Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:35, шпаргалка
Ответы на 50 вопросов по маркетингу.
1. Понятие и сущность маркетинга.
2. Эволюция содержания и форм
маркетинга.
3. Основные принципы маркетинга.
4. Функции маркетинга.
5. Цели маркетинга на предприятии.
6. Соотношение спроса и видов
маркетинга.
7. Эволюция маркетинга как науки.
8. Этапы формирования концепции
управления маркетинга.
9. Виды маркетинга в зависимости от
территории охвата и маркетинговых целей.
10. Элементы маркетинговой системы.
11. Понятие рынка.
12. Классификация рынков.
13. Понятие рыночного сегмента и
процесс сегментации рынка.
14. Методика комплексного
маркетингового исследования.
15. Комплекс маркетинга.
16. Критерии оценки рыночного
сегмента.
17. Признаки сегментирования.
18. Стратегия рыночной экспансии.
19. Позиционирование товара на рынке.
20. Концепция брэндинга.
21. Определение товара.
22. Классификация товаров.
23. Жизненный цикл товара.
24. Стратегия разработки нового
товара.
25. Ассортиментная политика.
26. Стратегические решения в товарной
политике.
27. Методы планирования нового
товара.
28. Цена и ценовая
политика в системе маркетинга. Классификация цен.
29. Функции цен.
30. Основные подходы к ценообразованию в
маркетинге.
31. Методы определения цен.
32. Факторы ценообразования.
33. Стратегии ценообразования. Виды стратегий.
34. Постановка целей ценообразования. Алгоритм
стратегии ценообразования.
35. Понятие и экономическая роль
каналов распределения.
36. Функции каналов распределения.
37. Основные методы сбыта: прямой и
косвенный метод распределения товарных потоков.
38. Торговые посредники, их виды.
39. Уровни каналов распределения.
40. Оптовая и розничная торговля.
41. Элементы системы маркетинговых
коммуникаций.
42. Принципы интеграции элементов
системы маркетинговых коммуникаций.
43. Синергичное использование элементов
маркетинговых коммуникаций.
44. Формирование коммуникационного
бюджета.
45. Реклама как элемент системы
маркетинговых коммуникаций.
46. Сущность маркетингового
планирования.
47. Виды планов маркетинга.
48. Бюджет маркетинга.
49. Организационные структуры
маркетинга.
50. Контроль маркетинговой
деятельности.
Результатом практической реализации теории маркетинга явилось создание в крупных фирмах и корпорациях отделов исследования рынка, а также коммерческих организаций по оказанию маркетинговых услуг. Становление же маркетинга как единой системы производственно-сбытовой деятельности относится к 50-м годам ХХ-го века, хотя отдельные его элементы появились значительно раньше.
Эволюция маркетинга как науки так и практики не могла не сказаться на формулировках определения понятия маркетинг. В экономической литературе можно выделить классические и современные определения маркетинга. В классическом понимании он определяется либо как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, либо как социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения и реализации". Эти определения носят несколько ограниченный характер. Их генетические недостатки заключаются в преувеличении роли товародвижения и каналов сбыта, недооценке взаимодействия покупателей и продавцов и влияния на маркетинг различных социальных групп
8. Этапы формирования концепции управления маркетинга.
7. Производственная концепция
8. Товарная концепция
9. Сбытовая концепция
10. Традиционная концепция маркетинга
11. Концепция социально-этического маркетинга
12. Концепция маркетинга взаимодействия
Производственная концепция маркетинга ставит во главу угла увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров.
В основе товарной концепции маркетинга (продукто-ориентированной концепции) лежит предположение о том, что потребитель всегда благожелательно отнесется к товару, если он имеет хорошее качество и продается по умеренной цене
Концепция сбытового маркетинга (маркетинга, ориентированного на продажи) предполагает, что потребитель будет покупать любые товары, если компания активно их продвигае
Концепция традиционного маркетинга оформилась около середины 50-х годов. Концепция традиционного маркетинга ориентирует компанию на покупателей.
