Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 08:47, реферат
По сравнению с европейскими странами потребление мебели в России остается на крайне низком уровне. Почти половина населения страны пользуется мебелью как минимум десятилетней давности. В денежном выражении средний российский потребитель тратит на приобретение мебели около 10 долларов год. Для сравнения – французы тратят в 15 раз больше, а самый высокий показатель потребления мебели в Германии – 258 долларов в год.
Российский
рынок мебели
По сравнению с европейскими странами потребление мебели в России остается на крайне низком уровне. Почти половина населения страны пользуется мебелью как минимум десятилетней давности. В денежном выражении средний российский потребитель тратит на приобретение мебели около 10 долларов год. Для сравнения – французы тратят в 15 раз больше, а самый высокий показатель потребления мебели в Германии – 258 долларов в год.
Однако, несмотря на столь низкий показатель потребления мебели, по оценкам экспертов за последние годы ситуация на рынке заметно улучшилась. В 2000 году, впервые после кризиса 1998 года, одновременно стали расти объемы производства российской мебели и импорт мебели из зарубежных стран.
Структура
рынка мебели до кризиса 1998 г. складывалась
следующим образом. Доля импорта в 1997 г.
составляла, по разным оценкам, от 50 до
61%. Российские производители занимали
не более 50% рынка мебели. Кризис 1998 г. нарушил
это соотношение и позволил усилить позиции
отечественной мебельной промышленности.
Зарубежные поставки сократились практически
в 3 раза, и российские производители использовали
эту возможность. Согласно данным Института
исследования товародвижения и конъюнктуры
оптового рынка, рост объемов выпуска
отечественной мебели почти по всем показателям
впервые был отмечен в 1999 г., когда объемы
производства в стоимостном выражении
возросли более чем на 50% по сравнению
с 1998 г. Но уже в 2000 г. снизился темп роста
выпуска отечественной продукции, прирост
к 1999 г. составил 28-32% (рис 1).
Основная причина заключалась в том, что цена продукции российских производителей практически сравнялась с ценой на импортные изделия. Российские производители потеряли основное конкурентное преимущество – преимущество в цене. При одинаковом ценовом предложении качество российской мебели не соответствовало зарубежным аналогам.
В 2000 г. структура рынка мебели изменилась следующим образом: доля импорта достигла 40% (по официальным данным - 22%); выпуск отечественной мебели за 2000 г. (по официальным данным) составил 18,085 млрд рублей в отпускных ценах. Основной ассортимент отечественной мебели, поступающей на внутренний рынок, не претерпел существенных изменений.
В 2000-2001 годах сохранилась тенденция к увеличению экспорта мебели, который в 2000 г. составил 12,5% выпуска отечественной продукции.
Емкость
рынка
Объективная и достоверная оценка и анализ
емкости рынка мебели невозможен только
на основании официальных данных. Реальный
объем выпуска мебели в нашей стране, по
оценке специалистов, в 2,7-3,2 раза превышает
официальные показатели.
Потенциальная
емкость, по данным экспертам, российского
рынка мебели в 2001 г. составила примерно
3,1 - 3,5 млрд. долларов. На московский рынок
мебели приходилось около 18%, что
в стоимостном выражении
По данным Центра по развитию мебельной промышленности, основной объем составляет мебель бытовая (75%), доля специальной мебели, в том числе офисной, увеличилась до 24-25% против 19-20% в 1999 г. Это соотношение совпадает с экспертными оценками, поэтому в расчетах емкости рынка мебели принято следующее допущение: доля офисной мебели составляет 20%, бытовой - 80%.
Таким образом, в 2001 г. емкость рынка в среднем составляла: офисной мебели $708,8 млн, бытовой - $2,4-2,8 млрд. По отношению к 2000 г. темп роста бытовой мебели в среднем составил 13 -17 %, в то время как рынок офисной мебели увеличился на 8 -10%.
Структура
экспорта
В 2003 году в структуре российского экспорта
преобладали поставки частей мебели из
дерева (30%), мебель для офисов деревянная
(10%), мебель для сидения (16%).
