Содержание рынка и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 22:29, реферат

Описание работы

В самом общем виде рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения де­нежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Содержание

Рынок, его функции и структура.................................................................... 2
Понятие рынка. Условия и причины возникновения рынка. Субъекты и объекты рынка.................................................................................... 2
Функции рынка и его структура. Понятия и основные элементы инфраструктуры рынка..................................................................... 3
Конкуренция как элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство........................................................................................ 7
Литература.............................................

Работа содержит 1 файл

Содержание рынка и его структура.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения. 

В соответствии с действующим законодательством  той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки. 

По степени  насыщенности выделяют равновесный (спрос  и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает  спрос) рынки. 

В экономике  существуют не только отдельные, изолированные  рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся  в определенных соотношениях друг с  другом. 

Инфраструктура  рынка - это система учреждений и  организаций, обеспечивающих свободное  движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка. 

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и  другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. 

Материальная  база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств  связи. 

В кредитно-расчетную  базу входят отдельные банковские и  страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки. 

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров. 

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.  Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры. 

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии. 

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск. 

На фондовой бирже обращаются главным образом  два вида ценных бумаг: акции предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые  правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская. 

Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями  и рабочими с целью купли-продажи  рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. 

Кроме мероприятий  по трудоустройству биржи труда  оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и  предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы. 

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки. 

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. 

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная  система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих  субъектов и определяющая правила "рыночной игры".Конкуренция как  элемент рыночного механизма. Формы  и методы конкурентной борьбы. Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство. 

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это  соперничество между участниками  рыночного хозяйства за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция —экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. 

Конкуренция имеет  важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных  единиц. Через нее товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. Вместе с тем конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции. 

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существуют в различных формах. 

Экономическое значение конкуренции огромно. Современные  экономисты считают конкуренцию  одной из причин роста эффективности  производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства. 

В западной экономической  литературе различают совершенную  и несовершенную конкуренцию. 

Совершённая конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты: 

ü наличие большого числа фирм, производящих один и  тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; 

ü возможность  свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; 

ü однородность продукции, производимой различными предприятиями  в рамках одного производственного  сектора, состоящего из множества фирм; 

ü хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение  на товары. 

Совершенная, или  свободная, конкуренция в экономике  развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства. 

Существуют несколько  моделей несовершенной конкуренции. 

Одной из моделей  является монополия, для которой  характерны: 

ü единственный продавец (одна фирма или отрасль  является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги); 

ü нет близких  продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста  или обходиться без него, т.е. нет  приемлемых альтернатив); 

ü диктуемая  цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); 

ü вступление в  отрасль конкурентов заблокировано. 

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, согласно законодательству ФРГ  доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. 

В нашей хозяйственной  практике в качестве занимающих доминирующее положение на рынке рекомендуется  рассматривать тех участников хозяйственного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцирование, в частности выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ. 

Моделью несовершенной  конкуренции является также монополистическая  конкуренция. Ее отличительные признаки: 

ü существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор; 

Информация о работе Содержание рынка и его структура