Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:18, реферат
Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, стремительным и масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ретейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.
В 2010 году в результате постепенного восстановления покупательского спроса, увеличения потребительского кредитования и улучшения внутренней конъюнктуры отмечалась относительная стабилизация ситуации на потребительском рынке. По итогам 2010 года оборот розничной торговли увеличился в товарной массе на 4,6% и составил 512,1 млрд. рублей, при этом субъекты малого и среднего предпринимательства формировали более 55% всего оборота розничной торговли.
По абсолютному показателю
оборота розничной торговли Республика
Башкортостан по-прежнему входит в
первую десятку субъектов Российской
Федерации и занимает первое место
в Приволжском федеральном
Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, стремительным и масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ретейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.
За последние три года доля неорганизованной торговли (розничные рынки, ярмарки) в общем объеме розничного товарооборота сократилась с 20% до 14,5%.
За 2007-2009 годы введено в
эксплуатацию более 2,5 тыс. торговых объектов
торговой площадью свыше 650 тыс. кв. м. На
строительство и реконструкцию
объектов привлечено около 16 млрд. рублей.
В 2010 году в сектор торговли поступило
1,7 млрд. рублей инвестиций, было введено
в эксплуатацию 669 объектов торговли
и общественного питания
В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют более 24 тыс. организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, в том числе свыше 900 торговых сетей. Среди крупнейших - сети международных торговых операторов, такие, как «Метро» (Германия), «Касторама» (Великобритания), «Леруа Мерлен» (Франция), завершающие в 2011 году свои проекты «ИКЕА» (Швеция) и «АШАН» (Франция) совокупной общей торговой площадью 133 тыс. кв. м.
Крупнейшими по числу магазинов являются отечественные сети «Полушка» (122 магазина), ОАО «Башспирт» (110 магазинов), «Магнит» (75 магазинов) и другие.
На начало 2011 года обеспеченность населения республики площадью торговых объектов в соответствии с Правилами установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754, составила 542 кв. м на 1000 человек. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан входит в пятерку лидеров.
Несмотря на ежегодный прирост торговых площадей, среднереспубликанский показатель обеспеченности ими по итогам 2010 года сложился ниже минимального норматива на 9%.
При относительно высоких
темпах развития сети организаций потребительского
рынка имеет место
Динамика ввода в эксплуатацию торговых объектов в сельской местности значительно отстает от городской, при этом средняя торговая площадь строящихся магазинов в сельской местности около 100 кв. м, в городах же - более 300 кв. м.
В целях выравнивания территориального
размещения торговых предприятий необходимо
повышение эффективности
Недостаточно развивается социально ориентированная сеть торгового обслуживания. Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2009 года № 289
«О мерах по реализации
проекта "Социальная карта Башкортостана"»
(с последующими изменениями) в организациях
торговли и общественного питания
реализуется соответствующее
В рамках реализации Программы предполагается активное привлечение организаций торговли и общественного питания к обслуживанию малообеспеченных слоев населения по дисконтным программам и социальным картам, дальнейшее внедрение Дисконтного приложения «Социальная карта Башкортостана», а в последующем и универсальной электронной карты в других муниципальных образованиях республики.
В условиях роста потребительских
цен на социально значимые продовольственные
товары важными становятся задачи саморегулирования
на потребительском рынке, повышения
социальной ответственности бизнеса,
формирования общих принципов сотрудничества
в целях осуществления
Отсутствие прозрачности процесса ценообразования на продовольственные товары зачастую приводит к неоправданному завышению цен как производителями, так и организациями торговли. Повышению финансовой и организационной прозрачности деятельности участников потребительского рынка должны способствовать усиление действенности договорных отношений торговых организаций и товаропроизводителей в соответствии с требованиями законодательства о торговле, взаимная экономическая ответственность за их выполнение.
Медленно идут качественные преобразования в организации торгового обслуживания жителей сельских поселений. Розничный товарооборот в сельских населенных пунктах составляет в среднем 20% от общего объема республиканского товарооборота, при этом в сельской местности проживает 40% населения республики. Одной из основных причин, приведших к такой ситуации, является слабо развитая инфраструктура организаций торговли в сельской местности.
Концепция развития федеральных
и республиканских сетевых
Для повышения уровня торгового
обслуживания сельского населения
Программой предусмотрено дальнейшее
совершенствование материально-
Недостаточно обеспечена
доступность предприятий
Важную роль в снабжении
населения товарами играют розничные
рынки, которые являются наиболее приемлемой
формой продажи сельскохозяйственной
продукции крестьянско-
В настоящее время в
республике действуют 87 розничных рынков,
в том числе: универсальных - 70, специализированных
- 7, сельскохозяйственных - 10. Из общего
количества рынков в городах расположено
45, в сельской местности - 42. Нет розничных
рынков в Зианчуринском, Зилаирском,
Караидельском, Краснокамском, Кушнаренковском,
Куюргазинском, Стерлитамакском и
Федоровском муниципальных
Из 87 розничных рынков, действующих на территории Республики Башкортостан, необходимо провести реконструкцию или строительство капитальных строений на более чем 40 рынках.
Не имеют капитальных строений 26 розничных рынков в 17 муниципальных районах и в 3 городских округах.
Сохраняется тенденция сокращения розничных рынков и перевода их в формат торговых комплексов и центров. За последние три года численность рынков сократилась со 114 в 2007 году до 87. В первую очередь это вызвано предъявлением к организации торговли на розничных рынках более жестких, чем в торговых комплексах и центрах, требований.
Одним из направлений совершенствования инфраструктуры торговой отрасли является развитие в республике объектов придорожного сервиса.
По состоянию на 1 января
2011 года в полосах отвода и придорожных
полосах автомобильных дорог
общего пользования Республики Башкортостан
функционировали более 500 объектов
дорожного сервиса, однако не все
они соответствовали
Слабо развивается дистанционная торговля. Основными причинами этого являются низкая компьютерная грамотность большинт иитва населения, недоверие к данной форме торговли, недостаточное развитие транспортной и банковской инфраструктур.
В республике предпринимаются меры для создания условий формирования конкурентной среды, однако конкуренция на потребительском рынке еще не приобрела созидательного характера - остаются сильными позиции монополизма отдельных организаций в сфере производства и обращения. Реализация Программы будет способствовать дальнейшему развитию торговой инфраструктуры, внедрению современных форм и методов обслуживания покупателей, созданию эффективной конкурентной среды на потребительском рынке.