Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.
определение того, что и по каким показателям проверять;
оценка состояния
контролируемого объекта в
выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
корректировка, если она необходима и возможна.
При контроле выполнения
стратегий эти задачи приобретают
вполне определенную специфику, обусловленную
тем, что стратегический контроль направлен
на выяснение того, в какой мере
реализация стратегии приводит к
достижению целей фирмы. Это принципиально
отличает стратегический контроль от
управленческого или
1.2. Стратегическое планирование.
В стратегическом управлении и планировании важное место отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции. Этот анализ дополняется анализом позиций в конкурентной борьбе.
Планирование
вызывает все больший интерес
у развивающихся фирм, которые
сталкиваются с трудностями в
осуществлении принципиально
Сначала обратимся
к рассмотрению организационного поведения
коммерческих и некоммерческих организации.
Это необходимо потому, что имеется
тесная связь между стилями
Коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют большое разнообразие поведенческих стилей, но все они являются производными от двух типичных противоположных стилей – приростного (инкременалистического) и предпринимательского.
Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей "от достигнутого", направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение. Такое поведение исповедует большинство успешно работающих длительное время коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здравоохранения, религии и т.п. Многие коммерческие организации, придерживающиеся приростного стиля, одновременно стремятся к эффективности своей деятельности, к обеспечению рационального использования ресурсов, в то время как некоммерческие организации склонны к бюрократизации, к сохранению определенного статус-кво.
Предпринимательский
стиль поведения
Коммерческие
и некоммерческие организации гораздо
реже прибегают к
Организации, придерживающиеся
разных стилей поведения, существенно
отличаются по своим характеристикам.
Например, фирма, придерживающаяся приростного
стиля поведения, видит свою цель
в оптимизации прибыльности, ее организационная
структура сравнительно стабильна,
работа ведется в соответствии с
ходом технологического процесса переработки
ресурсов, экономия на масштабах производства
считается главным фактором эффективной
деятельности, а сами ее виды слабо
увязаны между собой, управленческие
решения представляют собой реакцию
организации на возникшие проблемы
с запаздыванием по отношению
к моменту их появления. Те же характеристики
у организации, придерживающейся предпринимательского
стиля поведения, выглядят по-другому:
цель - оптимизация потенциала прибыльности,
организационная структура
Опыт реорганизации
систем управления коммерческими организациями
показывает, что переход от одного
стиля поведения к другому
связан с глубокими изменениями,
требует много времени и
Стратегическое
планирование является системным подходом
к предпринимательскому поведению,
и современное толкование его
представляет приростное поведение
как консервативное, а предпринимательское
как агрессивное, ориентированное
на рост. Вместе с тем, приростный стиль
поведения является более органичным
и естественным для крупных организаций.
Например, если крупная многоотраслевая
организация, придерживающаяся приростного
поведения, успешно функционировала
на протяжении ряда лет, то с большой
степенью вероятности можно
Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.
Например, архитектонику организации могут составлять:
технология, производственное оборудование, сооружения, их мощности и возможности;
оборудование, его возможности и мощности по переработке и передаче информации;
структура власти,
распределение должностных
организационные задачи отдельных групп и лиц;
внутренние системы и процедуры;
организационная культура, нормы и ценности, которые лежат в основе организационного поведения.
Качество персонала определяется:
отношением к изменениям;
профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка и т.п.;
умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности:
умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений:
мотивацией участия в стратегической деятельности.
Не обладая достаточно полной информацией о качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии фирмы.
Таким образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения организации; создать организационную структуру, способствующую стратегическим изменениям.
Система управления
коммерческой организацией включает два
взаимодополняющих вида управленческой
деятельности - стратегическое управление,
связанное с развитием будущего
потенциала организации, и оперативное
управление, реализующее существующий
потенциал в прибыль. Стратегическое
управление требует предпринимательского
организационного поведения, а оперативное
управление функционирует на базе приростного
поведения. В последнее время
организации в большей степени
испытывают нужду в одновременном
использовании обоих типов
Система стратегического
управления состоит из двух взаимодополняющих
подсистем: анализа и планирования
стратегии организации, а также
управления стратегическими проблемами
в реальном масштабе времени. Управление
стратегическими возможностями
организации, при всей ее актуальности,
следует рассматривать как
1.3. Концепция многоуровневого развития фирмы.
При рассмотрении развития рыночных отношений в России можно заключить, что организационное развитие субъектов рынка проходит в соответствии с объективными экономическими, системо-генетическими законами и закономерностями развития организаций и законами системного анализа. В результате исследований были вскрыты следующие закономерности.
Закономерность
запаздывания. Всякая спроектированная
организационная структура в
виде управленческой системы или
др., по своим параметрам закономерно
отстает от постоянно развивающейся
рыночной ситуации. Целью любой организационно-
Закономерность
неадекватности. Любая организационная
структура, спроектированная на достаточно
конкретные и прогнозируемые условия
рынка, всегда не соответствует ему
в силу действия внутренних факторов
организационной системы. Главным
фактором, обуславливающим действие
данной закономерности, является человеческий
фактор. Следствием закономерности неадекватности
является фактор некомпетентности, данное
свойство проявляется тогда, когда
организация полностью или
В целях снижения действия негативных факторов, индуцированных вышеперечисленными закономерностями, на организацию предлагается подход по формированию многоуровневой организационной системы. Сформированная общая концепция многоуровневой системы основывается на следующих принципах.
Принцип комплексности – определяет наличие в многоуровневой системе полного перебора функций по управлению организацией в условиях рыночной экономики. Полный перебор функций определяется декомпозицией основных направлений деятельности производственной организации в соответствии с основными декомпозиционными циклами.
Принцип адекватности
– определяет необходимый и достаточный
набор элементов
Принцип интегрированности
– позволяет методами вертикальной
и горизонтальной интеграции определить
гибкие организационные формы
Принцип экономичности
– многоуровневая система позволяет
распределить все задачи по управлению
организацией по специализированным элементам
управления многоуровневой системы, чем
обуславливаются меньшие
Принцип адаптивности
– определяет возможность конкретных
организаций, используя потенциал
всей многоуровневой системы перестраиваться
под действием внешних и
Глава 2. Стратегия развития «Сибирской Ассоциации Маркетинга».
2.1. Цели и задачи «Сибирской Ассоциации Маркетинга»
Одной из важнейших
задач современной
В Кузбассе в настоящее время начаты интеграционные процессы в промышленности: созданы маркетинговые центры в машиностроении, легкой промышленности, других отраслях. Задача же данной программы - консолидировать усилия по интеграции, в частности и на межотраслевом уровне, создать систему, способствующую реализации Кузбасской продукции на рынках других регионов, обеспечивающую приток необходимых товаров в Кузбасс, формированию товаропотоков, привлечению инвестиций в регион для развития производства, освоения природных ресурсов. Одним из важных аспектов проекта является создание общего в межрегиональном пространстве информационного и экономико-правового поля, механизма и инструментов, призванных обеспечить развитие Кузбасской промышленности, создание рабочих мест, формирование благоприятных для предприятий условий бизнеса, что обеспечит в будущем рост поступлений в бюджет.
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия