Рынок лакокрасочной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:37, статья

Описание работы

Участники рынка в ближайшей перспективе ожидают возвращения к докризисным темпам роста рынка лакокрасочных материалов на уровне 10% в год. Однако при отсутствии инвестиций в развитие и модернизацию крупных производств рынок может столкнуться с двумя существенными проблемами: быстрым ростом доли импорта, в том числе и низкого ценового сегмента из стран Балтии и Белоруссии, и дальнейшим увеличением числа мелких невысокотехнологичных производств.

Работа содержит 1 файл

Рынок лакокрасочной продукции.docx

— 56.76 Кб (Скачать)

Рынок лакокрасочной  продукции

Опубликовано nikst в 18 апреля, 2011 - 14:38

Облупившаяся краска

Рынок лакокрасочной  продукции традиционно является вспомогательным. Динамика его развития прочно увязана с динамикой развития промышленности и строительства. Однако, как говорят участники рынка, в отличие от отраслей-локомотивов  инвесторы вкладываются в лакокрасочную  отрасль не так охотно. В результате значительная часть производственных мощностей этого сегмента рынка  стройматериалов устарела

Андрей Бубнов

Участники рынка  в ближайшей перспективе ожидают  возвращения к докризисным темпам роста рынка лакокрасочных материалов на уровне 10% в год. Однако при отсутствии инвестиций в развитие и модернизацию крупных производств рынок может  столкнуться с двумя существенными  проблемами: быстрым ростом доли импорта, в том числе и низкого ценового сегмента из стран Балтии и Белоруссии, и дальнейшим увеличением числа  мелких невысокотехнологичных производств.

Емкость российского рынка лакокрасочных  материалов в натуральном выражении  составляет около 1 млн тонн в год. В советские годы цифра была в 2 раза больше.

  • При этом конкуренция на рынке за последние годы существенно возросла. Растет количество производителей, импортеров, торговых марок и разновидностей красок. «Понятие «рынок строительных лакокрасочных материалов» стало сегодня настолько широким, что каких-то отдельных игроков, являющихся основными, так сказать, на «всем поле», назвать сложно, – конкретизирует Андрей Бубнов, заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ООО «Холдинговая компания «Пигмент». – В секторе интерьерных красок лидируют одни игроки, в секторе гражданского или промышленного строительства – другие».

Розница – прибыльнее, индустриалка – надежнее

Важнейшей сферой потребления  лакокрасочных материалов является промышленное и гражданское строительство, где используется до 60% всех материалов. Причем две трети – исключительно для бытового потребления. По отношению чистого дохода к валовой выручке работа в розничном сегменте сегодня является наиболее рентабельной.

  • Прочную позицию на рынке декоративных лакокрасочных материалов занимает ООО «Тиккурила». Успех холдинга на российском рынке во многом предопределило приобретение в 2007 году петербургского завода «Текс» – краски данного завода пользуются неизменным спросом конечного потребителя. Только за докризисное пятилетие 2004–2009 годов емкость рынка лакокрасочных материалов на водной основе удвоилась.

В целом, по данным инвестиционной компании «Финам», более 40% произведенных  лакокрасочных материалов реализуется  в розницу.

«Лакокрасочная  промышленность объективно является вспомогательной. Ее развитие прямо пропорционально  развитию промышленности и строительства  в самом широком смысле слова. Одно без другого не бывает, – уточняет Андрей Бубнов. – Если прогнозируется рост этих отраслей, то будет и расти производство ЛКМ в России».

.

Импорт из Европы

  • На сегодняшний день в России производится более 2000 наименований лакокрасочных материалов, что составляет 70% объема российского рынка. 30% приходится на долю импорта. Крупнейшими поставщиками исторически являются Германия, Финляндия, Швеция. Причем доля Германии за последние годы заметно выросла. Представлены на рынке России и турецкие, и эстонские, и итальянские, и корейскими марки. Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов – признают представители крупных торговых сетей – относится к верхнему ценовому сегменту. Около 70% всего объема иностранной продукции приходится на грунтовки, шпатлевки и составы для покрытия фасадов зданий.

