Современные тенденции и перспективы развития рынка товаров народного потребления в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

Рынок - сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития, особенностями исторического, социального, культурного характера, присущими различным странам. Рынок - это соединение спроса и предложения. Рынок - это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики, а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..……………3
1. Общетеоретические вопросы понятия «рынок» ……………………………….. …………. 4
2. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России………………. 7
3. Российский потребительский рынок в 2011 г.: состояние, тенденции, выводы………… 10
4. Продовольственная безопасность российского рынка тнп…….. ………………………….15
Заключение ………………………………………………………………………………………… 17
Источники литературы …………………………………………………………………………….. 18

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

 

С 2003 по 2009 годы выручка организаций отрасли торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам.

При этом оборот оптовой торговли показывал более высокие темпы роста, чем темпы роста оборота розничной торговли. Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 10% в год, в то время как розничной – только 7%. Объёмы оборота в 2008 году достигли показателя в 32 146 млрд. руб. для оптовой торговли и 13 915 млрд. руб. – для розничной.

Рис. 3. Оборот розничной и оптовой торговли

Однако в связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, рост оборота внутренней торговли, начиная с ноября 2008 года, замедлился, а уже в феврале 2009 года показал отрицательные показатели развития.

В силу своей ненасыщенности российский рынок розничной торговли – один из самых инвестиционно привлекательных в мире. Согласно рейтингу компании AT Kearny за 2009 год Россия стоит на втором месте в рейтинге инвестиционной привлекательности сектора торговли, между Индией и Китаем, которые занимают 1-е и 3-е места, соответственно. Этот рейтинг рассчитывается исходя из набора показателей: страновой риск, привлекательность рынка, насыщенность рынка, и другие.

Этим объясняется высокая заинтересованность международных розничных сетей в российском рынке. Часть из них, такие как продовольственные сети Ашан (Auchan), Метро (Metro), сети магазинов для дома Леруа Mерлен (Leroy Merlin), Оби (OBI), Кика (Kika), Икея (Ikea), Касторама (Castorama) и другие, уже вышли на российский рынок и планируют продолжать активное развитие.

Таким образом, отметим, что потребительский рынок России в разрезе розничной и оптовой торговли имеет ресурсы и возможности для развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. РОССИЙСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В 2011 Г.: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ВЫВОДЫ

Товарная торговля весьма значимый сегмент экономики страны. Так, в структуре валового внутреннего продукта доля оптовой и розничной торговли без учета косвенных налогов составляет порядка 20%, а в структуре налоговых поступлений в бюджет - около 11%. Очевидно, что состояние торговли определяется общеэкономическим состоянием страны. По итогам 2010 года, по сравнению с 2009 годом основные макроэкономические индикаторы выглядели следующим образом:

       Индекс промышленного производства - 89,2%

       Продукция сельского хозяйства - 101,2%

       Импорт товаров - 63,6%

       Индекс потребительских цен - 111,7%

       Индекс цен производителей промышленных товаров - 95,7%

       Реальные располагаемые денежные доходы - 101,9%

Сложившаяся в 2010 году экономическая ситуация адекватно отразилась на товарном рынке. Хотя положение на различных сегментах рынка несколько различаются, но в целом отмечается значительное падение его объемов по сравнению с 2009 годом.

Основным показателем, характеризующим деятельность товарного рынка, служит оборот торговли. Торговый оборот отражает стоимость реализованной покупателям товарной массы, денежную выручку продавцов и расходы покупателей на приобретение товаров. В 2010 году товарооборот снизился более чем на 5%, что отражает общеэкономическое положение в стране в целом.

Объем товарного рынка (оборот оптовой, розничной торговли) определяется объемом платежеспособного спроса предприятий и организаций и частных покупателей. Ресурсами для товарного рынка является продукты, производимые промышленностью и сельским хозяйством и товары, поступаемые по импорту.

 

Оптовая торговля

Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли в 2009году составил 24925,8 млрд. рублей, или 103,4% к уровню 2008года, а в I полугодии 2010года - 11045,7 млрд. рублей, или 98,3% к I полугодию предыдущего года. Прочное место в оптовой торговле занимает малый бизнес - малые предприятия формируют почти половину оборота оптовой торговли.

Наибольший удельный вес в обороте организаций оптовой торговли Российской Федерации приходится на организации Москвы (43,0%), Московской области (9%), Свердловской области (5%), Санкт-Петербурга (5%), Пермского края, Ростовской и Самарской областей (по 2,3%), Тюменской и Нижегородской областей (по 2,2%), Краснодарского края (2,0%); Омской, Волгоградской областях, Красноярском крае, Республике Башкортостан, Кемеровской, Новосибирской и Челябинской областях оборот составлял от 1,0% до 1,5% его объема по стране.

