Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:30, шпаргалка
1. Понятие и сущность маркетинга.
2. Эволюция содержания и форм
маркетинга.
3. Основные принципы маркетинга.
4. Функции маркетинга.
5. Цели маркетинга на предприятии.
Эволюция маркетинга как науки так и практики не могла не сказаться на формулировках определения понятия маркетинг. В экономической литературе можно выделить классические и современные определения маркетинга. В классическом понимании он определяется либо как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, либо как социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения и реализации". Эти определения носят несколько ограниченный характер. Их генетические недостатки заключаются в преувеличении роли товародвижения и каналов сбыта, недооценке взаимодействия покупателей и продавцов и влияния на маркетинг различных социальных групп
8. Этапы формирования концепции управления маркетинга.
Производственная концепция маркетинга ставит во главу угла увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров.
В основе товарной концепции маркетинга (продукто-ориентированной концепции) лежит предположение о том, что потребитель всегда благожелательно отнесется к товару, если он имеет хорошее качество и продается по умеренной цене
Концепция сбытового маркетинга (маркетинга, ориентированного на продажи) предполагает, что потребитель будет покупать любые товары, если компания активно их продвигае
Концепция традиционного маркетинга оформилась около середины 50-х годов. Концепция традиционного маркетинга ориентирует компанию на покупателей.
К концепции социально-отвественного маркетинга компании обратились в третьей четверти ХХ века. Концепция социально-ответственного маркетинга была призвана заменить традиционную концепцию маркетинга, в целях рационализации потребления и экологической защищенности общества от нежелательных процессов производства
Концепция маркетинга отношений востребована компаниями, которые не могут получить конкурентные преимущества только за счет комплекса маркетинга. В этом случае конкурируют уже не столько компании производители, сколько системы взаимодействия в целом
9. Виды маркетинга в зависимости от территории охвата и маркетинговых целей.
Задачи маркетинга различаются в зависимости от следующих факторов:
• сложившаяся ситуация на рынке как в целом, так и в отдельных его секторах с точки зрения географического и демографического распределения;
• динамика уровня спроса на тот или иной товар.
В зависимости от степени охвата рынка маркетинг делят на:
микромаркетинг – деятельность по маркетингу в рамках одной фирмы или одной товарной группы;
макромаркетинг – деятельность по маркетингу, которая охватывает широкий ассортимент товаров и услуг в рамках крупных отраслей, а также страны в целом, то есть в глобальном масштабе.
Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учета различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем)Цель предприятия установить низкие цены так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.
Концентрированный (целевой) маркетинг ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (Товары для молодоженов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.
Дифференцированный маркетинг стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (Молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей. Сложен для реализации.
Кроме того, выделяют иные виды маркетинга:
• мерчендайзер – организация розничной торговли;
• бихевиоризм – изучение покупательского поведения;
• консьюмеризм – изучение качества и уровня потребления у разных групп людей; разработка защиты прав потребителей.
Конверсионный маркетинг связан с наличием негативного спроса. Негативный спрос — это такая ситуация, при которой все или большая часть потенциальных покупателей отвергают данный товар или услугу (например, вегетарианцы — мясо). Задачей управления маркетингом при негативном спросе является разработка такого плана маркетинга, который будет способствовать зарождению спроса на соответствующие товары (услуги).
Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия (например, покупатель не знает возможностей данного товара) и определить мероприятия по его преодолению.
Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги). Его используют в ситуациях, когда имеет место потенциальный спрос (потребитель испытывает потребность в приобретении какой-то вещи, которая, однако, еще не существует в форме конкретного товара). Управление данным видом маркетинга направлено на превращение потенциального спроса в реальный.
Ремаркетинг. На все виды товаров в определенный период их жизненного цикла снижается спрос. Цель ремаркетинга состоит в оживлении спроса при помощи новых возможностей маркетинга, например продление жизненного цикла товара или услуги путем придания ему новых рыночных свойств.
Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса (например, товары сезонного потребления, транспорт в течение рабочего дня) для стабилизации сбыта и сведения к минимуму колебаний спроса.
Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары (услуги) полностью соответствуют уровню и структуре предложения. В случае необходимо проводить продуманную политику цен (не допускать, например, чтобы цены были выше цен, предлагаемых конкурентами), целенаправленно осуществлять рекламную работу, стимулировать в нужном направлении сбытовую деятельность, осуществлять контроль издержками производства и маркетинга.
Когда спрос на товар (услуги) чрезмерно превышает предложение, применяется демаркетинг. Чтобы у потребителя не создалось негативного представления о возможностях фирмы удовлетворить запросы потребителей, проводится повышение цен, свертывание рекламной работы и т. п. Одновременно принимаются меры по увеличению выпуска продукции, пользующейся чрезмерно высоким спросом (расширение производственных площадей, продажа лицензий на производство данной продукции другой фирме и т. п.).
Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества, потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия). Если демаркетинг направлен на сокращение спроса на доброкачественный товар, то противодействующий маркетинг — на уменьшение или даже прекращение выпуска нежелательного, вредного товара.
10. Элементы маркетинговой системы.
Маркетинговая система – совокупность социально-экономических образований (элементов) рыночного пространства (среды), обладающих самостоятельностью и целостностью и находящихся в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на товары и услуги в целях получения прибыли.
