Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:47, реферат
Приступая к составлению портрета Потребителя необходимо, прежде всего, четко определить круг лиц, которые непосредственно являются ими или теми, от кого зависит принятие решения о покупке нашей продукции. Это в большей степени относится к случаям, когда речь идёт о закупке сложных корпоративных изделий, например, технологических линий или компьютерного оборудования для банков и офисов компаний. Кто принимает решение о закупке такой продукции? Конечно же, руководитель и значит именно его портрет нам надо изучать в первую очередь. Но, в тоже время, это решение предварительно прорабатывается конкретными техническими специалистами, мнение которых может быть определяющим, а значит надо составить и их портрет.
1. Типы потребителей
2. Составление портрета потребителя
Содержание
1. Типы потребителей…………………………………………..……………......3
2. Составление портрета потребителя…………………………………………………………5 Список литературы………………………….......................................................18
Рашидов З.
1. Типы потребителей
Содержание
1. Типы потребителей…………………………………………..
2. Составление портрета потребите
1. Типы потребителей
Потребители неоднородны по своим характеристикам. Потребителя можно классифицировать, выделяя различные признаки, например, по направлениям использования товара, психологическим характеристикам, отношению к цене и т.д.
Таблица 1
Типы потребителей
по направлению использования
Тип |
Характеристика |
Индивидуальные по- требители |
Люди, использующие материальные блага и услуги для воспроизвод- ства жизни, для трудовой или общественной деятельности, для обес- печения определенного стиля и образа жизни и духовной культуры. |
Массовые потребители (юридические лица) |
Организации, учреждения, компании, ассоциации и т.п., исполь- зующие материальные блага и услуги для своей профессиональной деятельности (но не для производственной или торговой). |
Производственные по- требители |
Производственные предприятия, фирмы, кооперативы, торговые предприятия и предприятия сферы услуг, использующие матери- альные блага и производственные услуги для производственных (в том числе торговых) целей. |
Типы потребителей
по психологическим
Тип |
Характеристика |
Движимые потребностью |
Люди бедные; основная потребность хоть как-то обеспечить свое каж- додневное существование. |
Интегрированные личности |
Психологически стабильные, самоутвердившиеся люди среднего воз- раста, хорошо образованные, финансово обеспеченные, имеющие чув- ство меры, активные в благотворительности. |
Экстроверты |
правительстве). |
Интроверты |
щим, будущим, личным ростом, имеют приличный доход). |
Таблица 3
Типы потребителей по отношению к цене
Тип потребителя |
Характеристика |
Экономный |
Ориентирован, в первую очередь, на уровень цены. |
Апатичный |
Цена не важна, главное – удобство, престижность или качество. |
Рациональный |
Оценивает покупку с точки зрения соответствия цены и качества продукта. |
Персонифицированный |
Образ продукта более важен, чем цена, но все же и она оказывает влияние на покупку. |
Таблица 4
Типы потребителей по признаку коммуникабельности
Тип |
Характеристика |
Зажатые |
Закомплексованные, с трудом вступающие в контакт, тяготеющие к повышен- ному вниманию. |
Равнодуш- ные |
Не проявляющие интереса к контакту. |
Раскованные |
Легко вступающие в диалог. |
Выявленный тип потребителя на целевом рынке компании позволяет ее маркетинговой службе разрабатывать инструменты воздействия на покупателя, адаптированные к его характерным чертам и манере поведения, что работает в целом на увеличение уровня сбыта.
2.Портрет потребителя
Портрет потребителя - по
сути говоря, это совокупность всего
того, что написано в разных гипотезах целевого рынка. А гипотеза
целевого рынка создается на каждый сегмент
отдельно, потому что у разных сегментов
может быть разная мотивация в покупке
одного и того же товара. Следовательно,
и потребители такие будут считаться разными
потребителями, несмотря на то, что все
они покупают одинаковый продукт.
Приступая к составлению портрета Потребителя
необходимо, прежде всего, четко определить
круг лиц, которые непосредственно являются
ими или теми, от кого зависит принятие
решения о покупке нашей продукции. Это
в большей степени относится к случаям,
когда речь идёт о закупке сложных корпоративных
изделий, например, технологических линий
или компьютерного оборудования для банков
и офисов компаний. Кто принимает решение
о закупке такой продукции? Конечно же,
руководитель и значит именно его портрет
нам надо изучать в первую очередь. Но,
в тоже время, это решение предварительно
прорабатывается конкретными техническими
специалистами, мнение которых может быть
определяющим, а значит надо составить
и их портрет.
Составление портрета Потребителя, согласно
общим принципам сегментирования рынка,
традиционно осуществляется по четырем
основным признакам: географическим, демографическим,
психографическим (социальный слой, стиль
жизни, личные качества), поведенческим
(манера приобретения продукции). Степень детализации по каждому признаку
зависит от характера продукции.
