Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:01, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены понятие рыночной стратегии и стратегии в целом, ее значение для деятельности организации, необходимые элементы при формировании стратегии и ключевые аспекты, которые учитываются при выборе определенной стратегии.
Введение_____________________________2
I. Характеристики и тенденции разработки стратегии в современных условиях______________________________3
1. Понятие рыночной стратеги___________3
2. Элементы стратегии_________________5
3. Характеристики и тенденции стратегического рыночного управления_________________________8
4. Значение рыночной стратегии в деятельности предприятия и организации________________________9
II. Формирование рыночной стратегии___11
1. Анализ внутренней и внешней среды__11
2. Анализ покупательского спроса______19
3. Анализ конкурентов_______________23
4. Выбор стратегии__________________30
Заключение_______________________33
Список использованной литературы____35
Альтернативный подход- попытка узнать на основе каких факторов принимаются фактические решения о покупке. И последняя задача: выделить мотивы, которые могут повлиять на определенные стратегии бизнеса. Они будут зависеть не только от воспринимаемой потребителями важности свойств и атрибутов товара, но и от других факторов, например от стратегий конкурентов. Еще один фактор- осуществимость и практичность результирующей стратегии для компании. Здесь необходим внутренний анализ, а так же анализ внедрения стратегии. Качественные исследования- мощный инструмент для изучения мотивов покупателей, они могут включать в себя исследования в фокус – группах, глубокие интервью, рассмотрение конкретных покупательских ситуаций, опросы потребителей на дому или в магазинах. Такие исследования дают информацию не только о мотивах покупателей, но и представление о проблемах с товаром или услугой, новые способы использования продукта, а также сравнительную оценку товара с товаром конкурирующей марки. Особенно важно выяснить как именно изменяются приоритеты покупателей. Необходимо постоянно задаваться вопросом, не появились ли у достаточно большого сегмента потребителей приоритеты, отличные от базовой модели
бизнеса. Поиск неудовлетворенных потребностей.
Неудовлетворенные потребности – это покупательские нужды, которые не удовлетворяются текущими товарными предложениями. Стратегическая значимость неудовлетворенных потребностей обусловлена тем, что они представляют собой возможности для увеличения доли рынка, вторжения на рынок, создания новых рынков. С другой стороны, неудовлетворенные потребности являются угрозами, т.к. их насыщение конкурентами нередко инициирует переделы рынков. Основным источником информации о неудовлетворенных потребностях являются сами покупатели. Необходимо провести исследование рынка с помощью индивидуальных или групповых интервью. Из контактов с покупателями можно почерпнуть весьма полезные мысли, которые могут быть использованы при усовершенствования товара. Важно не только определить неудовлетворенные потребности, но и правильно обращаться с жалобами. Необходимо исследовать проблемы потребителей, связанные с использованием товара, оценить ее и возможности ее преодоления. Если возможности преодоления окажутся реальными, то проблемы должны быть решены. Для поиска новых предложений, отвечающих неудовлетворенным потребностям необходимо нестандартное мышление. Иной подход к созданию товара или услуги может вылиться в создание новой товарной категории или изменение существующей, а то и новых стандартов, которым конкуренты вынуждены будут следовать.
Креативное (нестандартное) мышление – путь к идеям, открывающим новые значительные возможности роста. В основе творческого мышления лежат три принципа, которым может следовать любая организационная единица:
1. необходимо разделить процессы
формулирования идей и их
2. подходите к проблеме с разных
ментальных и физических
3. у вас должен быть механизм,
который позволит доводить
наиболее перспективные идеи до совершенства,
превращать их в потенциальных
«чемпионов» рынка.
2.3. Анализ конкурентов.
