Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:12, реферат
Розничная торговля – это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения – производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.
Розничная торговля – это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения – производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
· удовлетворение потребностей населения в товарах;
· доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
· поддержание баланса между предложением и спросом;
· воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
· совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.
Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Услуга розничной торговли - это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.
Услуги розничной торговли включают:
1. реализацию товаров;
2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
3. информационно-
4. создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:
· формирование ассортимента;
· приемка товаров;
· обеспечение хранения;
· предпродажная подготовка;
· выкладка товаров;
· предложение товаров покупателю;
· расчет с покупателем;
· отпуск товара.
В основу классификации розничных торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:
· Особенности устройства;
· Форма торгового обслуживания;
· Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
· Функциональные особенности предприятия;
· Форма собственности;
· Вид предприятия.
По особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, автомагазины, палатки, торговые автоматы и т.п.
Магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
Киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
Торговые автоматы
Форма торгового обслуживания - организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. Различают следующие формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.
Самообслуживание - это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.
Социальный и экономический
эффект самообслуживания заключается
в том, что эта форма дает возможность
существенно сократить ту часть
издержек потребления, которая связана
с покупкой товаров и, следовательно,
увеличить свободное время
Продажа товаров по образцам - это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам, и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную плату оформить их доставку на дом.
Особенности этой формы обслуживания заключаются в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового поставщика. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте.
Продажа товаров по каталогам - это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбрав товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для непродовольственных, так и для продовольственных товаров.
Экономическая выгода магазинов
от продажи продовольственных
Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, - это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец.
Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда, требуется большая численность продавцов.
По форме собственности, предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы .
Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, автозаправочные станции и т.д. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.
Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.
Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.
Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов - газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.
Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
Универсальные - реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.
Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части(узкоспециализированные)
Комбинированные - реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т.д.)
Смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.
На протяжении последних лет украинский рынок розничной торговли демонстрировал высокие темпы роста, что было обусловлено низкой насыщенностью рынка и повышением покупательной способности населения (в том числе за счет развития розничного кредитования физических лиц).
Характерной чертой было наращивание оборотов как продуктового, так и не продуктового ритейла в основном за счет количественного роста сетей и расширения присутствия в регионах.
В региональном разрезе развитие розничной торговли происходило неравномерно. Наибольший прирост товарооборота наблюдался в столичном регионе и промышленных областях (Донецкая, Днепропетровская, а также Харьковская и Одесская области), что объяснялось более высокими доходами и плотностью населения в этих регионах.
На сегодняшний день в Украине нет четкой градации форматов магазинов, но можно выделить следующие виды: супермаркет, гипермаркет, Cash & Carry, "магазин у дома". Развитие на рынке ритейла того или иного формата обусловлено рядом особенностей: конъюнктурой рынка, структурой потребительского спроса, наличием свободных торговых площадей.
До 2008 г. при ненасыщенности рынка розницы торговые операторы конкурировали не столько за потребителя, сколько за аренду свободных торговых площадей либо за приобретение земельных участков под будущую застройку. Дефицит свободных площадей способствовал развитию в группах компаний отдельных направлений, связанных со строительством торговых площадей с нуля.
В каждой стране популярны свои форматы магазинов. В Германии это дискаунтеры и магазины cash&carry, во Франции гипермаркеты, в скандинавских и прибалтийских странах до 80% рынка приходится на супермаркеты.
Наиболее распространенный в Украине формат супермаркет (площадь 2-3 тыс.кв. м, срок окупаемости в среднем около 5 лет), позволяющий разместить широкий спектр товарного ассортимента на одной площади. В последнее время развитие получил такой формат, как гипермаркет (10-15 тыс.кв. м, срок окупаемости около 7 лет), преимуществом которого является возможность размещения не только большого количества товарных групп, но и арендаторов, предоставляющих дополнительные услуги. По такому показателю, как "плотность гипермаркетов" (охват на душу населения), Украина обогнала Болгарию, Румынию и Россию, но отстает от балтийских стран.
Достаточно распространенным в Украине является "магазин у дома" (300-500 кв.м., срок окупаемости до 3-х лет). Этот формат выгоден более низкими издержками на открытие магазина, характеризуется лояльностью потребителей, связанной с удобством расположения.
За последние несколько лет рынок розничной торговли стал более концентрированным, увеличилась доля крупных розничных сетей. Стоит отметить, что процесс изменения структуры рынка в Украине находится на начальном этапе. Рыночная доля крупных отечественных сетей незначительна по сравнению с объемом розничного рынка ведущих сетей в развитых странах. Так, 4 крупнейшие сети Великобритании контролируют около 86% внутреннего рынка, в Германии на 5 сетей приходится 65%, во Франции на 5 игроков 85%. В то же время крупнейшие розничные сети Украины занимают около 15% от общего объема рынка внутри страны.
Среди национальных продовольственных розничных сетей можно выделить ГК "Фоззи" (сети "Сильпо" - супермаркет, "Фора" - "магазин у дома", "Фоззи" cash&carry), Metro - cash&carry, АТБ-Маркет (супермаркеты и магазины у дома), ГК "Фуршет" ("Фуршет" супермаркеты, "Фуршет-гурман" продовольственные "бутики"), ГК "Велика кишеня" ("Велика кишеня" супермаркеты, "Просто маркет" магазины у дома), ГК "Амстор" - супермаркеты, ГК "Таврия" супермаркеты и гипермаркеты, ЭКО ("Эко-Маркет", "Эко плюс", "Симпатик" - супермаркет).
К крупным региональным продовольственным сетям относятся: "Пакко-Холдинг" (сеть "Вопак" супермаркеты и "Пакко" cash&carry), ТК "Интермаркет" (сеть "Арсен" супермаркеты, "Барвинок" магазины у дома), "Ровекс" (сеть "Торговый свит" магазины у дома), ЧП "Реарди" (сеть "Большая ложка" супермаркеты) и ТП "Союз" ("Союз", "Союз-экспресс", "Квартал" супермаркеты, магазины у дома).