Социально-этический маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:10, доклад

Описание работы

Во второй половине 70х годов произошел энергетический кризис, и повысилось внимание общественности к охране окружающей среды. Отреагировали и топ-менеджеры. Начиная с 80х гг. XX века была разработана концепция социально-этического маркетинга.
Социально-этический маркетинг (социально-этичный маркетинг, социальный маркетинг) – это комплексное взаимодействие коммерческой фирмы, работающей на рынке, с клиентами, контрагентами, различными общественными институтами, основанное на признании решающей роли социальной ответственности фирмы.

Работа содержит 1 файл

маркетинг.docx

— 21.35 Кб (Скачать)

Социально-этический  маркетинг

Во второй половине 70х годов произошел энергетический кризис, и повысилось внимание общественности к охране окружающей среды. Отреагировали  и топ-менеджеры. Начиная с 80х гг. XX века была разработана концепция социально-этического маркетинга.

Социально-этический маркетинг (социально-этичный маркетинг, социальный маркетинг) – это комплексное взаимодействие коммерческой фирмы, работающей на рынке, с клиентами, контрагентами, различными общественными институтами, основанное на признании решающей роли социальной ответственности фирмы.

Направления престижной рекламы (ПР) - активности в рамках социально-этического маркетинга:

- целенаправленное формирование  системы методов улучшения контакта фирмы с целевыми аудиториями;

- использование всего набора  средств маркетинговой коммуникации (реклама, выставки, ярмарки);

- разработка и последовательная  реализация стратегической имиджевой концепции, основанной на реальных, а не мнимых достижениях фирмы;

- предвидение информационных кризисных  ситуаций (разработка сценариев  развития, хотя бы “известных  кризисов”, подготовка кризисного  штаба, просчет наиболее вероятных  тем “выброса компромата” конкурентами  и (или) противниками корпорации  во властных структурах);

- осознание топ-менеджментом и кадровым ядром (в идеале – всеми сотрудниками фирмы) общественной миссии фирмы;

- следование общечеловеческим  нравственным нормам.

ПР в рамках социально-этического маркетинга – это деятельность, сочетающая элементы менеджмента и социальных технологий, способствующая успеху бизнеса и удовлетворению социальных потребностей. ПР-приемы используются на всех этапах работы с товаром или услугой. Уже на стадии замысла учитываются пожелания и замечания потребителей.

В производстве учитываются не только интересы потребителя, но и необходимость  выполнения госзаказа, экспортной деятельности, импортозамещения, выпуска товаров для социально незащищенных групп населения. Цена диктуется не только соотношением спроса и предложения, но и социальными, экологическими, геополитическими факторами. Поиск места на рынке, сбытовая политика фирмы должна учитывать состояние рыночной инфраструктуры, психологию потребителей, социокультурные реалии.

Социально-этический маркетинг  предусматривает удовлетворение потребностей потребителей без ущемления интересов  других потребителей и общества в  целом. В условиях становления постиндустриальной эпохи способность предприятия  продлить свое существование и его  успех зависят от своевременного учета развития внешней среды, т.е. от маркетинга, и от непрерывного роста  своего информационного потенциала (в широком смысле этого слова), возможности гибко адаптироваться к требованиям рынка. Для этого  необходимо своевременно создавать  и внедрять новые товары на рыночной основе изучения и прогноза не только рынка, но и тенденции социально-экономического развития, достижений научно-технического прогресса. Очевидно, что необходимо и выполнения всех функций маркетинга и менеджмента не означает обязательного наличия в фирме соответствующих служб (подразделений). Конкуренция порождает стремления к монополизму, которые ведут к столкновению интересов и разъединению субъектов экономики. Однако в современной экономике действуют и интеграционные процессы, ведущие к достижению согласования интересов и интеграции производства и управления.

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Социальный маркетинг – это  процесс, включающий управление организацией и всей ее деятельностью от того момента, когда возникает идея основного  продукта организации до его производства и донесения до потребителя.

