Розничная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, стремительным и масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ретейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.

Работа содержит 1 файл

Розничная торговля.docx

— 20.38 Кб (Скачать)
    1. Розничная торговля
    2. С 2000 года торговля являлась одной из динамично развивающихся отраслей экономики республики, ежегодный прирост товарооборота в которой в сопоставимой оценке составлял 17-23%. Мировой экономический кризис внес коррективы в развитие торговой отрасли Республики Башкортостан и затронул практически все сегменты ее потребительского рынка. В 2009 году в связи со снижением платежеспособного спроса и покупательской активности населения объем розничного товарооборота снизился к уровню 2008 года на 2%, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Следствием падения товарооборота стало снижение рентабельности торговой отрасли, свертывание инвестиционных программ, приостановка строительства новых торговых объектов.

 

В 2010 году в результате постепенного восстановления покупательского  спроса, увеличения потребительского кредитования и улучшения внутренней конъюнктуры отмечалась относительная  стабилизация ситуации на потребительском  рынке. По итогам 2010 года оборот розничной  торговли увеличился в товарной массе  на 4,6% и составил 512,1 млрд. рублей, при  этом субъекты малого и среднего предпринимательства  формировали более 55% всего оборота  розничной торговли.

 

По абсолютному показателю оборота розничной торговли Республика Башкортостан по-прежнему входит в  первую десятку субъектов Российской Федерации и занимает первое место  в Приволжском федеральном округе.

 

Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы  торговли и открытием торговых организаций  различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, стремительным и масштабным развитием  розничных сетей. При этом развитие сетевого ретейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.

 

За последние три года доля неорганизованной торговли (розничные  рынки, ярмарки) в общем объеме розничного товарооборота сократилась с 20% до 14,5%.

 

За 2007-2009 годы введено в  эксплуатацию более 2,5 тыс. торговых объектов торговой площадью свыше 650 тыс. кв. м. На строительство и реконструкцию  объектов привлечено около 16 млрд. рублей. В 2010 году в сектор торговли поступило 1,7 млрд. рублей инвестиций, было введено  в эксплуатацию 669 объектов торговли и общественного питания площадью 150,9 тыс. кв. м.

 

В настоящее время в  Республике Башкортостан функционируют  более 24 тыс. организаций оптовой  и розничной торговли, общественного  питания, в том числе свыше 900 торговых сетей. Среди крупнейших - сети международных торговых операторов, такие, как «Метро» (Германия), «Касторама» (Великобритания), «Леруа Мерлен» (Франция), завершающие в 2011 году свои проекты «ИКЕА» (Швеция) и «АШАН» (Франция) совокупной общей торговой площадью 133 тыс. кв. м.

 

Крупнейшими по числу магазинов  являются отечественные сети «Полушка» (122 магазина), ОАО «Башспирт» (110 магазинов), «Магнит» (75 магазинов) и другие.

 

На начало 2011 года обеспеченность населения республики площадью торговых объектов в соответствии с Правилами  установления нормативов минимальной  обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 24 сентября 2010 года № 754, составила 542 кв. м на 1000 человек. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации  Республика Башкортостан входит в пятерку  лидеров.

 

Несмотря на ежегодный  прирост торговых площадей, среднереспубликанский  показатель обеспеченности ими по итогам 2010 года сложился ниже минимального норматива  на 9%.

 

При относительно высоких  темпах развития сети организаций потребительского рынка имеет место неравномерность  развития его инфраструктуры в разрезе  муниципальных образований республики.

 

Динамика ввода в эксплуатацию торговых объектов в сельской местности  значительно отстает от городской, при этом средняя торговая площадь  строящихся магазинов в сельской местности около 100 кв. м, в городах  же - более 300 кв. м.

 

В целях выравнивания территориального размещения торговых предприятий необходимо повышение эффективности взаимодействия между республиканскими органами исполнительной власти и субъектами потребительского рынка.

 

Недостаточно развивается  социально ориентированная сеть торгового обслуживания. Согласно постановлению  Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2009 года № 289

 

«О мерах по реализации проекта "Социальная карта Башкортостана"» (с последующими изменениями) в организациях торговли и общественного питания  реализуется соответствующее Дисконтное приложение. По состоянию на 1 января 2011 года в проекте участвуют 68 магазинов  в городах Уфе и Стерлитамаке.

 

В рамках реализации Программы  предполагается активное привлечение  организаций торговли и общественного  питания к обслуживанию малообеспеченных слоев населения по дисконтным программам и социальным картам, дальнейшее внедрение  Дисконтного приложения «Социальная  карта Башкортостана», а в последующем  и универсальной электронной  карты в других муниципальных  образованиях республики.