самый быстрый способ овладеть
Анализ конкурентов – второй этап внешнего анализа конкурентный анализ должен быть сконцентрирован на определении возможностей, угроз или стратегических неопределенностей, создаваемых новыми или потенциальными действиями или потенциальными действиями рыночных соперников, их сильными и слабыми сторонами. Цели, которые ставятся при анализе конкурентов направлены на:
- формулирование стратегии, соответствующей реальной конкуренции. Это может проявляться в намеренном избегании областей с особенно жесткой конкуренцией. Или же это может означать подтверждение того, что фирма сохраняет господствующую позицию;
- поиск лучшей стратегии, которая обеспечивает конкурентные преимущества;
- постоянную готовность к конкурентным действиями и ожидаемым реакциям;
- определение способов влияния на реакции конкурентов.
Анализ начинается
с определения актуальных и потенциальных
конкурентов. Это можно сделать двумя
способами. Первый основывается на
позиции покупателя, которому приходится
выбирать среди нескольких поставщиков.
Второй способ состоит в распределении
соперников по стратегическим
группам на основе используемых
ими конкурентных стратегий. Идентификация
конкурентов позволяет перейти к более
подробному изучению их самих и
стратегий, которых они придерживаются.
Определение конкурентов с позиции покупателей.
Один из подходов к определению состава
конкурентов состоит в том,
чтобы взглянуть на них с
точки зрения покупателей. Так,
например, выборке покупателей спортивных
автомобилей можно задать вопрос
о том, какие еще автомобили
они могли бы приобрести и салоны каких
дилеров они уже посещали. Другой
подход предполагает выявление
ассоциаций между товарами
и конкретными ситуациями их
использования или способами
применения. Для составления списка
таких ситуаций и способов следует опросить
от 20 до 30 пользователей.
Так, если “Pepsi” сочтут
подходящим напитком для
употребления за завтраком или обедом,
то конкурировать он будет в
первую очередь с другими используемыми
для этой цели марками. Для идентификации
конкурента с позиции покупателей
можно провести анализ конкурентоспособности.
Рассмотрим на примере деятельности
магазинов.
Оценка
конкурентоспособности
вес | Фирмы ( магазины ) | |||||||||||||
Ключевые факторы успеха | Москва-сити | Сладко-Аркада | Моленский пассаж | 0,07 | ||||||||||
0,15 | Сбытовая сеть | 0,3 | 0,75 | 0,3 | 1,2 | |||||||||
0,1 | Репутация | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,5 | |||||||||
0,15 | Реклама | 1,2 | 0,45 | 0,9 | 0,45 | |||||||||
0,05 |
Финансовое положение |
0,3 |
0,2 |
0,35 |
0,2 | |||||||||
0,11 | Издержки в сравнении с конкурентами | 0,99 | 0,33 | 0,55 | 0,55 | |||||||||
0,09 | Обслуживание клиентов | 0,9 | 0,36 | 0,36 | 0,54 | |||||||||
0,2 | Кол-во предоставляем ых товаров | 2 | 0,6 | 1,2 | 0,8 | |||||||||
0,15 | Удобное местоположениее | 1,35 | 0,6 | 1,05 | 1,2 | |||||||||
1 | Общевзвешенная оценка | 7,64 | 3,99 | 5,41 | 5,44 |
Из таблицы видно, что наиболее высокую конкурентоспособность имеет магазин Москва – Сити, его общий балл достаточно высок по сравнению с конкурентами, это определяет направленность стратегии данной организации(стратегия ограниченного роста). Как выбор покупателей, так и ассоциации с товаром представляют собой концептуальную основу для определения конкурентов, которая может значительно облегчить задачу изучения конкурентной среды. Определение конкурентов как стратегических групп. Совершенно иной подход к построению конкурентной структуры отрасли представляет собой концепция стратегической группы. Стратегические группы не могут быть определены однозначно, но они состоят из фирм, владеющих схожими компетенциями, удовлетворяющих потребности покупателей на одних и тех же рыночных сегментах и производящих товары и услуги одинакового качества. Такой анализ позволяет менеджерам компаний сопоставить результаты деятельности их компании с результатами деятельности ее ближайших конкурентов относительно прибыльности, разделения рынка, производимого товара, торговой марки, лояльности покупателей к их товару, ценам и т.д. Также концепция стратегических групп также может использоваться для прогнозирования будущих стратегий рыночных соперников. Но помимо существующих конкурентов необходимо рассмотреть и потенциальных, которые своим появлением на рынке определяют новые стратегии компании. Изучение соперников. Знание конкурентов и их действий дает ряд преимуществ. Во-первых, изучение стратегически сильных и слабых сторон соперника может помочь определить
требующие
оперативного вмешательства возможности
и угрозы. Во–вторых, прогнозирование
будущих стратегий конкурентов
позволяет определить и оценить
потенциальные возможности и
угрозы. В–третьих, от способности
предсказать вероятные реакции
главных соперников может зависеть
само решение о выборе стратегической
альтернативы. А также анализ конкурентов
может привести к определению
требующих постоянного
мониторинга стратегических неопределенностей.
