Сегментация рынка. Критерий сегментации рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Целью данной работы является обзор и анализ понятия и техники процесса сегментации с целью выяснения его роли в практическом маркетинге.

Существует ряд маркетинговых стратегий поведения фирмы, применяемых ей для достижения своей цели. В рамках данной работы будет подробно рассмотрена лишь одна из них, имеющая непосредственное отношение к сегментации рынков, однако, для полноты картины, необходимо дать общее представление и о других стратегиях.

Содержание

1 Введение 3

2 Критерии сегментации рынка 5
3 Заключение 7
4 Список литературы 8

Работа содержит 1 файл

СЕГМЕТАЦИЯ РЫНКА.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Департамент образования Тульской области

Тульский  технико-экономический колледж имени  А. Г. Рогова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине: «Маркетинг»,

по  теме: «Сегментация рынка. Критерии сегментации  рынка» 
 
 

                                                    

                                        
 

                                                                                               Студент   Медведев Р. Г.

                                                                                                    Группа     5-1 «Э» дневное

                                                                                         Специальность  140613

                                                                                                Руководитель проекта  Демидова Т. А. 
 
 
 
 
 

                                  

                             Тула 2011 год 

Содержания

1 Введение                                                                                                                                      3

2 Критерии сегментации рынка                                                                                                    5

3 Заключение                                                                                                                                  7                                            
4 Список  литературы                                                                                                                     8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Фирмы, действующие на рынке, осознают, что  их товары или услуги не могут полностью  удовлетворить запросы и желания  всех потребителей. В идеале, фирма  должна стараться занять все рыночные ниши (сегменты), для максимизации прибыли. На деле она проводит маркетинговые исследования и в результате акцентирует свое "внимание" на отдельных сегментах рынка, где ее продукт принесет максимальный доход - ведь достаточно очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары.

      Целью данной работы является обзор и анализ понятия и техники процесса сегментации с целью выяснения его роли в практическом маркетинге.

      Существует ряд маркетинговых  стратегий поведения фирмы, применяемых  ей для достижения своей цели. В рамках данной работы будет подробно рассмотрена лишь одна из них, имеющая непосредственное отношение к сегментации рынков, однако, для полноты картины, необходимо дать общее представление и о других стратегиях.

      При массовом маркетинге продавец  занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех покупателей сразу. В свое время фирма «Кока-кола» выпускала всего один напиток для всего рынка в надежде, что он придется по вкусу всем. Основной довод в пользу массового маркетинга заключается в том, что при подобном подходе должны максимально снизиться издержки производства и цены и сформироваться максимально большой потенциальный рынок.

      При товарно-дифференцированном  маркетинге продавец производит  два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке и т. п. Сегодня фирма «Кока-кола» выпускает несколько безалкогольных напитков в разной упаковке разной емкости. Эти товары призваны не столько понравиться различным сегментам рынка, сколько создать разнообразие для покупателей.

      Целевой маркетинг – объект  исследования, непосредственно связанный  с данной работой. В этом  случае продавец производит разграничение  между сегментами рынка (так  называемую сегментацию), выбирает из них один или несколько и разрабатывает товары и комплексы маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов. Например, фирма «Кока-кола» создала свой напиток «Таб» для удовлетворения нужд потребителей, заботящихся о диете.

 Сегодня фирмы все больше переходят от методов массового и товарно-дифференцированного маркетинга к технике целевого маркетинга, который помогает продавцам полнее выявлять имеющиеся маркетинговые возможности. Для каждого целевого рынка продавец может разработать нужный этому рынку товар. Для обеспечения эффективного охвата каждого такого рынка он может варьировать цены, каналы распределения, рекламные усилия. Вместо того, чтобы распылять свои маркетинговые усилия («стрельба из дробовика»), он сможет сфокусировать их на покупателях, наиболее заинтересованных в приобретении товара («стрельба из винтовки»).