Оптовая торговля является промежуточным звеном товаропроводящей сети. При этом роль оптового звена на рынках отдельных товаров различна. Так, через организации оптовой торговли, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек, в I полугодии 2010года было реализовано 72,1% всех ресурсов грузовых автомобилей, 60,5% шин, 35,6% бензинов автомобильных, 33,1% легковых автомобилей, 23,4% топлива дизельного, 22,8% минеральных удобрений, 12,7% деловой древесины и 11,1% цемента. По отдельным видам товаров культурно-бытового назначения длительного пользования (часы, телеаппаратура, велосипеды, электропылесосы, машины стиральные, холодильники и морозильники бытовые) доля продажи в ресурсах составляла от 2,7% до 25,9%; по основным продуктам питания (таким как рыба и переработанные рыбные продукты (без рыбных консервов), мука, изделия макаронные, сыры, масло животное, масла растительные, соль поваренная пищевая, изделия колбасные, мясо, включая мясо птицы и дичи, консервы мясные, крупа) доля продажи в ресурсах колебалась от 3,9% до 27,1%, наиболее значительной была доля продажи оптовыми организациями сахара, чая и маргарина - 57,6%, 46,0% и 52,5% соответственно.

В последнее время ухудшилось финансовое состояние, как предприятий оптовой торговли, так и производителей и оптовых потребителей товаров и продуктов.

Среди видов экономической деятельности, занятых выпуском потребительских товаров, в лучшем состоянии находится производство пищевых продуктов, включая напитки и табака. Снижение объемов производства на пике кризиса оказалось умеренным - в пределах 4% - и уже, начиная с марта, сформировалась положительная динамика. По итогам первых одиннадцати месяцев, предприятия, занятые в пищевом производстве, получили положительный сальдированный финансовый результат на 23,5% выше, чем за соответствующий период прошлого года. Таким образом, в данной сфере деятельности, пусть в незначительной степени, но все же реализовался эффект импортозамещения, в результате проведенной девальвации рубля, что не в последнюю очередь стало возможно благодаря сравнительно высокому уровню конкуренции в этом секторе и наличию стабильного спроса на продукты первой необходимости, производимые преимущественно отечественными предприятиями.

Наиболее прибыльным видом деятельности, по итогам первых десяти месяцев 2010года, остается производство и распределение электроэнергии, газа, и воды. В результате роста в 2010 году регулируемых тарифов и свободных цен на 18,3%, финансовый результат отрасли по итогам первых десяти месяцев составил 200,3 млрд. рублей, что в 2,4 раза выше показателя за соответствующий период 2009 года. Следует отметить, что сезонное снижение в производстве и распределении электроэнергии, газа, и воды в этом году было сопоставимо с прошлогодним. Сдерживающее влияние на прибыльность электроэнергетики оказало снижение производства на 4,8% по итогам года и производительности труда. При сохранении численности работников рост среднемесячной заработной платы за январь-ноябрь составил 12,2%, что выше, чем в промышленности (4,8%) и в экономике в целом (8,6%). Однако на финансовых результатах отрасли все эти факторы отразились в гораздо меньшей степени, чем можно было бы ожидать.

 

 

Розничная торговля

В 2010 году по данным Росстата оборот розничной торговли составил 14516,9 млрд. руб., что составило 94,5% к уровню 2009 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2010 году составил 48,6%, непродовольственных товаров - 51,4% (в 2008 году - 46,8% и 53,2% соответственно). В разрезе товарных групп по итогам 2010 года оборот розничной торговли продовольственными товарами, включая напитки, и табачными изделиями сократился на 2,5%, а непродовольственными товарами - на 8,3% по отношению к 2009 году.

В разрезе форматов торговли в 2010 году торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 86,4% оборота розничной торговли, а розничные рынки и ярмарки - 13,6% (в 2009 году - 86,8% и 13,2% соответственно). В стационарной торговой сети в 2010 году оборот розничной торговли сократился на 6% по отношению к 2009 году, а на розничных рынках и ярмарках - на 2% к 2009.

За 2010 год реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 1,9% к соответствующему периоду 2009 года. По итогам 2010 года рост потребительских цен замедлился вследствие падения спроса и снижения реальных располагаемых доходов населения. В целом за 2010 год цены на товары и услуги выросли на 8,8% против 13,3% в 2009 году. На продовольственные товары в 2010 году цены росли более медленными темпами, как относительно 2009 года, так и по сравнению с непродовольственными товарами. За год продовольственные товары подорожали на 6,1%, непродовольственные товары - на 9,7% (в 2009 году на 16,5% и 8% соответственно).

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря составила 2131 рубль, увеличившись за месяц на 1,1% (за период с начала года - на 0,7%).

