Совершенствование
структуры национальной
экономики
Для
экономики Республики Беларусь характерны
ряд структурных деформаций, причинами
которых являются существование
в рамках бывшего Советского Союза
и экономический кризис:
- несоответствие
структуры производства внутренним потребностям
страны и внешнему спросу;
- энерго- и
материалоемкость выпускаемой промышленной
продукции, что порождает зависимость
от импортных поставок топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов;
- относительно
высокий уровень физического и морального
износа активной части основных фондов
вследствие недостатка инвестиционных
ресурсов;
- недостаточный
уровень развития наукоемких экспортных
производств, имеющих высокую долю добавленной
стоимости.
Для
преодоления возникших деформаций
необходимо, с учетом национальных
особенностей, оптимально встроить белорусскую
экономику в мировое хозяйство
с использованием дву- и многосторонних
связей; обеспечить модернизацию структуры
экономики и направление роста
ее наукоемкости, экологической сбалансированности
и энергоэффективности; перевести
систему управления экономикой на корпоративные
принципы и обеспечить на этой базе
формирование качественно новых
стимулов инновационной активности.
При преобразовании структуры экономики
предстоит усовершенствовать межсекторные,
межотраслевые, и межрегиональные
пропорции (между государственным
и частным секторами; производством,
потреблением и накоплением; отраслями
специализации, ориентированными на экспорт
продукции, и вспомогательными и
обслуживающими производствами; промышленностью
и сельским хозяйством; отраслями, производящими
товары, и сферой услуг; между крупным
и мелким бизнесом), оптимизировать
пропорции в уровне социально-экономического
развития областей, усилить социальную
ориентацию преобразований. С учетом
вышеизложенного при выделении
направлений структурных преобразований
следует исходить из следующих основных
принципов:
■
переход на инновационный путь развития;
- приоритетность
развития наукоемких, высокотехнологических,
конкурентоспособных, экспортоориентированных
импортозамещающих нересурсоемких отраслей
и производств с высокой долей добавленной
стоимости;
- учет факторов
глобализации экономики, региональной
интеграции;
- обеспечение
рационального использования природно-экономических,
демографических и других местных ресурсов;
- комплексность
развития производительных сил страны
и се регионов;
■
концентрация ресурсов на эффективном
использовании конкурентных преимуществ;
■
экологизация экономики;
■
рациональное сочетание системы
государственного регулирования и
рыночного саморегулирования, государственной
поддержки наиболее эффективных
предприятий и производств.
При
проведении структурных преобразований
следует учитывать опыт государств,
добившихся подъема экономики в
относительно короткий срок, конечно,
с учетом специфики межотраслевых
комплексов и отраслей страны. Исходя
из этого, целесообразно сгруппировать
отрасли по нижеследующей схеме:
- группа отраслей
и производств, базирующаяся на использовании
региональных факторных условий и ресурсов,
ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических,
поступающих в республику по магистральным
нефте- и газопроводам (специализированные
отрасли и производства АПК (животноводство,
льноводство, картофелеводство); лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность; промышленность строительных
материалов; электроэнергетика; топливная;
химическая и нефтехимическая промышленность;
транспорт);
- традиционные
отрасли промышленности, обладающие высоким
научно-техническим потенциалом и способные
в относительно короткие сроки повысить
уровень конкурентоспособности выпускаемой
продукции и создать новые ее виды, соответствующие
потребительским характеристикам мирового
и внутреннего рынков, но нуждающиеся
в государственной поддержке (тракторное,
сельскохозяйственное, дорожное и транспортное
машиностроение, автомобиле- и станкостроение,
черная металлургия и легкая промышленность);
- наукоемкие
экспортоориентированные отрасли и производства,
реализующие передовые достижения научно-технического
прогресса и наиболее полно использующие
человеческий потенциал Беларуси (отрасли
и производства, разрабатывающие и внедряющие
новейшие и высокие технологии: прецизионные,
лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный
синтез; технологии, основанные на применении
новых видов сырья, конструкционных материалов,
катализаторов; производства по выпуску
материалов для микро- и наноэлектроники,
композиционных материалов, по синтезу
новых химических соединений; предприятия
по химическому и биологическому синтезу
фармацевтических средств, биологически
активных соединений и пищевых добавок,
биологических средств питания и защиты
растений и животных; производства, реализующие
технологии тонкого химического синтеза,
нанотехнологии; импортозамещающие производства;
подотрасли системы образования и научного
обслуживания).
Ко
всем группам отраслей необходимо применить
комплекс методов государственного
регулирования — снижение налоговой
нагрузки, льготное кредитование, прямые
государственные инвестиции и субсидии
и т. д. (выборочно). Целевые установки
структурной перестройки экономики
заключаются в снижении доли и
масштабов энерго- и материалоемких
производств, замене неэффективных технологий.
Приоритеты следует сохранить за информатизацией,
программным обеспечением, внедрением
нанотехнологии и наноматериалов, модернизацией
энергетической отрасли, развитием биотехнологии
и генетики.
Системный
подход к решению проблемы структурной
перестройки и повышению на ее
основе конкурентоспособности продукции
означает, что недостаточно принять
некий «план мероприятий» по ее улучшению
— в действующей системе экономических
координат его реализация вряд ли
сможет оказать длительное, устойчивое
воздействие на структуру экономики
и конкурентоспособность. Необходимо
обновить не только технологии и парк
действующего оборудования, но и воспроизводственную,
отраслевую и технологическую структуры
экономики, набор инструментов, стимулирующих
работу предприятий.
Перед
системой государственного регулирования
возникают новые задачи:
•
структурная модернизация экономики;
•
полноценное включение механизмов
рыночной конкуренции и механизма
коммерциализации нововведений, что
в совокупности обеспечит долгосрочный
рост конкурентоспособности белорусской
экономики.
При
определении направлений структурных
преобразований экономики необходимо
исходить из принципов:
•
многоукладности экономики, обеспечения
равных условий хозяйствования всем
юридическим и физическим лицам;
•
концентрации ресурсов на эффективном
использовании конкурентных преимуществ
как базовых точек роста и
приоритетных направлений структурной
политики;
•
постепенной трансформации отношений
собственности, развития предпринимательства,
либерализации всех видов экономической
деятельности;
•
перехода на инновационный путь развития
экономики;
•
социальной ориентации перспективной
структуры экономики, ускоренного развития
сферы услуг;
•
приоритетности развития наукоемких,
высокотехнологичных, конкурентоспособных,
экспортоориентированных и импортозамещающих
нересурсоемких отраслей и производств
с высокой долей добавленной стоимости;
•
учета факторов глобализации экономики,
региональной интеграции в первую очередь
с Россией и другими странами
СНГ;
•
гармонизации развития крупного производства
(создание национальных и вхождение
в транснациональные корпоративные
структуры) и малого предпринимательства;
•
обеспечения рационального использования
природно-экономических, демографических
и других местных ресурсов;
•
комплексного развития производительных
сил страны и ее регионов;
•экологизации
экономики, сохранения окружающей среды
для нынешнего и будущих поколений.