 Целевой маркетинг требует проведения трех основных мероприятий (рис. 1). 

1.Сегментация  рынков       2.Целевые  сегменты            3.Позиционирование

 

 
 
 

                                                                     Рис. 1. 

    Сегментация - разбиение рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга. Фирма определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них.

      Выбор целевых сегментов рынка - оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.

      Позиционирование товара на рынке  - обеспечение товару конкурентного  положения на рынке и разработка  детального комплекса маркетинга.

      Структура данной работы состоит  из двух основных разделов. В  первом рассмотрены основные  теоретические аспекты сегментации рынков, дополненные необходимыми иллюстрациями и примерами. Во втором, практическом, разделе в качестве примера произведена сегментация рынка чая, варианты выбора целевого сегмента и определены способы их охвата.  
 

1. Критерии сегментации  рынка 

   Первым  шагом при проведении сегментации  является выбор критериев сегментации. При этом надо проводить различие между критериями сегментации рынков потребительских товаров, продукции  производственного назначения, услуг  и др.

   Так, при сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др.

   Географическая  сегментация  - деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.

   Демографическая сегментация — деление рынка  на группы в зависимости от таких  характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.

   Социально-экономическая  сегментация предполагает деление  потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.

   Психографическая  сегментация — деление рынка  на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.

   Поведенческая сегментация предполагает деление  рынка на группы в зависимости  от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения характер использования продукта или реакции на него на него.

   В соответствии с отношением выделяют сегментацию: по обстоятельствам применения, на основе выгод, на основе статуса  пользователя, на основе интенсивности  потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии готовности покупателя к совершению покупки.

    Сегментация по обстоятельствам применения —  деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения  идеи, совершения покупки или использования  продукта.

    Сегментация на основе выгод — деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, которые ищет потребитель в продукте.

        Статус пользователя характеризует  степень регулярности использования  какого-то продукта его пользователями, которые делятся на не использующих  продукт, бывших пользователей, потенциальных пользователей, на пользователей-новичков и на регулярных пользователей.

       Интенсивность потребления —  показатель, на основе которого  рынки сегментируются на группы  слабых, умеренных и активных  потребителей определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.

   Степень лояльности характеризует степень  лояльности, приверженности потребителя определенной марке продукта, обычно измеряется числом повторных покупок продукта данной марки.

    Стадия  готовности покупателя — характеристика, в соответствие с которой покупателей  классифицируют на неосведомленных  и осведомленных о продукте, на заинтересованных в нем на желающих его купить и на намеренных его купить.

   При сегментации рынка продукции  производственно-технического назначения в первую очередь используются следующие  критерии: географическое местоположение; тип организации, приобретающей  товар: размер закупок; направления использования купленных товаров.

   Сегментация может осуществляться также при  последовательном применении нескольких критериев. Важно, чтобы сегменты не оказались слишком малочисленными, т.е. невыгодными для коммерческого  освоения. В качестве примера (рис. 2) приводится фрагмент результатов последовательной трехступенчатой сегментации рынка потребителей алюминия:

     
 
 
 

   

   

   

     

   

   

    Рис. 2.                       

Заключение

         

          Несмотря на то, что сегментация обычно является ориентированным на потребителя, эффективным и прибыльным инструментом маркетинга, ею не следует злоупотреблять.

          Из практики известно, что фирмы  могут разбивать рынки на слишком  маленькие сегменты, неправильно  интерпретировать сходства и различия потребителей, быть неэффективными по издержкам,  выпускать слишком много имитаций первоначальных моделей, проявлять близорукость в исследованиях и т.д. Некоторые ошибки в сегментации могут быть предусмотрены при  моделировании и прогнозировании сбыта на конкретном целевом рынке.

          С развитием коммерческих связей  для любой фирмы может возникнуть  необходимость освоения внешних  рынков.

Информация о работе Сегментация рынка. Критерий сегментации рынка