В группе продовольственных товаров в 2010 году только рост цен на сахар-песок был более существенным, чем годом ранее - 42,7% в 2010 году против 7% в 2009 году. В остальном по итогам года рост цен отмечался на рыбу и морепродукты - на 10,6% (в 2009 году - на 15,1%), алкогольные напитки - на 8,9% (10,9%), сливочное масло - на 7,9% (10,5%), мясо и птицу - на 5% (22,2%). Снижение цен в 2010 году зафиксировано на подсолнечное масло - на 19,8% (в 2009 году - рост 22,1%), яйца - на 14,5% (рост 13,8%), крупу и бобовые - на 2,5% (рост 25,8%), плодоовощную продукцию - на 1,7% (рост 7,7%).

В целом по итогам 2010 года рост цен на большинство видов непродовольственных товаров превысил прошлогодний показатель. Более чем на 10% выросли цены на одежду и белье, трикотажные изделия, обувь, моющие и чистящие средства. Табачные изделия за 2010 год подорожали на 18,7% (в 2009 году - на 16,1%), медикаменты - на 17,6% (16,4%). Наименьший рост цен отмечен на строительные материалы - всего 2,1% (в 2008 году - на 11,3%).

Таким образом, в 2010 году на фоне сложной экономической ситуации в стране состояние торговой отрасли характеризовалось отрицательными темпами роста оборота розничной торговли в связи с падением потребительского спроса и снижением реальных располагаемых денежных доходов населения. Данные факторы являлись главной причиной невысокого роста цен по итогам 2010 года. Потребительские предпочтения населения характеризовались более активным приобретением продовольственных товаров по сравнению с непродовольственными товарами, что в итоге сказалось на общей структуре оборота, характеризующейся повышением доли продовольственных товаров в общем объеме розничной торговли, а также опережающими темпами падения продаж непродовольственных товаров.

Перспективы развития

С 1 февраля 2010 г. начал действовать федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» («О торговле»). Закон направлен на регулирование отношений, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением хозяйствующими субъектами торговой деятельности на территории РФ, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в процессе торговой деятельности. В рамках исполнения этого закона Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) проводит проверки торговых сетей. В части антимонопольного контроля хозяйствующим субъектам запрещается: создавать дискриминационные условия; навязывать контрагенту ряд условий, перечень которых дан в законе; создавать препятствия доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Однако, Минпромторг полагает, что основные положения закона могут быть пересмотрены, т.к. ограничения на локальных рынках доли сетей до 25% может привести к снижению конкуренции, росту розничных цен, сокращению ассортимента и снижению инвестиционную привлекательность торговой отрасли.

В свою очередь Минпромторг разработал и направил на согласование "Стратегию развития торговли в РФ в 2010-2015 годах и период до 2020 года". В «Стратегии торговли» предусмотрены различные сценарии влияния внешних факторов и развития самой отрасли. «Стратегия торговли» увязана как с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, так и с остальными отраслевыми стратегиями Минпромторга России. Документ учитывает разработку субъектами Российской Федерации региональных программ развития торговли, основанных на анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей в соответствующем регионе, на эффективности применения тех или иных мер поддержки и социально-экономических прогнозах развития территорий на долгосрочную перспективу.

Минпромторг планирует вести постоянный мониторинг хода реализации закона с тем, чтобы своевременно вносить необходимые коррективы. Минпромторг предполагает создание торговых реестров, куда будут вноситься нарушители (как товаропроводящие сети, так и поставщики товаров). Кроме того, будет оцениваться степень насыщенности регионов торговыми площадями. В рамках реализации "Стратегии развития торговли РФ" предлагается стимулировать развитие торговых сетей в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах за счет налоговых льгот для розничных операторов и субсидий на ведение бизнеса.

 

 

 

IV. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТНП

 

Вопросы продовольственной безопасности сейчас актуальны для всего мирового сообщества, поскольку их решение определяет будущее экономик этих стран. И на этом фоне очень важна работа по выработке доктрины продовольственной безопасности в России.

Национальная продовольственная политика, по определению ФАО, должна достигать наиболее высокой степени самообеспеченности, ибо от количества и качества потребляемых продуктов питания зависит здоровье нации, работоспособность и продолжительность жизни человека, его интеллект.

Критериями продовольственной безопасности являются производство 75-80% общего объема основных видов продовольствия за счет отечественных товаропроизводителей; потребление населением биологически полноценной продукции с рекомендуемым уровнем калорийности - не ниже 3000 Ккал в сутки; создание продовольственных запасов на уровне 20% от общего объема потребления. Россия давно переступила порог продовольственной безопасности. Интервенция продовольствия в нашу страну достигла запредельных объемов и превысила 21 млрд долл. и занимает 47,8% общего объема продовольственных товаров.

Информация о работе Современные тенденции и перспективы развития рынка товаров народного потребления в РФ