Рекомендации по решению кейсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:30, реферат

Описание работы

Кейс представляет собой конкретную ситуацию, специально разработанную на основе фактических данных с целью последующего изучения на учебных занятиях. В процессе разбора ситуации обучающиеся приобретают навыки работать самостоятельно и в группе, проводить анализ данной проблемы и принимать управленческие решения, в заданном промежутке времени. Бизнес-кейс – это описание конкретной задачи или проблемы, стоящей перед компанией. Размер бизнес-кейса может варьироваться от одной страницы до тридцати и более, но в основе каждого из них лежит следующая логика: история компании, ее место на рынке, описание проблемы, с которой компания сталкивается и основные финансовые показатели компании и отрасли в целом.

Работа содержит 1 файл

Рекомендации по решению кейса.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Рекомендации по решению  кейса

Кейс представляет собой конкретную ситуацию, специально разработанную на основе фактических данных с целью последующего изучения на учебных занятиях. В процессе разбора ситуации обучающиеся приобретают навыки работать самостоятельно и в группе, проводить анализ данной проблемы и принимать управленческие решения, в заданном промежутке времени.

Бизнес-кейс – это описание конкретной задачи или проблемы, стоящей перед компанией. Размер бизнес-кейса может варьироваться от одной страницы до тридцати и более, но в основе каждого из них лежит следующая логика: история компании, ее место на рынке, описание проблемы, с которой компания сталкивается и основные финансовые показатели компании и отрасли в целом. Часто бизнес-кейс имеет четко поставленную задачу для решения, но порой ее может не быть, и идентифицировать ее необходимо самостоятельно.

Практика решения бизнес-кейсов уникальна тем, что позволяет  получить опыт решения финансовых, маркетинговых и организационных  проблем в различных отраслях, чего значительно сложнее добиться путем теоретического обучения. В относительно короткий период времени вам предоставляется шанс оценить и проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются множество компаний и понять, как их решать.

Классификация кейсов

Кейсы классифицируются по различным признакам. Одним из классификации решений кейсов является степень их сложности. Исходя из чего, принято подразделять:

  • иллюстративные учебные ситуации – кейсы, важнейшая задача которых – на определенном конкретном примере предоставить слушателю алгоритм принятия верного решения в данной ситуации;
  • учебные ситуации – кейсы с чётко выраженной проблемой, в которых описывается ситуация, дается конкретный период времени, подчёркиваются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностика ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  • учебные ситуации – это кейсы без указания проблемы, в которых излагается более трудная, чем в вышеуказанном варианте ситуация. В таких кейсах проблема четко не указана, а представлена наглядно в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
  • прикладные упражнения, в которых предоставлена конкретная сложившаяся ситуация и предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут также быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

  • обучающие анализу и оценке;
  • обучающие решению проблем и принятию решений;
  • иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. В состав сюжетных кейсов обычно включен рассказ о произошедших событиях, включают последующее действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, не содержат сюжет, так как в полном изложении сюжета в большой степени раскрывает само решение. Бессюжетные кейсы состоят из совокупности статистических материалов, расчетов, выкладок, которые призваны помочь анализу ситуации, восстановлению сюжета.

Работа над кейсом

Ознакомление слушателей с содержимом кейса и последующий анализ кейса чаще всего проводится за несколько дней до его обсуждения. Либо при самостоятельном изучении решение предоставляется в письменной форме. Время, отводимое на подготовку, определяется видом кейса, его объемом и сложностью. Решение кейсов на данном этапе может быть представлена следующим образом:

  • для начала следует выявить ключевые проблемы рассматриваемого кейса и отметить данные необходимые для решения кейса;
  • вникнуть в ситуационный контекст кейса, определить, главные действующие лица, отобрать факты и данные, необходимые для анализа,
  • перечислить, какие трудности могут возникнуть при решении задачи;
  • следующим этапом является выбор метода исследования.

Максимальная польза при решении кейсов будет извлечена в том сучий, если обучающийся при предварительном знакомстве с ними будут придерживаться систематического подхода к их анализу, основные шаги которого состоят из следующих стадий:

  • Выпишите из соответствующих разделов учебной литературы ключевые идеи, для того, чтобы использовать их при решении кейса.
  • Поверхностно ознакомьтесь с кейсом, для того чтобы составить о нем общее представление.
  • Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что от вас просят сделать.
  • Вновь прочтите текст кейса, внимательно выделяя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.
  • Представьте, какие идеи и концепции соотносятся к проблемам, которые вам предлагается изучить при решении кейса.