Социально-этический маркетинг  – это изучение и формирование потребностей покупателей, и удовлетворение их более эффективными методами, чем  конкуренты, при условии повышения  благосостояния всех членов общества.

Благосостояние – совокупность материальных, духовных, социальных благ, которыми владеет субъект благосостояния и которые использует для удовлетворения своих потребностей.

Социальный маркетинг представляет собой механизм согласования потребностей и интересов потребителей, потребностей и интересов предприятия и  потребностей и интересов общества.

Производственная концепция маркетинга заключается в том, что потребители  будут покупать только те товары, которые  широко распространены и которые  по цене им вполне доступны

Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут  покупать только те товары, которые  имеют лучшие эксплуатационные свойства, обладают высшим качеством и, главное, – фирма должна учитывать любые  пожелания клиента, на основе которых  и совершенствовать качественные параметры  товара

Сбытовая концепция утверждает, что клиенты не будут покупать товары в достаточном количестве, если организация не предпримет соответствующих (больших) усилий в сфере стимулирования сбыта и стимулирования спроса.

Концепция социально-этического маркетинга – это изучение и формирование потребностей покупателей, и удовлетворение их более эффективными методами, чем  конкуренты, при условии повышения  благосостояния всех членов общества.

Причины возникновения концепции  социально-этического маркетинга –  проблемы защиты окружающей среды, энергетический кризис радикальным образом повлияли на общественно-этические и, как  следствие, на управленческие установки  менеджеров.

Концепция социально-этического маркетинга — традиционная концепция маркетинга, которая учитывает потребности  и интересы фирмы, однако не всякая компания и в настоящее время  использует эту концепцию. Дело в  том, что маркетинг на практике представляется чрезвычайно сложной задачей, при  решении которой требуются большой  объем плановых расчетов, подготовка кадров, значительные дополнительные затраты.

Кроме того, существует сомнение не в  практической пользе концепции маркетинга, а в правомерности и законности ее применения в отношении не потребителей и отдельных фирм, а всего общества, т.е. сомнение в том, способствует ли маркетинг удовлетворению индивидуальных потребностей и долговременным интересам  общества; не приводит ли стремление фирмы  к удовлетворению запросов потребителей к нежелательным последствиям в  обществе.

Очевидно, что опасения не лишены оснований. Достаточно отметить, что традиционная концепция маркетинга нацеливает на постоянное возбуждение потребностей и спроса, а это ведет не только к удовлетворению потребностей и желаний покупателей, но и к появлению стремления к неудержимому росту прибыли, что, как показывает практика, часто приводит к нарушению требований рациональности потребления, к нехватке сырьевых, энергетических ресурсов, растущему загрязнению окружающей среды. В целях рационализации потребления, гуманизации производства и экологической защищенности общества от нежелательных процессов производства появилась новая концепция, призванная заменить традиционную концепцию маркетинга. Новую концепцию Ф. Котлер назвал концепцией социально-этического маркетинга, которая предполагает достижение целей фирмы с учетом удовлетворения потребностей, как отдельного потребителя, так и общества в целом.

Обязательными условиями применения концепции социально-этического маркетинга являются:

1) наличие основной цели фирмы,  которая должна состоять в  удовлетворении различных потребностей  покупателей в соответствии с  интересами общества;

2) необходимость постоянно заниматься  поиском новых товаров, полнее  удовлетворяющих спрос, обеспечивающий  интересы потребителей. Фирма должна  быть готова вносить нововведения  в товары в соответствии с

интересами покупателей;

3) наличие постоянного контакта  с потребителями, поддерживающими  фирму, и проявление заботы  об удовлетворении их потребностей.