Конкурентный анализ находится под влиянием
восьми факторов, как показано на рисунке.
1. Размер, рост и прибыльность.
В качестве индикаторов жизнеспособности бизнес–стратегии можно рассматривать уровень и темпы роста объема продаж и доли рынка. Сохранение прочных рыночных позиций или быстрый рост обычно являются признаками сильного конкурента и успешной стратегии, а ухудшение позиций может быть сигналом о предстоящих финансовых или организационных трудностях и незаинтересованности либо неспособности компании к осуществлению определенных стратегий. Чтобы получить приблизительную оценку совокупного объема продаж крупной компании американские специалисты предлагают следующий способ: надо умножить численность персонала на 20000$ (численность персонала узнать несложно). Информация о прибыльности позволяет определить наличие у конкурента доступа к инвестиционному капиталу. Но надо помнить, что не вся необходимая информация нам доступна и не вся она может быть оценена с приемлемой точностью.
2. Имидж и стратегия позиционирования.
Чтобы определить альтернативные способы позиционирования необходимо для начала составить представление об имидже и личностях основных конкурентов. Их слабые стороны могут рассматриваться как возможности для дифференцирования и создания преимущества. Сильные качества личности конкурента должны быть ориентирами, которые необходимо превзойти. Частично информацию о об имидже и позициях соперников можно узнать из изучения их товаров, рекламы, упаковки и деятельности на рынке, для наиболее точных портретов необходимо исследование потребителей. Оно начинается с качественного исследования, когда выясняется, что именно компания и ее торговые марки означают для покупателей, какие ассоциации они вызывают? Если бы компания была человеком, как ее воспринимали бы покупатели? В чем ее сущность?
3. Задачи и заинтересованность.
Знание задач и интересов конкурента позволяет сделать вывод об удовлетворенности текущими показателями результатов деятельности или о возможных изменениях в его стратегии.
4. Текущая и прошлая стратегии конкурентов.
Внимание следует уделить не оправдавшим ожидания соперника стратегиям, возможно он не рискнет попробовать аналогичный план еще раз, а традиционным. Знание традиционных для каждого соперника способов выпуска новых продуктов или рыночных доходов помогает определить будущие направления роста.
5. Организация и культура конкурента.
Знание предыстории и опыта руководителей компании – конкурента позволяет достаточно точно предсказать их будущие действия. Культура организации, проявляющаяся в ее структуре, системах и людях, нередко оказывает на стратегию всестороннее влияние. В целом, такие организационные элементы, как культура, структура, системы и люди сужают спектр возможных стратегий.
6. Структура издержек.
Информация о структуре издержек конкурента, особенно, если он осуществляет стратегию низких затрат позволяет предсказать его будущую ценовую стратегию и уровень ее относительной стабильности. Необходимо оценить как переменные, так и постоянные издержки. Выводы о структуре издержек могут быть сделаны на основе следующих данных о конкуренте.
Информация о работе Разработка рыночной стратегии предприятия