Маркетинговая система включает элементы: фирма-продуцент, фирма-поставщик, фирма-конкурент, фирма-посредник, потребитель (рынок).
11. Понятие рынка.
Понятие рынка (от лат. financia — наличность, доход) в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.
Рынок товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.
Под рынком понимают:
• место для торговли;
• сферу товарно-денежного обращения как результат столкновения и согласования интересов производителей и потребителей;
• совокупность экономических отношений между субъектами товарного оборота.
Условия возникновения рынка:
• общественное разделение труда;
• товарный характер общественного производства.
12. Классификация рынков
Рынок делится на:
Рынок правительственных заказов - заказы правительства на товары для общественных нужд, заказы науки.
Результат деятельности правительства выступает в виде общественных благ.
Не смотря на отсутствие
разделить на группы по определенным признакам:
1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)
. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов,
имеет возможности влиять на уровень цен.
. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые
отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей
продукции (в определенной
. Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих
продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную
продукцию. Цены
фирм стремится установить
фирмы на этом рынке.
. Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца.
Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах
платежеспособного спроса.
2. Пространственный признак
. Местный рынок
. Региональный рынок
. Национальный рынок.
. Рынок покупателей;
. Рынок продавцов;
. Рынок государственных
. Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных
отношений)
. Рынок товаров и услуг
. Рынок труда
. Финансовый рынок
. Информационный рынок
. Рынок недвижимости
. Валютный рынок
13. Понятие рыночного сегмента и процесс сегментации рынка.
Сeгмeнтaция - этo пpoцecc выявлeния нa pынкe и пpoфилиpoвaния oтдeльныx гpyпп пoкyпaтeлeй, иcпытывaющиx пoтpeбнocть в oпpeдeлeннoм тoвape или ycлyгe. Пpoфилиpoвaниe - ycтaнoвлeниe oтдeльныx xapaктepиcтик (кpитepиeв), oбъeдиняющиx пoтpeбитeлeй в caмocтoятeльныe гpyппы. Пpи paздeлeнии pынкa нa oтдeльныe ceгмeнты нeoбxoдимo coблюдaть pяд ycлoвий:
Сeгмeнтaция pынкa мoжeт быть пpoвeдeнa нa ocнoвe paзличныx кpитepиeв, выбop кoтopыx пpeдoпpeдeляeтcя нaзнaчeниeм тoвapa. Для pынкoв пoтpeбитeльcкиx тoвapoв чaщe вceгo иcпoльзyютcя cлeдyющиe пpизнaки:
Для тoвapoв пpoизвoдcтвeннoгo нaзнaчeния выдeляют cлeдyющиe пpизнaки ceгмeнтaции:
В кaчecтвe yнивepcaльнoгo
пpизнaкa ceгмeнтaции выcтyпaeт
14. Методика комплексного маркетингового исследования.
Комплексное маркетинговое исследование - это тщательно организованное объективное измерение, сбор, анализ и распространение информации, позволяющее более эффективно использовать рыночные возможности за счет своевременного выявления и решения маркетинговых проблем.
Комплексное маркетинговое исследование проводится в шесть этапов. Притом, что первые три являются подготовительными. В ходе их выполнения осуществляется выбор и последовательная детализация применяемых схем и методик, для чего нередко проводят поисковые исследования.
Этап 1. Постановка задачи. На этом этапе формируются
ясное представление о цели исследования.
Выясняется, какая информация должна быть
получена и как на ее основе будут приниматься
маркетинговые решения.
Этап 2. Разработка подхода
к решению задачи. На этом этапе строится теоретический
каркас исследования, подбираются теоретические
модели, ставятся исследовательские вопросы,
выдвигаются гипотезы.
Этап 3. Разработка плана
исследования. На этом этапе решаются, какие
типы, дизайны и методы исследований будут
использоваться. Будут ли применяться
поисковые, описательные и причинные исследования.
Если будет решено проводить описательные
исследования, то какой метод будет использоваться
для сбора информации: опрос, или наблюдение;
по какой схеме ее будут получать: однократно
или периодически; если периодически,
то от одних и тех же респондентов или
разных. При разработки плана тоже могут
потребоваться поисковые исследования:
для уточнения изучаемых переменных, для
разработки шкал, по которым будет проводиться
их измерение. Если речь идет об опросах,
то на этом этапе разрабатывается анкета
и план построения выборки.
Этап 4. Полевые работы: сбор и первичный (полевой)
контроль данных. От качества выполнения
этих данных во многом зависят размеры
погрешностей, неизбежно сопровождающих
всякую, в том числе, и маркетинговую информацию.
Этап 5. Подготовка и анализ
данных. На этой стадии готовятся к
вводу анкеты: еще раз просматривается
и проверяется. Дефектные анкеты, если
можно, уточняются, а если нельзя, - удаляются.
Проводится кодирование открытых и полуоткрытых
вопросов, после чего данные вводятся
в компьютер, и затем выполняется их компьютерный
контроль: проверка логических соответствий
между ответами на разные вопросы. Завершается
этап анализом данных.
Этап 6. Подготовка отчета
и проведение презентации. В отчете даются ответы на основные
вопросы и наглядно демонстрируются главные
выводы исследования. Кроме того, иногда
проводится презентация результатов работы.