К концепции социально-отвественного маркетинга компании обратились в третьей четверти ХХ века. Концепция социально-ответственного маркетинга была призвана заменить традиционную концепцию маркетинга, в целях рационализации потребления и экологической защищенности общества от нежелательных процессов производства
Концепция маркетинга отношений востребована компаниями, которые не могут получить конкурентные преимущества только за счет комплекса маркетинга. В этом случае конкурируют уже не столько компании производители, сколько системы взаимодействия в целом
9. Виды маркетинга в зависимости от территории охвата и маркетинговых целей.
Задачи маркетинга различаются в зависимости от следующих факторов:
• сложившаяся ситуация на рынке как в целом, так и в отдельных его секторах с точки зрения географического и демографического распределения;
• динамика уровня спроса на тот или иной товар.
В зависимости от степени охвата рынка маркетинг делят на:
микромаркетинг – деятельность по маркетингу в рамках одной фирмы или одной товарной группы;
макромаркетинг – деятельность по маркетингу, которая охватывает широкий ассортимент товаров и услуг в рамках крупных отраслей, а также страны в целом, то есть в глобальном масштабе.
Массовый маркетинг предполагает ориентацию на максимально широкий круг потребителей без учета различий между ними. (Я произвожу то, что нужно всем)Цель предприятия установить низкие цены так как снижаются затраты на массовое производство и продвижение.
Концентрированный (целевой) маркетинг ориентация на конкретный сегмент, стараясь максимально удовлетворить его потребности (Товары для молодоженов, ритуальные услуги). Преимущества: максимально полное удовлетворение потребности, используется маленькими компаниями. Недостатки: сегмент может неожиданно сократиться, ограничение возможного роста компании.
Дифференцированный маркетинг стремление к захвату большой части рынка в целом и при этом предложение нескольких разновидностей одного и того же товара, который отличается своими потребительскими качествами и может удовлетворить потребности многих сегментов (Молочная компания, продукция разной жирности, сырки, творожок, йогурты). Преимущества: удовлетворение потребностей. Сложен для реализации.
Кроме того, выделяют иные виды маркетинга:
• мерчендайзер – организация розничной торговли;
• бихевиоризм – изучение покупательского поведения;
• консьюмеризм – изучение качества и уровня потребления у разных групп людей; разработка защиты прав потребителей.
Конверсионный маркетинг связан с наличием негативного спроса. Негативный спрос — это такая ситуация, при которой все или большая часть потенциальных покупателей отвергают данный товар или услугу (например, вегетарианцы — мясо). Задачей управления маркетингом при негативном спросе является разработка такого плана маркетинга, который будет способствовать зарождению спроса на соответствующие товары (услуги).
Стимулирующий маркетинг связан с наличием товаров и услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей. План стимулирующего маркетинга должен учитывать причины такого безразличия (например, покупатель не знает возможностей данного товара) и определить мероприятия по его преодолению.
Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары (услуги). Его используют в ситуациях, когда имеет место потенциальный спрос (потребитель испытывает потребность в приобретении какой-то вещи, которая, однако, еще не существует в форме конкретного товара). Управление данным видом маркетинга направлено на превращение потенциального спроса в реальный.
Ремаркетинг. На все виды товаров в определенный период их жизненного цикла снижается спрос. Цель ремаркетинга состоит в оживлении спроса при помощи новых возможностей маркетинга, например продление жизненного цикла товара или услуги путем придания ему новых рыночных свойств.
Синхромаркетинг используют в условиях колеблющегося спроса (например, товары сезонного потребления, транспорт в течение рабочего дня) для стабилизации сбыта и сведения к минимуму колебаний спроса.
Поддерживающий маркетинг используется, когда уровень и структура спроса на товары (услуги) полностью соответствуют уровню и структуре предложения. В случае необходимо проводить продуманную политику цен (не допускать, например, чтобы цены были выше цен, предлагаемых конкурентами), целенаправленно осуществлять рекламную работу, стимулировать в нужном направлении сбытовую деятельность, осуществлять контроль издержками производства и маркетинга.
