностей: тогда, в начале 90-х годов, агент-риэлтор воспринимался черным маклером, жучком, и сотрудники страдали от этого. Исследовав их ценности, психологи выяснили, что в советское время эти люди получали много отличий – грамоты, путевки от профкома. И, преодолевая скепсис молодых руководителей, сделали следующее: отпечатали грамоты, большие, яркие, типографским способом впечатали имена, присвоили классификацию «лучший специалист». На одной из вечеринок всем вручили подарки и грамоты. Люди плакали, а грамоты были повешены на стенку! Почему? Сотрудники получили одобрение и признание их права быть успешными в этой области!
Вообще
в том, как стимулируются сотрудники,
немаловажную роль играет существование
в организации корпоративной
культуры. Всегда можно поставить
плюс тому предприятию, где корпоративная
культура присутствует: когда день
рождения каждого сотрудника отмечается
как маленький праздник, когда
время от времени успешные сотрудники
получают от руководства подарки. Подарок,
который получается неожиданно, будит
в человеке детское воспоминание
о Деде Морозе или об отце, возвращающемся
из командировки, и эти светлые
чувства связываются с фирмой.
Человек не разумом, а сердцем
проникается корпоративным
Такое отношение является противовесом тому, что часто единственным и последним поощрением человека является факт работы на фирме. Здесь, даже при высокой зарплате, человек со временем вырабатывается и получает некую обиду, не понятную даже для него, но побуждающую его к смене работы. Формирование корпоративной культуры позволяет убрать внутренний аспект обиды.
Пользуясь
метафорой одного генерального директора
крупного предприятия, хочется сказать,
что мотивация – это морковка,
которая висит перед
Подчеркнем: иногда даже сам человек не знает свою истинную мотивацию! Поэтому задача руководителя – понять, где же та «кнопка», какая «морковка» и как ее повесить, чтобы человек к ней стремился, одновременно решая свои задачи – и задачи компании!
Информационный партнер ИАА Bishelp, Интернет-журнал Point (по материалам сайта centercep.ru)
Источник: POINT.RU - Интернет-журнал