Основная доля экспорта осуществляется в страны дальнего зарубежья: в 1999 г. она составила 88%, в 2000 г. - 85% общего экспорта прочей мебели и ее частей. Доля поставок в страны СНГ увеличилась в 2000 г. до 15% по сравнению с 12% в 1999 г. Наибольший объем экспорта обеспечивается предприятиями Северо-западного района России, прежде всего Ленинградской (46% всего экспорта) и Новгородской (20%) областей. Свыше 10% общего объема экспорта поставляют Кировская и Московская области.
Основными
странами-импортерами
Структура
импорта
Крупнейшим поставщиком мебели в 1998 г.
была Италия, ее доля составила около 23%.
В 1999 г. поставки из Италии возросли почти
до 31%, и она сохранила свое лидирующее
положение. Второе место сохранила за
собой Германия: 10,9% в 1998 г. и 15,6% в 1999 г.
В 2001 г. страны-лидеры (Италия и Германия)
продолжали удерживать свои позиции, и
их совместная доля составляла 46-48%.
Заметно
возрос в 2000 г. ввоз мебели из Швеции: с
3,9% до 5,2%, что связано с успешным
функционированием торгового
oms.ram.ru/files/reviews/oms-
Российский рынок мебели является одним из самых конкурентных, где представлены и работают как крупные мебельные фабрики, так и множество небольших фирм-производителей мебели. Несмотря на большой потенциал развития отрасли, потребление мебели в России по сравнению с европейскими странами остается на крайне низком уровне. Объем мирового рынка мебели превышает 200 млрд евро в год, при этом доля России в нем составляет лишь около 0,61%. В прошлом году в среднем россияне тратили на мебель от 20 до 29 долл. на человека.
По оценке отдела Департамента промышленности Минпромэнерго РФ, в России мебель производят 5770 предприятий, среди которых более 500 крупных и средних. Доля малых предприятий в общем объеме производства за четыре года выросла почти в два раза.
По экспертным оценкам, общий объем рынка мебели для дома в 2004г. вырос на 13% в текущих ценах и на 5,3% в сопоставимых ценах. Между тем в последние годы отмечается снижение темпов прироста рынка - с 13,7% в 2001г. до 5,3% в 2004г. В сопоставимых ценах прирост рынка домашней мебели в 2005 г. составил уже 2,32%.
Согласно
официальной статистике, объемы потребления
мебели (включая офисную и
По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), общий объем продаж мебели на российском рынке составляет 3 млрд долл. (89,1 млрд руб.), и 4,6 млрд долл. (132,4 млрд руб.) - по неофициальным данным. В 2005г. объем потребления мебели (включая офисную и специальную) на одного россиянина по официальным данным составил 22 долл. (или 621 руб.), и 32 долл. (923 руб.), если говорить о реальных объемах. По данным того же МЭРТа, доля импортной мебели на рынке составила 45-47%. Потребление мебели на душу населения в настоящее время составляет 12 евро, в 30-40 раз ниже, чем в странах ЕС. Этим во многом обусловлен значительный рост импорта мебели в Россию. В МЭРТе полагают, что учитывая увеличение в перспективе платежеспособного спроса на мебель, в этом сегменте рынка у российских производителей имеются значительные резервы роста производства. Но сами игрока рынка настроены более пессимистично: если в 2004г. импорт мебели в целом вырос на четверть, тогда как российское производство только на 13%, то при сохранении такой тенденции отечественные производители могут потерять рынок.
Одной из «внешних» трудностей для российских мебельщиков являются ввозные пошлины на оборудование для деревообратывающей промышленности. В январе 2005г. правительство РФ перевело на постоянную основу ставки ввозных таможенных пошлин на некоторые виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры (коды ТН ВЭД 3926300000, 8302109000, 8302209000) в размере 10% от таможенной пошлины.
