Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:34, лекция
Критерии и признаки сегментирования рынка. Сегментирование рынка по группам потребителей. Сегментирование рынка по группам продуктов. Сегментирование рынка по конкурентам.
8.4. Упаковка товара
Упаковка
- разработка и производство вместилища
или оболочки товара - одно из действенных
орудий маркетинга, ему способствуют факторы:
- самообслуживание в торговле;
- рост достатка потребителей;
- образ фирмы и образ марки;
- возможность для новаторства - новые
упаковки, обеспечивающие сохранность.
Функции упаковки
:
- сохранить товар;
- установить метод раздачи, розлива;
- донести определенную информацию до
покупателя (функции, пригодность, срок
хранения).
Продавцы товаров создают средства маркировки. Средством маркировки являются этикетки и ярлыки, которые имеют или одно марочное название товара, или больший объем информации о нем.
Этикетка:
- идентифицирует товар или марку;
- указывает сорт;
- описывает товар, размер;
- пропагандирует товар.
Принимая решение
относительно упаковки, деятели рынка
должны учитывать следующие
1. Отражать истину на упаковке и в маркировке.
2. Учитывать, что стоимость товара возрастает
в зависимости от стоимости упаковки.
3. Снижать использование дефицитных ресурсов.
4. Не загрязнять окружающую среду.
7. CЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА
7.1. Критерии и признаки сегментирования рынка
Основой всей системы планирования в условиях рынка является прогнозирование сбыта. Поэтому первой задачей руководства фирмы является определение объема продаж в соответствии со спросом и только на основе оценки рынка сбыта можно приступать к планированию производственной и финансовой деятельности фирмы [15].
Оценка рынка сбыта - комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия , и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта.
Сегмент рынка - это его часть, определенная особым образом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Объектами сегментации
рынка сбыта являются:
- группы потребителей;
- группы продуктов (товаров, услуг);
- предприятия (конкуренты).
Сегментация рынка по группам потребителей- это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.
Сегментация рынка по группам продуктов - это производная от сегментации рынка по группам потребителей, учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам продукта (товара, услуг).
Сегментация по предприятиям (конкурентам) - это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении на рынок.
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий- способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке.
Наиболее распространенными
критериями сегментации являются:
- емкость сегмента, по которой определятся
число потенциальных потребителей и, соответственно,
необходимые производственные мощности;
- каналы распространения и сбыта продукции,
позволяющие решить вопросы о формировании
сети сбыта;
- устойчивость рынка, позволяющая сделать
выбор о целесообразности загрузки мощностей
предприятия;
- прибыльность, показывающая уровень
рентабельности предприятия на данном
сегменте рынка;
- совместимость сегмента рынка с рынком
основных конкурентов, позволяющая оценить
силу или слабость конкурентов и принять
решение о целесообразности и готовности
внесения дополнительных затрат при ориентации
на таком сегменте;
- оценка опыта работы конкретного персонала
предприятия (инженерного, производственного
или сбытового) на выбранном сегменте
рынка и принятие соответствующих мер;
- защищенность выбранного сегмента от
конкуренции.
Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, психографические, поведенческие. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков.
Основными признаками сегментации рынка по группам продуктов являются функциональные и технические параметры, цена и т.п.
Основными признаками сегментации рынка по предприятиям (конкурентам) являются качественные показатели продукта (НТ), цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке.
Сегментация рынка по потребителям, сегментация по продуктам и конкурентам взаимно дополняют друг друга и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
7.2. Сегментирование рынка по группам потребителей
Сегментация рынка по группам потребителей производится в соответствии с факторами (признаками), приведенными в табл. 7.1 .
Таблица 7.1.
Основные факторы сегментации рынка по группам потребителей
|
По совпадению
у определенных групп потребителей
нескольких значений переменных можно
сделать вывод о наличии
7.3. Сегментирование рынка по группам продуктов
Для повышения
конкурентоспособности и
Сущность метода заключается в том, что на основе выделенных сегментов рынка по группам потребителей и сопоставления их с различными значениями факторов (функциональных и технических параметров изделия), выбранных для анализа, определяется, какие из параметров более всего подходят для выделенной группы потребителей.
Наиболее распространенными для оценки рынка по продукту являются параметры: цена, каналы сбыта, технические характеристики. Результаты анализа методом двойной сегментации оформляются в виде матрицы, по строкам которой откладывается значение фактора, а по столбцам - сегменты рынка по потребителям.
Емкость рынка фирмы по каждому изделию может быть рассчитана по формуле:
где i = 1,2,...n - индекс
сегмента рынка по продукту( модели
изделия), выделенного по какому-либо признаку,
j = 1,2,..., m - индекс географического сегмента
рынка,
dj - общее число изделий, проданных
на j-ом географическом сегменте,
bji - доля i-го сегмента рынка по продукту
на j-м географическом сегменте рынка.
Сегментация рынка
по продукту предполагает, что на стадии
разработки новой продукции для каждой
модели товара:
- учитываются все факторы, отражающие
систему потребительских предпочтений
и одновременно технические параметры
нового изделия, удовлетворяющие запросы
потребителей (выделение сегмента рынка
по параметру изделия);
- определяются группы потребителей, каждая
со своим набором запросов и предпочтений
(психографическая сегментация);
- все выбранные факторы ранжируются по
степени значимости для каждой группы
потребителей (сегментов рынка).
Все эти переменные включаются в многофакторную модель сегментирования рынка по продукту, представленную в табл.7.2.
Таблица 7.2
|
Многофакторная модель позволяет определить узкие места при разработке товара и воздействовать на них через стимулы общей заинтересованности всех служб предприятия в завоевании доли рынка.
7.4. Сегментирование рынка по конкурентам
Сегментирование рынка по основным конкурентам осуществляется на основе оценки конкурентоспособности вашего предприятия относительно конкурентов, приведенной в рекомендуемой табл. 7.3.
Таблица 7.3
|