Рынок складской недвижимости в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:25, реферат

Описание работы

Несколько лет назад в стране ощущался острый дефицит складской недвижимости. Сейчас ситуация несколько изменилась, и в этом сегменте экономики наблюдается заметное оживление.
В Беларуси в большей степени строятся логистические центры первой категории, (Первая категория – это логистические центры, т.е. специализированные предприятия, которые изначально созданы только для предоставления складских и транспортных услуг. Такие предприятия могут принять, сохранить, укомплектовать, отгрузить и доставить товар заказчику. Компаниям, пользующимся такими услугами, нет необходимости тратиться на содержание собственного склада и думать о доставке товара, это можно отдать на аутсорсинг. Более того, так как аутсорсинг предполагает, что все риски несет фирма, предоставляющая соответствующие услуги, можно в какой-то степени обезопасить свою деятельность) новые ТЛЦ, причем многие их них на государственном уровне.

Работа содержит 1 файл

реферат Складская недвижимость.docx

— 22.43 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Белорусский государственный экономический  университет» 
 
 
 

Кафедра логистики и ценовой политики 

                                                                                                                    
                   
                   
                   

Реферат

по дисциплине: Логистика

по теме:

Рынок складской недвижимости в Республике Беларусь 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

4 курс, ФМК,  гр. ДМВ                                Арабей А.С. 

                                                                                                 

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011г. 

1.Складская  недвижимость Беларуси  на современном  этапе

     Несколько лет назад в стране ощущался острый дефицит складской недвижимости. Сейчас ситуация несколько изменилась, и в этом сегменте экономики наблюдается  заметное оживление.

     В Беларуси в большей степени строятся логистические  центры первой категории, (Первая категория – это логистические центры, т.е. специализированные предприятия, которые изначально созданы только для предоставления складских и транспортных услуг. Такие предприятия могут принять, сохранить, укомплектовать, отгрузить и доставить товар заказчику. Компаниям, пользующимся такими услугами, нет необходимости тратиться на содержание собственного склада и думать о доставке товара, это можно отдать на аутсорсинг. Более того, так как аутсорсинг предполагает, что все риски несет фирма, предоставляющая соответствующие услуги, можно в какой-то степени обезопасить свою деятельность) новые ТЛЦ, причем многие их них на государственном уровне. Это хорошая тенденция, так как изначально спроектированный ТЛЦ имеет ряд преимуществ. Таких, как проработанные логистические технологии и их технологическое оснащение.  При этом следует заметить, что при проектировании такого объекта можно сразу учесть все необходимые требования, чего, к сожалению, нельзя сказать о других категориях ТЛЦ, где уже изначально существуют свои запреты и ограничения.

       Сейчас на рынке сформированы  два полюса. Первый – потребители пользуются услугами логистического центра, но зависят от него. Понимая, что место закрепилось, что к нему привык и направил на него свои товарные потоки, владелец может в одностороннем порядке поднять цены, или у него попросту не хватит ресурсов для хранения товаров.

       Второй полюс – строительство  своего распределительного  центра, или склада, но это получается  такая местечковая логистика,  в рамках одного предприятия.  Учитывая, что стоимость логистических услуг в Беларуси неоправданно завышена, большинство заказчиков стремятся построить свой склад или снять склад в аренду. Но и тут не так все однозначно. Построить собственный склад или приобрести уже готовый не так легко и просто, как хотелось бы. Рынок складской недвижимости развит плохо. Сегодня очень тяжело найти подходящий объект, который бы был удобно расположен, достаточен по размерам и форме, где были бы хорошие подъездные пути и коммуникации, развитая  инфраструктура, да и близость к основным магистралям при этом не помешает. Не многие могут с гордостью признать, что их склад соответствует минимум половине вышеперечисленных требований. Да и собственно предложений по такой недвижимости практически нет.

     Таким образом в нынешней ситуации компании вынуждены обращаться за услугами в логистические центры. Причем не выбирают услуги, а вынуждены обращаться за услугами, что, естественно, и определяет их стоимость. Идеально было бы дать предприятиям возможность выбирать между строительством или покупкой собственного склада, арендой склада или услугой логистического центра. Тогда и цены были бы адекватными, и услуги ТЛЦ развивались бы по рыночным законам. 

     Всем  известно, что Беларусь занимает выгодное географическое положение. Быть фактически на мостике между Европой и  Россией, через который идет постоянный товарооборот, и не воспользоваться  этой возможностью, не получить свой бонус  – это недочет со стороны государства.

       Сейчас Россия усиливает торгово-экономические  отношения с Европой, государство  вступило в таможенный союз, всевозможные  интеграции, что влечет огромные перспективы. Другое дело, что должен соблюдаться принцип достаточности. Нужно четко понимать, какой поток может быть сегодня, завтра и послезавтра. Соответственно, под эти потоки необходимо создавать объекты. Но в данной ситуации часто возникают недоработки. Например, не было транспортно-логистических центров. Потом поняли, что можно воспользоваться этим преимуществом и сразу начали строить большое количество логистических центров. Однако не факт, что они окажутся востребованы, смогут быть загружены, т.е. может сложиться ситуация, когда самих центров будет больше, чем товаров. Необходимо анализировать и определять оптимальное количество логистических центров.

       Во-первых, нужно отслеживать товарные  потоки. Во-вторых, очень хорошо работать  с будущими заказчиками и потребителями  логистических услуг. Надо понимать вообще, как и куда будут направлены товарные и транспортные потоки. Развивать сервис необходимо так, чтобы это было выгодно.

       Многие водители жалуются, что  в Беларуси очень мало придорожного  сервиса. В некоторых случаях  им выгоднее поехать например через Литву, потому что там придорожный сервис более развит.