Правила работы над кейсом

Выполняя решение кейса необходимо пользоваться только той информации, которая находится непосредственно в нем, факты из других источников использовать для решения запрещено. Слушатель обладает только той информацией, которая представлена в самом задании. Иногда, напротив, слушателю может быть предоставлена возможность дополнять кейс фактами из конкретной рыночной ситуации, существовавшей в рассматриваемый период времени. В таких случаях во внимание должны приниматься все знания обучающегося и степень владения материалом.

Рекомендации по решению кейсов

Решение кейсов рекомендуется осуществлять, следуя ниже приведённых этапам, соблюдая данные рекомендации, процесс решения кейсов станет достаточно простым.

  • Внимательно вслушивайтесь в вопрос. Особое внимание уделите последнему предложению – одно слово может изменить суть всего кейса.
  • Делайте заметки. Таким образом, вся важная и ключевая информация будет находиться перед вами.
  • Выводы основных моментов.
  • Определите цель (цели).
  • Профессиональный подход к решению кейсов всегда требует определить цель (цели).
  • Задавайте уточняющие вопросы. Чем глубже кейс будет освоен, тем больше вопросов с несколькими вариантами ответов могут в итоге образоваться.
  • Сформулируйте Ваш ответ. Определите особую структуру кейса, что является самой сложной частью задания и самой ключевой.
  • Определите свое время. Ваш ответ должен быть настолько прямым, насколько это возможно, продвигаясь в ответе вперёд. На протяжении повествовании необходимо возвращаться к базисному вопросу и его целям.
  • Будьте креативными и инновационными. Работайте с числами.
  • Подведите итоги и сделайте вывод.

Выдвижение гипотез

Формирование начальной гипотезы – базовый принцип решения проблемы.

Во-первых, потому что она сможет сэкономить ваше время.

Руководствуясь дедуктивным методом (если A, то Б; если Б, то В; если В, то Г), легче  потом будет выстроить обратную логическую цепочку (от Г к А) и отбросить неверные предположения.

Во-вторых, потому что она поможет  эффективнее в дальнейшем принять  решение.

 

рис 1. Дерево Гипотез. Итан Расиел

Благодаря данному методу процесс  решения проблемы, равно как и  оценка различных альтернатив и  вариантов происходит гораздо быстрее. В конце концов, большая эффективность  достигается путем обнаружения  истиной проблемы. Первоначальная гипотеза зачастую лежит на поверхности, не обязательно верная, но служит хорошей отправной точкой.

Одним из наиболее эффективных методов развития первоначальной гипотезы является принцип MECE. Он предполагает разделение задачи на отдельные «взаимно исключающие» и «совместно исчерпывающие» вопросы. То есть они должны покрывать всю проблему целиком и в то же время не пересекаться между собой. Вы начинаете с первоначальной гипотезы и разбиваете ее на более мелкие составляющие.

Подготовка анализа

Для успешного анализа выбранного решения проблемы необходимо:

    1. Определить ключевые факторы
    2. Постараться оценить всю ситуацию целиком
    3. Проводите только необходимый анализ (не выполняйте лишней работы)

Существует несколько моделей анализа, применяемые для решения кейсов. Некоторые их них приведены ниже:

Анализ конъюнктуры 
- анализ PEST (Political, Economic, Social, Technological Factors) 
- «5 Сил Портера» 

Анализ деятельности компании 
Анализ SWOT (Strengths Weaknesses Opportunities Threats) 

Анализ предложения 
- Матрица BCG (Boston Consulting Group) 
- Матрица McKinsey 
- Модель жизненного цикла продукта (Product Life Cycle) 

Заключительным этапом в решении кейса является подведение итогов и формирование вывода по задаче. Слушатели, как правило, бояться делать рекомендацию, думая, что их анализ был неверными, поэтому и ответы также будут неправильным. Неверных решений не существует. Для этого необходимо просто убедиться, что ваш ответ носит толковый реальный смысл, а также, безусловно, здравый смысл.




Информация о работе Рекомендации по решению кейсов