В марте 2005г. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности обратилась в межведомственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике при МЭРТ РФ с просьбой установить нулевые ставки ввозной таможенной пошлины на некоторые виды оборудования для мебельной и деревообратывающей промышленности. Ассоциация предложила обнулить 5-процентные пошлины на дисковые пилы; станки, способные выполнить различные операции по механической обработке без смены инструмента между операциями с автоматическим перемещением изделия между операциями, а также станки сверлильные или долбежные. Свое просьбу мебельщики обосновывали тем, что данные меры будут способствовать созданию благоприятных условий для технического перевооружения предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России и повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.
А в апреле постановлением правительства была утверждена сроком на 9 месяцев ставка ввозной таможенной пошлины на крепежную арматуру, фурнитуру и аналогичные детали из недрагоценных металлов, применяемые для мебели (код ТН ВЭД России 8302 42 900 0), в размере 5% от таможенной стоимости.
Еще раньше,
в целях поддержки
http://www.vira.ru/exp/
Новости
мебельного бизнеса
/
Согласно данным, полученным компанией
«Академия сервиса», в 2009 году объём рынка
мебели России достиг 4,7 миллиардов долларов.
На фоне кризиса произошел спад на 25%, если
сравнивать с 2008 годом. Но все-таки, несмотря
на финансовые трудности, россияне продолжают
обновлять свои интерьеры. Согласно результатам
проведенного исследования можно сделать
два вывода: пессимистичный и оптимистичный.
Две смежные области – строительство
и недвижимость, с одной стороны, пока
не подают никаких положительных сигналов
для российского рынка мебели. С другой
стороны, россияне по-прежнему обновляют
обстановку в своём доме в среднем один
раз в год.
Статистика импорта показала, что после
кризиса больше всего пострадала область
специализированной мебели (она снизилась
на 53%), а менее – мебель для дома (всего
на 19%). По контрактам на изготовление мебели
в рамках страны в прошлом году существенных
изменений не произошло. При этом на долю
импортной продукции приходится 20%. По
результатам опроса, наибольшее предпочтение
потребители отдают отдельным предметам
мебели: креслам и диванам. 52% респондентов
предпочитают мебель отечественных производителей,
однако такой же процент считает, что импортная
мебель более красива, качественна и функциональна.
Главным параметром, определяющим предпочтение
покупателей при выборе мебели, на сегодняшний
день является цена.
http://www.portal-mebeli.ru/
В обзоре рынка, составленного на основании маркетинговых исследований, проведенных маркетинговой компанией КМ-Групп, мировой рынок мебели оценивается в 250 миллиардов евро в год. Доля российского объема потребления мебели составляет примерно пол процента от всего мирового объема потребления. С учетом того, что Россия обладает четвертью мировых запасов древесины и производит 4% на человека, то в сравнении с показателями США, потенциал России очевиден как в отечественной дистрибуции, так и в ориентированном на экспорт производстве. Рассматривая сегмент экспорта мебели, краткосрочные и среднесрочные перспективы положительны только для мебели из натуральной древесины, так как высокие таможенные пошлины на импортируемые комплектующие материалы и отсутствие за последние десять лет финансовых вложений в капиталоемкие отрасли долго не позволят российским производителям корпусной мебели быть конкурентоспособными в экспортном сегменте. Кроме того, снижение рынка мебели в Западной Европе также усугубляет ситуацию. В 2006 году потребление мебели в России выросло на 15% к предыдущему году в стоимостном выражении. Опережающими темпами увеличивался объем импорта. Основной тенденцией развития мебельного рынка в 2006 году стало активное развитие мелких и средних региональных производителей мебели. Им и сейчас успешно удается конкурировать с федеральными производителями на своих локальных сегментах рынка. Как показали маркетинговые исследования и расчеты, произведенные аналитиками, объем потребления мебели в 2008 году составил 50 млрд. рублей.