Для составления группового портрета
Потребителя необходимо будет воспользоваться
и данными статистики, и результатами
прошлых опросов или проведенных непосредственно
службой маркетинга или заказанных ею
сторонней организации.
Однако портрет Потребителя будет явно
неполным, если в базе данных не будет
отражено, какую продукцию Потребитель
берет у предприятия и какова его доля
в объёме отгрузки данного вида продукции,
какие виды скидок или бонусов ему предоставлялись,
какова была форма оплаты и порядок расчёта
с ним и, в конце концов как своевременно
он за неё рассчитывался?
Фактически это часть базы данных отдела
сбыта, дополненная информацией финансового
отдела в части завершения расчетов, отличающаяся
тем, что в ней вводятся дополнительные
графы, отражающие степень выполнения
им договорных обязательств. Такой подход
к созданию портрета Потребителя называется историей Потребителя.
^ Прежде всего, потребителей можно разделить
по принципу Парето. Парето – это итальянский учёный, который
ввёл закон «20 на 80». Это значит, что 20%
потребителей дают 80% прибыли. У этого
закона есть следствия. Первое заключается
в том, что эти 20% потребителей тоже раскладываются
в пропорции 20 на 80. А второе состоит в
том, что при интуитивном маркетинге процент
удач и неудач составляет также, как ни
странно, 20 и 80.
При использовании закона Парето на промышленном
предприятии, очевидно, что существуют
как потребители, которые наиболее коммерчески
выгодны и наименее, но нужны и те и другие.
Из этого следует, что при составлении
ассортимента, нужно ориентироваться
на разные группы. Подробнее об этом вы
можете прочитать в главе «Товарно-ассортиментная
политика
промышленного предприятия».
Кроме того, потребителей можно разделить,
используя коэффициент, рассчитываемый
по общей формуле К=(план-факт)/план, характеризующий поведение
Потребителей по следующим параметрам:
Использование перечисленных выше
коэффициентов в структуре базы
данных даёт возможность группировать
Потребителей по различным признакам,
выделить наиболее интересующие группы
и разрабатывать для них целенаправленную
стратегию товародвижения.
Вспоминается забавная история, которая
произошла, когда я консультировал организацию,
занимающуюся производством лаков и красок.
Краски для наружных работ – продукт сезонный,
его, как правило, покупают весной-летом.
Каждый год это предприятие опрашивает
своих основных заказчиков на предмет
того, сколько этих красок они будут закупать
и когда. И в течение семи лет им отвечали,
предположим: «С марта по июль будем брать
столько-то, а в августе будем продавать
то, что осталось». На основании этих данных
планируется производство. И каждый год
в августе появляется кто-то из клиентов
и просит продать ещё краски. И в авральном
порядке заказ выполняется. Я спрашиваю
директора: «А может быть, сразу в план
побольше закладывать? Тенденция-то очевидная…»
На что директор отвечает: «А вдруг в этом
году не так будет?»
Почему происходит такая ситуация? Никто
не изучает рынок, все смотрят на соседа
слева. Заказчики для того, чтобы дать
ответ спрашивают своих покупателей: «Ребята,
сколько вы краски для наружных работ
брать будете?» Те задумываются: «А сколько
в прошлом году брали? Значит, столько
же только минус 10% на неурожайный год».
Дилеры из этих цифр вычитают ещё 10% на
свой неурожайный год. Поэтому эти данные
доходят до производителя в весьма урезанном
виде, но план он составляет по ним, несмотря
на то, что в августе всё равно все бегут
докупать.
Здесь же хотелось бы остановиться ещё
на одном, очень важном моменте, непосредственно
связанном с историей Потребителя, а именно
анализе причин потери (ухода к другому
производителю) наиболее значимых Потребителей.
Выделите из всех своих Потребителей за
последние несколько лет (лучше за период
не менее 2-3 лет), группу особо значимых
для вас Потребителей и определите динамику
изменения их доли в общем объёме реализации
за этот временной период.
Затем выделите из этой группы тех из них,
кто в этот временной период либо перестал
быть вашим Потребителем, либо снижение
объёма закупок у него имело отчетливую
тенденцию. Далее попытайтесь выяснить,
чем это было вызвано.
Практика проведения подобных исследований
показала, что диапазон причин потери
достаточно широк и не всегда сводится
только к качеству или цене продукции.
Достаточно весомую долю имеет организация
обслуживания Потребителя, и само отношение
к нему сотрудников службы сбыта предприятия.
Только проанализировав все причины и
разработав комплекс компенсационных
мероприятий можно начинать активную
кампанию по привлечению новых Потребителей.
Рис.1. Пирамида потребностей А. Маслоу
Теория Маслоу является наиболее распространенной и используемой в маркетинге. Поведение потребителя формируется не только под воздействием базовых мотиваций, но и других факторов, таких как степень активности при покупке, марочная дифференциация и др.
Рис.2.
Список литературы