Маркетинг взаимодействия – не единственная концепция, которую фирма может  использовать. В зависимости от доминирующего  вида маркетинговой деятельности, факторов конкурентного преимущества, чувствительности покупателей к изменению цены и уровня интеграции маркетинга для  проникновения его идеологии  в другие функциональные подразделения  организации может использоваться одна из шести концепций маркетинга или их совокупность. Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности, личных контактов в системе эффективных  коммуникаций. Более того, он распределяет ответственность за принятие решений  в области маркетинга на весь персонал фирмы, поскольку требует участия  в маркетинговой деятельности не только специалистов службы маркетинга, но и работников других служб фирмы, в том числе менеджеров верхнего звена. Именно аппарат управления фирмой становится ответственным за формирование и развитие долговременных взаимовыгодных отношений в процессе взаимодействия фирмы с клиентами и покупателями.

Маркетинг взаимодействия рассматривает  коммуникации в более широком  аспекте — как любые взаимоотношения  компании с ее партнерами, способствующие извлечению дохода. В промышленном маркетинге, например, купля-продажа  рассматривается как долговременный и непрерывный процесс взаимоэффективного взаимодействия фирмы-продавца с фирмами-покупателями, поскольку бизнес-субъекты, как правило, имеют дело не с розничными, а с оптовыми потребителями, которых меньше и они более крупные. Так как клиенты не поддаются однозначной сегментации с четко очерченными границами и большинство из них требует к себе индивидуального подхода, то эффективность использования классической, традиционной концепции маркетинга, базирующейся на разработке стандартного комплекса (рецепта) маркетинга для среднестатистического потребителя, значительно снижается.

Как понятно из названия, маркетинг  взаимодействия включает в себя, естественно, извлечение выгоды, но при условии  более детальной персонификации клиента. Успех этой стратегии именно в Интернете заключается как  раз в том, что в сети распространена анонимность, серость, а каждый человек  имеет потребность выделяться, быть уникальным, каждый жаждет внимания к  себе. Маркетинг взаимодействия подходит для любых отраслей жизни, в том  числе и для блогинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные требования  к социально-этическому маркетингу

В постепенном понимании принципов формирования социально-ориентированного рыночного механизма полностью созвучны с социально-этической концепцией маркетинга, для которой характерны следующие наиболее типичные и обязательные требования.

1. Основная цель предприятия  должна состоять в удовлетворении  разумных, здоровых потребностей  потребителей в соответствии  с гуманными интересами общества.

2. Предприятие должно быть  постоянно занято поиском возможностей  создания новых товаров, полнее  удовлетворяющих потребности покупателей.  Оно должно быть готовым к  систематическому внесению в  товары усовершенствований в  соответствии с интересами покупателей.

3. Предприятие должно отказываться  от производства и продажи  товаров, противоречащих интересам  потребителей вообще, и, особенно, если они могут причинить вред  потребителю и обществу в целом.

4. Потребители, опираясь  на собственные действия и  общественное мнение, должны поддерживать  только те предприятия, которые  подчеркнуто проявляют заботу об удовлетворении нормальных здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса.

5. Потребители, заботясь  о сохранении и повышении качества  жизни, не будут покупать товары  предприятий, использующих экологически  «нечистые» технологии даже для  производства нужного обществу  товара.

6. Предприятие должно создавать  и внедрять в практику такие  программы социально-экономического  развития, которые не только служат  интересам самого предприятия  и его трудового коллектива, но  полезны и для социального  развития региона, в котором  данное предприятие функционирует.

Очевидно, что выполнение этих требований возможно только в  том случае, если предприятие вполне самостоятельно в хозяйственном  отношении, действует в условиях конкурентного рынка, а управление его базируется на гуманных, морально-этических  принципах, позволяющих преодолевать коллективный эгоизм.

Социально-этическая концепция  маркетинга отличается от «обычной»  концепции маркетинга тем, что цель первой - обеспечение долговременного  благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Следовательно, при управлении маркетингом на уровне предприятия необходимо учитывать по крайней мере четыре момента: потребности покупателя (потребителя); жизненно важные интересы потребителя; интересы предприятия; интересы общества.

 


Информация о работе Социально-этический маркетинг