«По фасадным материалам рынок за последние годы существенно развился. Появился широкий  спектр материалов, – уточняет Андрей Бубнов. – Изменились и требования к материалам. Причем существенную роль в выборе лакокрасочных материалов играет и заказчик в лице КГА или КГИОП, особенно если речь идет о городских фасадах». Большинство некрупных производств предпочитают работать под конкретного заказчика, выполняющего ремонтно-реставрационные работы.

Экспорт в Азию

Крупнейшими игроками на российском рынке были и остаются «Тиккурила» (включая «Текс», Санкт-Петербург), «Эмпилс» (Ростов-на-Дону), «Пигмент» (Санкт-Петербург) и «Лакокраска», входящая в холдинг «Ярославские краски». Всего же в России на сегодняшний день около 300 предприятий – производителей лакокрасочных материалов. Мелкие предприятия сохраняют за собой значительную долю местных рынков. Также крупные лакокрасочные производства после распада СССР продолжают свою деятельность на территории Республики Беларусь.

  • Каждое крупное российское предприятие прочно занимает одну или несколько ниш. Существенную долю продукции «Лакокраска» составляют автомобильные краски.

…на основе нанотехнологий

«Для холдинга «Пигмент» – прежде всего это направление, связанное с антикоррозионной защитой металлических поверхностей различного назначения, – приводит пример Андрей Бубнов. – В настоящее время идут активные разработки с целью внедрения нанотехнологий в производство этих материалов. Второе направление – разработка и производство химстойких и специальных лакокрасочных материалов индустриального применения. Третье направление – это развитие производства порошковых, в особенности эпоксидных красок. Мы считаем, что курс на модернизацию и инновации вкупе с поддержкой отечественного производителя – не пустые слова, и вносим посильный вклад в это направление».

  • Один из крупнейших производителей – завод «Эмпилс» – выпускает более 29 наименований декоративных покрытий, а также цинковые белила для промышленного применения. В компании подтвердили, что рынок сбыта продукции выходит далеко за границы Российской Федерации: лакокрасочная продукция поставляется в 10 стран мира, оксид цинка экспортирует в 13 государств Европы и Азии.

«В 2009 году объем продаж составил 60 275 тонн лакокрасочных материалов, – констатируют в компании. – В 2010 году – уже 62 тысячи тонн». Рост отрасли очевиден. На сегодняшний день более 50% экспорта российских лакокрасочных материалов направлено на Казахстан и Узбекистан.

Инвестируй или…

Развитие отрасли напрямую зависит от инвестиций в технологическое  переоснащение крупных производств. Рост числа мелких производств не изменит ситуацию на рынке. К примеру, инвестиции холдинга «Новое содружество» в техническое переоснащение лакокрасочного завода «Эмпилс» после покупки составили более 10 млн USD. Даже крупные игроки в современных посткризисных условиях не готовы к подобным объемам инвестиций. Так, финский концерн «Тиккурила» в апреле 2011 года отказался от приобретения Котовского лакокрасочного завода в Тамбовской области. Среди вероятных причин называется в том числе и необходимость существенных инвестиций в модернизацию производства.

«К сожалению, так или иначе, ситуация пока складывается не в пользу «коренных» отечественных  производителей. Причин много: нехватка молодых кадров для разработки новых  ЛКМ, более слабые финансовые возможности  для модернизации производства, укрепление позиций иностранных брендов  путем покупки отечественных  марок, активные инвестиции в российскую лакокрасочную промышленность в  виде создания иностранных дочерних производств и компаний, – считает Андрей Бубнов. – Для перелома ситуации нужна целевая госпрограмма поддержки отечественного производителя».

Ника Хомм

http://asninfo.ru/…rticle/39699


Информация о работе Рынок лакокрасочной продукции