Совершенствование структуры национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:32, реферат

Описание работы

Для экономики Республики Беларусь характерны ряд структурных деформаций, причинами которых являются существование в рамках бывшего Советского Союза и экономический кризис:
несоответствие структуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу;
энерго- и материалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов;
недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Работа содержит 1 файл

Нац эк-ка( соверш-е струк-ры экономики.docx

— 19.56 Кб (Скачать)

     Совершенствование структуры национальной экономики 

     Для экономики Республики Беларусь характерны ряд структурных деформаций, причинами  которых являются существование  в рамках бывшего Советского Союза  и экономический кризис:

  1. несоответствие структуры производства внутренним потребностям страны и внешнему спросу;
  2. энерго- и материалоемкость выпускаемой промышленной продукции, что порождает зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
  3. относительно высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных ресурсов;
  4. недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

     Для преодоления возникших деформаций необходимо, с учетом национальных особенностей, оптимально встроить белорусскую  экономику в мировое хозяйство  с использованием дву- и многосторонних связей; обеспечить модернизацию структуры  экономики и направление роста  ее наукоемкости, экологической сбалансированности и энергоэффективности; перевести  систему управления экономикой на корпоративные  принципы и обеспечить на этой базе формирование качественно новых  стимулов инновационной активности. При преобразовании структуры экономики  предстоит усовершенствовать межсекторные, межотраслевые, и межрегиональные  пропорции (между государственным  и частным секторами; производством, потреблением и накоплением; отраслями  специализации, ориентированными на экспорт  продукции, и вспомогательными и  обслуживающими производствами; промышленностью  и сельским хозяйством; отраслями, производящими  товары, и сферой услуг; между крупным  и мелким бизнесом), оптимизировать пропорции в уровне социально-экономического развития областей, усилить социальную ориентацию преобразований. С учетом вышеизложенного при выделении  направлений структурных преобразований следует исходить из следующих основных принципов:

     ■ переход на инновационный путь развития;

  • приоритетность развития наукоемких, высокотехнологических, конкурентоспособных, экспортоориентированных импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;
  • учет факторов глобализации экономики, региональной интеграции;
  • обеспечение рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;
  • комплексность развития производительных сил страны и се регионов;

     ■ концентрация ресурсов на эффективном  использовании конкурентных преимуществ;

     ■ экологизация экономики;

     ■ рациональное сочетание системы  государственного регулирования и  рыночного саморегулирования, государственной  поддержки наиболее эффективных  предприятий и производств.

     При проведении структурных преобразований следует учитывать опыт государств, добившихся подъема экономики в  относительно короткий срок, конечно, с учетом специфики межотраслевых  комплексов и отраслей страны. Исходя из этого, целесообразно сгруппировать  отрасли по нижеследующей схеме:

  1. группа отраслей и производств, базирующаяся на использовании региональных факторных условий и ресурсов, ввозимых ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, поступающих в республику по магистральным нефте- и газопроводам (специализированные отрасли и производства АПК (животноводство, льноводство, картофелеводство); лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; промышленность строительных материалов; электроэнергетика; топливная; химическая и нефтехимическая промышленность; транспорт);
  2. традиционные отрасли промышленности, обладающие высоким научно-техническим потенциалом и способные в относительно короткие сроки повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции и создать новые ее виды, соответствующие потребительским характеристикам мирового и внутреннего рынков, но нуждающиеся в государственной поддержке (тракторное, сельскохозяйственное, дорожное и транспортное машиностроение, автомобиле- и станкостроение, черная металлургия и легкая промышленность);
  3. наукоемкие экспортоориентированные отрасли и производства, реализующие передовые достижения научно-технического прогресса и наиболее полно использующие человеческий потенциал Беларуси (отрасли и производства, разрабатывающие и внедряющие новейшие и высокие технологии: прецизионные, лазерные, электронно-плазменные, высокотемпературный синтез; технологии, основанные на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, катализаторов; производства по выпуску материалов для микро- и наноэлектроники, композиционных материалов, по синтезу новых химических соединений; предприятия по химическому и биологическому синтезу фармацевтических средств, биологически активных соединений и пищевых добавок, биологических средств питания и защиты растений и животных; производства, реализующие технологии тонкого химического синтеза, нанотехнологии; импортозамещающие производства; подотрасли системы образования и научного обслуживания).

     Ко  всем группам отраслей необходимо применить  комплекс методов государственного регулирования — снижение налоговой  нагрузки, льготное кредитование, прямые государственные инвестиции и субсидии и т. д. (выборочно). Целевые установки  структурной перестройки экономики  заключаются в снижении доли и  масштабов энерго- и материалоемких производств, замене неэффективных технологий. Приоритеты следует сохранить за информатизацией, программным обеспечением, внедрением нанотехнологии и наноматериалов, модернизацией энергетической отрасли, развитием биотехнологии и генетики.

     Системный подход к решению проблемы структурной  перестройки и повышению на ее основе конкурентоспособности продукции  означает, что недостаточно принять  некий «план мероприятий» по ее улучшению  — в действующей системе экономических  координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики  и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры  экономики, набор инструментов, стимулирующих  работу предприятий.

     Перед системой государственного регулирования  возникают новые задачи:

     • структурная модернизация экономики;

     • полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма  коммерциализации нововведений, что  в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской  экономики.

     При определении направлений структурных  преобразований экономики необходимо исходить из принципов:

     • многоукладности экономики, обеспечения  равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

     • концентрации ресурсов на эффективном  использовании конкурентных преимуществ  как базовых точек роста и  приоритетных направлений структурной  политики;

     • постепенной трансформации отношений  собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической  деятельности;

     • перехода на инновационный путь развития экономики;

     • социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренного развития сферы услуг;

     • приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

     • учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции в первую очередь  с Россией и другими странами СНГ;

     • гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение  в транснациональные корпоративные  структуры) и малого предпринимательства;

     • обеспечения рационального использования  природно-экономических, демографических  и других местных ресурсов;

     • комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

     •экологизации экономики, сохранения окружающей среды  для нынешнего и будущих поколений.

Информация о работе Совершенствование структуры национальной экономики