По информации экспертов компания Икея, является – мировым лидером на рынке мебели. Компания является самой крупной в России из тех, кто продает импортную мебель, недавно компания занялась и собственным производством в России. У Икея примерно сотня российских партнеров, среди них производители не только мебели, но идругих товарных групп: посуды и текстиля. В 2008 финансовом году общий объем заказов торгового ритейлера составил 230 млн. евро. Фирма Икея сейчас одна из самых крупнейших корпораций розничной торговли, в ней работают более 100 тыс. сотрудников в различных странах, ежегодный объем продаж компании составляет более 19 миллиардов евро. Что касается российских производителей в целом с точки зрения узнаваемости брендов, можно выделить поставщика Шатура. Данная компания занимает 10% на рынке и является второй по объемам реализации после Икея. Шатурапоставляет следующую мебель на рынке: бытовую мебель, офисную мебель и гостиничную мебель. Основными конкурентами являются крупные российские производители: Корпорация Электрогорскмебель, Мебель Черноземья, Миассмебель, Сходненская Фабрика Бытовой Мебели, Севзапмебель и Дятьково. Наиболее опасными зарубежными конкурентами являются все специализированные розничные и оптовые сети. Расчеты нашим агентством произведены на основании мнений основных участников рынка мебели и оценокспециалистов сосредоточенных в лесной и деревообрабатывающей отраслях. Таким образом, сегментирование рынка в структуре крупных поставщиков мебели, смотреть на диаграмме:
Поставщики - производители мебели | Объемы продаж мебели в России в 2008 году, млн. рублей |
Икея | 9000 |
Шатура | 5000 |
Электрогорскмебель | 4000 |
Мебель Черноземья | 1500 |
Миассмебель | 1320 |
СФБМ | 1000 |
Севзапмебель | 1000 |
Прочие производители | 5500 |
Прочие импортеры | 11000 |
Итого | 39320 |
Рынками, на которых перечисленные компании осуществляют свою деятельность, это сегменты рынка бытовой и офисной мебели. Для большинства московских производителей и импортеров география продаж ограничена Россией и странами СНГ. На рынке офисной мебели наступила стабилизация, связанная с насыщением рынка. Результаты деятельности некоторых фирм за последние несколько лет, либо соответствуют динамике рынка, либо опережают ее как по объемам произведенной продукции, так и по динамике объема продаж через розничные сети. Благодаря инвестиционным капиталовложениям мебельных компаний в создание собственных производств: древесностружечных плит, мебельное производство, в логистику, в управление розничными торговыми сетями и продвижение брендов, многие компании сумели защититься от конкурентной угрозы со стороны иностранных поставщиков импортной мебели. На сегодняшний день импорт мебели является самой серьезной угрозой для российских производителей. Развитие собственных торговых сетей, поможет мебельным компаниям в конкуренции с зарубежными поставщиками. Основным фактором, который может в дальнейшем негативно повлиять на сбыт мебельной продукции, является активное развитие российских и зарубежных производственных и торговых компаний. Способами снижения угрозы со стороны импортеров является активное построение широкой сети фирменных магазинов (на примере Шатуры можно сказать, что данная компания всерьез занимается этим вопросом), укрепление отношений с дилерами, необходимость внедрения новых технологий изготовления мебели, разработка новых видов продукции, повышение ее качества, проведение маркетинговых и рекламных акций. В 2008 году мебельные компании приняли все необходимые управленческие решения для выполнения намеченных планов развития и стратегий, включающих создание филиалов и торговых домов в России, запланирован ввод в эксплуатацию новых комплексов по производству древесностружечных плит, большинство мебельщиков видят перспективу организации новых производственных мощностей. В 2009 и 2010 годах к факторам, определяющих спрос на мебель, можно отнести динамику реальных доходов населения, во-вторых, насколько эти доходы позволят часто осуществлять меблировку квартир и офисов, дополнительно к факторам стоит отнести тенденции мебельной моды и количество ввода в эксплуатацию метров жилой и коммерческой недвижимости. В условиях благоприятной макроэкономической конъюнктуры, высоких цен на экспортные товары, роста доходов населения и развития цивилизованных форм розничной торговли, можно прогнозировать увеличение спроса на мебель в среднем на 10-15% в год.
http://expert-rating.ru/