Когда спрос на товар (услуги) чрезмерно превышает предложение, применяется демаркетинг. Чтобы у потребителя не создалось негативного представления о возможностях фирмы удовлетворить запросы потребителей, проводится повышение цен, свертывание рекламной работы и т. п. Одновременно принимаются меры по увеличению выпуска продукции, пользующейся чрезмерно высоким спросом (расширение производственных площадей, продажа лицензий на производство данной продукции другой фирме и т. п.).
Противодействующий маркетинг используется для снижения спроса, который с точки зрения общества, потребителя расценивается как иррациональный (например, спиртные напитки, табачные изделия). Если демаркетинг направлен на сокращение спроса на доброкачественный товар, то противодействующий маркетинг — на уменьшение или даже прекращение выпуска нежелательного, вредного товара.
10. Элементы маркетинговой системы.
Маркетинговая система – совокупность социально-экономических образований (элементов) рыночного пространства (среды), обладающих самостоятельностью и целостностью и находящихся в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на товары и услуги в целях получения прибыли.
Маркетинговая система включает элементы: фирма-продуцент, фирма-поставщик, фирма-конкурент, фирма-посредник, потребитель (рынок).
11. Понятие рынка.
Понятие рынка (от лат. financia — наличность, доход) в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.
Рынок товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.
Под рынком понимают:
• место для торговли;
• сферу товарно-денежного обращения как результат столкновения и согласования интересов производителей и потребителей;
• совокупность экономических отношений между субъектами товарного оборота.
Условия возникновения рынка:
• общественное разделение труда;
• товарный характер общественного производства.
12. Классификация рынков
Рынок делится на:
рынок потребительских товаров и услуг;
рынок средств производства;
рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционный).
Рынок правительственных заказов - заказы правительства на товары для общественных нужд, заказы науки.
Результат деятельности правительства выступает в виде общественных благ.
Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно
разделить на группы по определенным признакам:
1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)
. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не
имеет возможности влиять на уровень цен.
. Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием
многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые
отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей
продукции (в определенной мере).
. Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих
продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную
продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство
фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные
фирмы на этом рынке.
. Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца.
Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах
платежеспособного спроса.
2. Пространственный признак
. Местный рынок
. Региональный рынок
. Национальный рынок.
. Рынок покупателей;
. Рынок продавцов;
. Рынок государственных учреждений;
. Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных
отношений)
. Рынок товаров и услуг
. Рынок труда
. Финансовый рынок
. Информационный рынок
. Рынок недвижимости
. Валютный рынок
13. Понятие рыночного сегмента и процесс сегментации рынка.
Сeгмeнтaция - этo пpoцecc выявлeния нa pынкe и пpoфилиpoвaния oтдeльныx гpyпп пoкyпaтeлeй, иcпытывaющиx пoтpeбнocть в oпpeдeлeннoм тoвape или ycлyгe. Пpoфилиpoвaниe - ycтaнoвлeниe oтдeльныx xapaктepиcтик (кpитepиeв), oбъeдиняющиx пoтpeбитeлeй в caмocтoятeльныe гpyппы. Пpи paздeлeнии pынкa нa oтдeльныe ceгмeнты нeoбxoдимo coблюдaть pяд ycлoвий:
чeткocть oчepтaний ceгмeнтa - ключeвыe xapaктepиcтики ceгмeнтa дoлжны чeткo oтличaтьcя oт xapaктepиcтик cмeжныx ceгмeнтoв;
дocтyпнocть - выдeлeнный ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для cбopa нeoбxoдимoй pынoчнoй инфopмaции;
вeличинa - ceгмeнт дoлжeн быть дocтaтoчнo бoльшим, чтoбы oбecпeчивaть дoxoднocть фиpмы;
пpoзpaчнocть - ceгмeнт дoлжeн быть дocтyпeн для иcпoльзoвaния в нeм эффeктивныx мeтoдoв cбытa.
