Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:53, курсовая работа
Управление качеством начиналось с выходного контроля готовой продукции. Стройный механизм управления качеством каждого отдельного изделия дала система Фредерика Уинслоу Тейлора, датируемая 1905 г. Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допусков), названных калибрами. Контроль осуществлялся специалистами (инспекторами). Система Тейлора ввела деление продукции на качественную и дефектную (брак).
Таким образом, контрольная карта помогает не только выявить несоответствие процесса требованиям потребителя, но и предвидеть возможности его появления в будущем [7].
Система обеспечения качества продукции базируется на стандартизации. Обязательные требования к качеству включены в государственные стандарты Российской Федерации - стандарты на продукцию. Номенклатура показателей качества однородной продукции устанавливается в государственных стандартах Системы показателей качества (СПК).
Общепринятым документом, подтверждающим качество продукта, является сертификат. Сертификат удостоверяет, что изделие соответствует определенному стандарту качества или другому нормативно-техническому документу.
Для этого необходимо ознакомиться с нормативными документами, в которых определены основные требования к параметрам качества Вашей продукции.
Нормативная документация представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам и доступные широкому кругу пользователей. В первую очередь, к таким документам относятся так называемые стандарты.
Стандартом называется нормативный документ, в котором могут устанавливаться правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных требований стандартизации, и который направлен на достижения оптимальной степени упорядоченности в определенной области.
На территории России действуют следующие категории стандартов:
ГОСТ Р - государственный стандарт РФ
ОСТ - отраслевой стандарт
ТУ - технические условия
СТП - стандарты предприятий и объединений (союзов, концернов, акционерных обществ и др.)
СТО - стандарты научно-технических и инженерных обществ
ГОСТ - межгосударственный стандарт СНГ
ИСО (ISO) - международный стандарт
В нашей стране разработаны следующие стандарты на продукцию:
стандарты общих технических условий, которые должны содержать общие требования к группам однородной продукции;
стандарты технических условий, которые должны содержать требования к конкретной продукции.
Стандарты технических условий устанавливают для одной или нескольких марок или моделей продукции всесторонние требования, соблюдение которых должно обеспечиваться при производстве, поставке, потреблении (эксплуатации), ремонте и утилизации данной продукции.
Стандарт общих технических условий содержит следующие разделы:
классификация, основные параметры и (или) размеры;
общие технические требования;
требования безопасности;
требования охраны окружающей среды;
методы контроля;
правила приемки;
транспортирование и хранение;
указания по эксплуатации (ремонту, утилизации);
гарантии изготовителя
Требования к качеству продукции можно найти в разделе «Общие технические требования», содержащем следующие подразделы:
характеристики (показатели) качества;
требования к сырью, материалам, покупным изделиям;
комплектность;
маркировка;
упаковка.
В общем случае подраздел «Характеристики (показатели) качества» содержит пункты в соответствии с группами номенклатуры показателей качества продукции. В подразделе «Характеристики (показатели) качества» приводят, как правило, только те требования, которые являются обязательными и подлежат проверке.
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
- принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) ;
- обязательной сертификации.
В практике известны различные процедуры и методы документального подтверждения соответствия продукции заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами - изготовителями, продавцами, заказчиками, а также независимыми от них органами и организациями.
Особое место среди процедур проверки и подтверждения соответствия занимает сертификация продукции.
Сертификация представляет собой деятельность органов по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Обычно в практике производства участвуют две стороны - производитель товара и потребитель. Продавец - это посредник, который процесс продажи, но к качеству продукции это отношения не имеет. Сертификация - это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции [5].
Положительным результатом сертификации является документ, называемый сертификатом соответствия, подтверждающий соответствие объекта сертификации всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Этот документ практически означает допуск товара (услуги) на рынок.
В процессе сертификации может сертифицироваться отдельная продукция, например, молоток или гвозди. Изделие, собранное из отдельных узлов и деталей, например, стиральная машина, может получить сертификат, если сертификаты имеются на все покупные комплектующие изделия.
Сертификат можно получить на технологический процесс, вид отдельного производства - совокупность технологических процессов, на систему обеспечения качества товара. Последнее считается высшим уровнем сертификации.
Образец сертификата соответствия приведен в Приложении к модулю.
В России сертификация может производиться по двум основным схемам: обязательной и добровольной.
Обязательная сертификация является средством государственного контроля над безопасностью продукции. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. В нашей стране обязательной сертификации подлежат, например, товары, предназначенные для личных бытовых нужд, средства производства, оружие, транспортные средства и т. Д [8].
1. Адлер Ю. Черных Е. Управление знаниями: новые акценты поиска источников конкурентных преимуществ// Стандарты и качество. 2000. № 6. С. 48-55.
2. Адлер Ю.П. Анатомия организации с точки зрения физиологии// Стандарты и качество. 2001. № 2. С. 46-50.
3. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Чего же мы ждем от системы экономики качества? // Стандарты и качество. 2002. № 1. С. 50-53.
4. Боков В.А., Гаяев В.И. Проблема «качество»// Стандарты и качество. 1996. № 8. С. 49-51.
5. Версан В.Г. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года: стратегия внедрения/ Пичугин К.В. Принцип «постоянного улучшения» в стандартах ИСО 9000 версии 2000 года// Сертификация. 2001. № 4. С. 11-16.
6. Качалов В.А. «Изюминки» систем качества предприятий России и ближнего зарубежья по ИСО 9001:1994// Стандарты и качество. 2001. №5. С. 180-186.
7. Отраслевая система управления качеством продукции. Состав, содержание и организация работ по совершенствованию. М.: Изд-во стандартов, 1985.
8. Интернет библиотека AUP.ru
Информация о работе Современная концепция обеспечения качества продукта