     Какое-то время назад компании, занимающиеся импортом из Европы, старались провозить  груз не через Беларусь. Потому что  таможенные органы в нашей стране с одной стороны очень четко  контролируют законность, а с другой – очень медленно работают. Таможенный союз должен внести серьезные  правки в этом смысле в лучшую сторону. Какие-то потоки смогут сюда перейти автоматически. Но, опять-таки, все это нужно оценивать. Смотреть аналитику таможенных органов, анализировать основных российских игроков импорта и экспорта, оценивать  свою экономику. На уровне одного логистического центра это сделать сложно, на уровне страны нужно.

     В 2008 году была принята «Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года». В нее заложены достаточно большие перспективы. Но на данный момент программа требует детальной проработки. Товарные потоки по импорту сократились в два-три, а то и в четыре раза. 

2.Перспективы  развития рынка  складской недвижимости  Республики Беларусь

       Перспективы транспортно-логистической сети в Беларуси очень хорошие.  Если стране удастся наладить большинство логистических потоков между Европой, Азией, южными и северными странами, то это будет самым выгодным направлением.

     Но сколько бы в Беларуси не было построено логистических центров, все равно будет часть бизнеса, которому будет выгоднее содержать собственные склады. Необходимо постараться, чтобы не получилось так: у Беларуси есть сильное преимущество –месторасположение, и сейчас вся страна будет опутана ТЛЦ, а среднему бизнесу, которому с экономической точки зрения не выгодно воспользоваться услугами больших центров, не останется выбора. Должен быть здоровый баланс между логистическими центрами, возможностью предприятий самим что-то создавать и строить, а что-то брать в аренду. Если выбора не будет, то мы сами того не подозревая, будем усложнять жизнь среднему и малому бизнесу, не давая ему развиваться.

     В Беларуси в большинстве своем логистические центры не отвечают европейским стандартам. Отсутствуют банальные условия. В одних случаях не соблюдается температурный режим, в других - отсутствуют удобные подъездные пути. В некоторых случаях арендаторам приходится платить "за воздух" из-за того, что складские помещения не приспособлены к хранению товара." В ряде случаев белорусские склады - это бывшие производственные помещения. Зачастую они не приспособлены к хранению товара. Как следствие, нет возможности оптимально расположить товар, например, в высоту и арендаторам приходиться платить ни за что.

     Тем не менее, дефицит складских помещений  приводит к тому, что на данный вид  коммерческой недвижимости цены растут. В аналитическом отчете за первое полугодие компании Colliers International говорится о том, что цена за аренду квадратного метра складской площади в Минске достигает 11, а в некоторых случаях и 14 евро. И это при том, что в странах Прибалтики цена на порядок ниже и находится в пределах 4,5-6 евро за метр.

В настоящее  время в Беларуси действуют более 7,29 тыс. специальных складских помещений, более 1 тыс. временных помещений, 29 хранилищ для картофеля, овощей и  фруктов, 139 складов-холодильников, 59 магазинов-складов. Основная часть функционирующих  складов по степени оснащенности и техническому состоянию относится  к складам класса "С" и "D".

     Рынок складской недвижимости Беларуси серьезнее  других пострадал от кризиса, так  как дистрибуция в стране на какое-то время практически замерла.  Ставки аренды на рынке складской и индустриальной недвижимости в Минске снизились  за 2011 год. По объектам складской недвижимости с наиболее удачным расположением  площадью до 10 000 кв м было зафиксировано снижение ставок аренды на 20%. В первую очередь это связано с теми изменениями в экономической ситуации, которые произошли в начале года. Крупнейшие дистрибьюторы и арендаторы помещений складских комплексов были вынуждены сократить свои объемы. Компании, которые планировали увеличить свои обороты и, соответственно, были заинтересованы в увеличении объемов складируемой продукции, пересмотрели свою стратегию. При этом, несмотря на то что Беларусь вступила в Единое таможенное пространство с Россией и Казахстаном и рассматривается рядом компаний как потенциальное место для размещения здесь своих складских комплексов и организации распределительных центров, ожидать роста ставок  не стоит. Так же как и не стоит ожидать активного выхода на наш рынок крупных международных игроков в сфере логистики, которые пока заняли выжидательную позицию. В нынешних условиях под еще большим вопросом стала реализация крупных амбициозных проектов в области складской недвижимости, о которых было заявлено ранее.

     В нынешнем году довольно активно продается складская недвижимость в Беларуси. В период с января по октябрь по всей стране было продано около 100 помещений, предназначенных под склады. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это рост сразу на 10 процентов. Эти данные лишь подтверждают тот факт, что складская недвижимость в Беларуси с каждым годом становится товаром все более востребованным и необходимым. Проанализировав данные реестра цен сделок Национального кадастрового агентства, можно увидеть, что рост этого сегмента рынка коммерческий недвижимости ежегодно составляет от 6 до 10 процентов. Если 3 года назад за такой период было совершено 66 продаж, то в нынешнем году их количество перевалило за 100.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Алексеева, Л.  Складская недвижимость: качество вне конкуренции / Л. Алексеева // Ключевой вопрос.− 2011. – 22 февр.
  2. Бобловская, М. Аренда складов быстро дешевеет / М. Бобловская // Белорусы и рынок. – 2011. – 24-20 окт. − №40 (975)
  3. http://www.realty.ej.by/
  4. Боровой А. Рынок складов свернулся, а крупные игроки в сфере логистики идти в Беларусь не спешат // Коммерческая недвижимость [Электронный ресурс]

Информация о работе Рынок складской недвижимости в Республике Беларусь