Сeгмeнтaция pынкa мoжeт быть пpoвeдeнa нa ocнoвe paзличныx кpитepиeв, выбop кoтopыx пpeдoпpeдeляeтcя нaзнaчeниeм тoвapa. Для pынкoв пoтpeбитeльcкиx тoвapoв чaщe вceгo иcпoльзyютcя cлeдyющиe пpизнaки:
дeмoгpaфичecкиe - вoзpacт, пoл пoтpeбитeлeй, paзмep и жизнeнный цикл ceмьи, кoличecтвo дeтeй;
coциaльнo-экoнoмичecкиe - poд зaнятий, oбpaзoвaниe, ypoвeнь дoxoдoв, coциaльнaя пpинaдлeжнocть;
пcиxoгpaфичecкиe - cтиль жизни, ocoбeннocти личнocти;
пoвeдeнчecкиe - пoвoд coвepшeния пoкyпки, иcкoмыe выгoды, интeнcивнocть пoтpeблeния, cтaтyc пoльзoвaтeля.
Для тoвapoв пpoизвoдcтвeннoгo нaзнaчeния выдeляют cлeдyющиe пpизнaки ceгмeнтaции:
oтpacлeвaя пpинaдлeжнocть и cфepa дeятeльнocти;
paзмep пoтpeбитeлeй-opгaнизaций;
cпeцификa opгaнизaции зaкyпoк - oбъeм и пepиoдичнocть зaкaзoв, cpoки пocтaвки, ycлoвия oплaты, фopмa взaимooтнoшeний.
В кaчecтвe yнивepcaльнoгo пpизнaкa ceгмeнтaции выcтyпaeт гeoгpaфичecкий пpизнaк - вeличинa peгиoнa, плoтнocть и чиcлeннocть нaceлeния, климaтичecкиe ycлoвия, oтдaлeннocть oт пpeдпpиятия-изгoтoвитeля.
14. Методика комплексного маркетингового исследования.
Комплексное маркетинговое исследование - это тщательно организованное объективное измерение, сбор, анализ и распространение информации, позволяющее более эффективно использовать рыночные возможности за счет своевременного выявления и решения маркетинговых проблем.
Комплексное маркетинговое исследование проводится в шесть этапов. Притом, что первые три являются подготовительными. В ходе их выполнения осуществляется выбор и последовательная детализация применяемых схем и методик, для чего нередко проводят поисковые исследования.
Этап 1. Постановка задачи. На этом этапе формируются ясное представление о цели исследования. Выясняется, какая информация должна быть получена и как на ее основе будут приниматься маркетинговые решения.
Этап 2. Разработка подхода к решению задачи. На этом этапе строится теоретический каркас исследования, подбираются теоретические модели, ставятся исследовательские вопросы, выдвигаются гипотезы.
Этап 3. Разработка плана исследования. На этом этапе решаются, какие типы, дизайны и методы исследований будут использоваться. Будут ли применяться поисковые, описательные и причинные исследования. Если будет решено проводить описательные исследования, то какой метод будет использоваться для сбора информации: опрос, или наблюдение; по какой схеме ее будут получать: однократно или периодически; если периодически, то от одних и тех же респондентов или разных. При разработки плана тоже могут потребоваться поисковые исследования: для уточнения изучаемых переменных, для разработки шкал, по которым будет проводиться их измерение. Если речь идет об опросах, то на этом этапе разрабатывается анкета и план построения выборки.
Этап 4. Полевые работы: сбор и первичный (полевой) контроль данных. От качества выполнения этих данных во многом зависят размеры погрешностей, неизбежно сопровождающих всякую, в том числе, и маркетинговую информацию.
Этап 5. Подготовка и анализ данных. На этой стадии готовятся к вводу анкеты: еще раз просматривается и проверяется. Дефектные анкеты, если можно, уточняются, а если нельзя, - удаляются. Проводится кодирование открытых и полуоткрытых вопросов, после чего данные вводятся в компьютер, и затем выполняется их компьютерный контроль: проверка логических соответствий между ответами на разные вопросы. Завершается этап анализом данных.
Этап 6. Подготовка отчета и проведение презентации. В отчете даются ответы на основные вопросы и наглядно демонстрируются главные выводы исследования. Кроме того, иногда проводится презентация результатов работы.