 

В условиях роста потребительских  цен на социально значимые продовольственные  товары важными становятся задачи саморегулирования  на потребительском рынке, повышения  социальной ответственности бизнеса, формирования общих принципов сотрудничества в целях осуществления сбалансированной экономической политики.

 

Отсутствие прозрачности процесса ценообразования на продовольственные  товары зачастую приводит к неоправданному завышению цен как производителями, так и организациями торговли. Повышению финансовой и организационной прозрачности деятельности участников потребительского рынка должны способствовать усиление действенности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей в соответствии с требованиями законодательства о торговле, взаимная экономическая ответственность за их выполнение.

 

Медленно идут качественные преобразования в организации торгового  обслуживания жителей сельских поселений. Розничный товарооборот в сельских населенных пунктах составляет в  среднем 20% от общего объема республиканского товарооборота, при этом в сельской местности проживает 40% населения  республики. Одной из основных причин, приведших к такой ситуации, является слабо развитая инфраструктура организаций  торговли в сельской местности.

 

Концепция развития федеральных  и республиканских сетевых структур не предусматривает строительства  и открытия магазинов в населенных пунктах с населением менее 5-10 тыс. человек, в связи с чем в решении социальных проблем села важную роль по-прежнему играет система потребительской кооперации. На сегодняшний день доля ее организаций в общем товарообороте республики составляет менее 1%, число организаций торговли за последние 5 лет сократилось на треть. Из числа действующих магазинов большая часть не отвечает современным требованиям и работает неэффективно.

 

Для повышения уровня торгового  обслуживания сельского населения  Программой предусмотрено дальнейшее совершенствование материально-технической  базы организаций сельской торговли путем строительства новых торговых объектов современных форматов с  участием субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем  реконструкции объектов потребительской  кооперации.

 

Недостаточно обеспечена доступность предприятий потребительского рынка для инвалидов и лиц  с ограниченными физическими  возможностями. Решению данной проблемы будет способствовать реализация мер  по обеспечению доступа для инвалидов  и других маломобильных групп  граждан вновь вводимых и действующих объектов торговли и общественного питания: оборудование их пандусами, лифтами и другим необходимым оборудованием.

 

Важную роль в снабжении  населения товарами играют розничные  рынки, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции крестьянско-фермерскими  хозяйствами и гражданами, ведущими подсобные хозяйства.

 

В настоящее время в  республике действуют 87 розничных рынков, в том числе: универсальных - 70, специализированных - 7, сельскохозяйственных - 10. Из общего количества рынков в городах расположено 45, в сельской местности - 42. Нет розничных  рынков в Зианчуринском, Зилаирском, Караидельском, Краснокамском, Кушнаренковском, Куюргазинском, Стерлитамакском и  Федоровском муниципальных районах. Отсутствуют сельскохозяйственные рынки в городах Уфе, Агидели, Баймаке, Белорецке, Благовещенске, Давлеканово, Дюртюли, Ишимбае, Мелеузе, Нефтекамске, Октябрьском, Салавате, Туймазы, Янауле.

 

Из 87 розничных рынков, действующих  на территории Республики Башкортостан, необходимо провести реконструкцию  или строительство капитальных  строений на более чем 40 рынках.

 

Не имеют капитальных  строений 26 розничных рынков в 17 муниципальных  районах и в 3 городских округах.

 

Сохраняется тенденция сокращения розничных рынков и перевода их в  формат торговых комплексов и центров. За последние три года численность  рынков сократилась со 114 в 2007 году до 87. В первую очередь это вызвано  предъявлением к организации  торговли на розничных рынках более  жестких, чем в торговых комплексах и центрах, требований.

 

Одним из направлений совершенствования  инфраструктуры торговой отрасли является развитие в республике объектов придорожного сервиса.

 

По состоянию на 1 января 2011 года в полосах отвода и придорожных  полосах автомобильных дорог  общего пользования Республики Башкортостан функционировали более 500 объектов дорожного сервиса, однако не все  они соответствовали требованиям, которые предъявляются к услугам, оказываемым на объектах дорожного  сервиса.

 

Слабо развивается дистанционная  торговля. Основными причинами этого  являются низкая компьютерная грамотность  большинт иитва населения, недоверие  к данной форме торговли, недостаточное  развитие транспортной и банковской инфраструктур.

 

В республике предпринимаются  меры для создания условий формирования конкурентной среды, однако конкуренция  на потребительском рынке еще  не приобрела созидательного характера - остаются сильными позиции монополизма  отдельных организаций в сфере  производства и обращения. Реализация Программы будет способствовать дальнейшему развитию торговой инфраструктуры, внедрению современных форм и  методов обслуживания покупателей, созданию эффективной конкурентной среды на потребительском рынке.


Информация о работе Розничная торговля