Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:55, реферат
Рост объемов реализации товаров является одной из основных задач работы коммерческой службы и наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.
Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом.
3 Пути совершенствования коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ Минск»
3.1 Подходы к улучшению ассортиментной
политики универмага
Рост объемов реализации товаров является одной из основных задач работы коммерческой службы и наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового предприятия. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании товарного предложения требует определения контингента покупателей и особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей территории обслуживаемого рынка.
Объем товарной массы неразрывно связан с ее внутренним содержанием или ассортиментом.
Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Ассортиментная политика торгового предприятия - это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.
Ассортиментная политика торгового предприятия имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия. Ассортиментная политика, проводимая розничной торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.
Перед товароведами коммерческого отдела ОАО «ЦУМ Минск» стоит задача формировать ассортимент в универмаге таким образом, чтобы извлекать наибольший доход от основной деятельности. Существует достаточное количество методов, позволяющих анализировать ассортимент. Для этого возможно использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.
Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов товаров в розничном торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию.
При проведении АВС-анализа последовательно выполняются следующие шаги:
1 шаг – выбирается объект анализа и параметр (по какому признаку будут анализировать). Обычно объектами АВС-анализа являются товарные группы, товарные категории и товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объем продаж (в денежном или количественном выражении), доход (в денежном выражении), товарный запас, оборачиваемость и т.д.
2 шаг – составляется рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра (вверху располагаются товары с наибольшей долей в обороте, внизу списка – с наименьшей).
3 шаг – выделяются группы А, В или С. Для этого необходимо рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом и присвоить значения групп выбранным объектам.
Доля с накопительным итогом высчитывается путем прибавления параметра к сумме предыдущих параметров.
АВС-анализ показывает вклад товара в результат организации, а XYZ анализ показывает стабильность или нестабильность спроса. Чем стабильнее спрос на товар, тем легче им управлять, тем ниже потребность в товарных запасах, тем легче планировать движение продукта. Таким образом, руководство организации имеет дополнительный материал для принятия решений о пребывании товара в ассортиментной матрице.
Рассмотрим АВС-анализ ассортимента продукции ОАО «ЦУМ Минск» по товарным отделам.
Объектом анализа будут служить товарные отделы организации. Параметром измерения для начала будет служить объем продаж. Нас интересует вклад каждой группы в общий объем продаж за, например, 12 месяцев 2010 года.
Итак, для проведения АВС-анализа ОАО «ЦУМ Митнск» необходимо пошагово выполнить действия, которые предполагает АВС-анализ.
Анализ
ассортимента по товарным отделам. Оценивается
период 12 месяцев. Первым шагом является
сбор данных за год. Необходимо определить,
что взять за основу для анализа.
Необходимо сравнивать только одноплановые
между собой вещи: товарную группу – с
товарной группой, или категории с категориями,
или продукты внутри категории, или брэнды,
или иные одноплановые единицы учета.
Будем за основу использовать товарные
отделы. Для анализа ассортимента в целом
по организации рассмотрим АВС-анализ
всех товарных отделов ОАО «ЦУМ Минск».
Данные представим в виде таблицы 1.
Таблица
1 – Структура товарооборота
Отдел | Товарооборот 2010 г., млн р. | Доля в общем товарообороте |
1. Хозтовары | 20,5 | 9% |
2.Обувно-галантерейные товары | 40,3 | 18% |
3.Швейно- трикотажные товары | 64,4 | 29% |
4.Товары для дома | 28,8 | 13% |
5.Культтовары | 29,1 | 13% |
6.Продавольственные товары | 16,3 | 7% |
7.Комаровский | 10,5 | 5% |
8.Товары для женщин | 10,2 | 5% |
220,1 | 100% |
Примечание
– Источник: собственная разработка.
Далее
доля в обороте располагается
в порядке убывания и вводятся
еще две колонки: доля в обороте
накопительным итогом и собственно
группу А, В, или С. Доля в обороте
позволяет нам увидеть первые
50% вклада в оборот, затем последующие
30% и, наконец, оставшиеся 20% товаров,
вносящих свой вклад в оборот. Результат
представлен в таблице 2.
Таблица
2 – АВС-анализ ассортимента товара
за 2010г.
Товарная группа | Товарооборот 2010 г., млн р. | Доля в обороте % | Доля в обороте с накопительным итогом | группа | |
1.Швейно- трикотажные товары | 64,4 | 29% | первые 50% | 29 | А |
2.Обувно-галантерейные товары | 40,3 | 18% | 48 | ||
3.Товары для дома | 28,8 | 13% | вторые 30% | 61 | В |
4.Культтовары | 29,1 | 13% | 74 | ||
5. Хозтовары | 20,5 | 9% | 83 | ||
6.Продавольственные товары | 16,3 | 7% | оставшиеся 20% | 90 | С |
7.Комаровский | 10,5 | 5% | 95 | ||
8.Товары для женщин | 10,2 | 5% | 100 |
По данным проведенного АВС- анализа можно сделать вывод, что основную долю дохода универмаг зарабатывает от реализации товаров в отделах швейно- трикотажные и обувно- галантерейные товары, в которых реализуются соответствующие товарные группы. Это обусловлено тем, что по данным товарным группам сформирован очень широкий ассортимент, соблюдается его сезонность, довольно часто проводятся рекламные акции и сезонные распродажи, не бывает перебоев с поставками товара, т.к. товароведы работают с большим количеством поставщиком как отечественных, так и импортных товаров и всегда присутствует взаимозаменяемость поставщиков по ассортименту, то есть если в данный момент нет возможности отгрузить товар от одного поставщика, то существует другой, который сможет поставить аналогичный ассортимент.
Следующий 30% товарооборота приходится на отделы товары для дома и хозтовары. Наименьший доход организации приносят товарные отде «Продовольственные товары», «Комаровский» и «Товары для женщин». Следует отметить то, что отделы «Комаровский» и «Товары для женщин» являются отдельно стоящими предприятиями розничной торговли в районе Комаровского рынка и минимально дублируют ассортимент, представленный в головном здании на площади Якуба Колоса. Ассортимент представленный в вышеуказанных отделах достаточно узкий, т.к. рассредоточен на большое количество товарных групп, а учитывая небольшую торговую площадь отсутствует возможность представить широкий ассортимент по всем товарным группам. С целью увеличения доходности отделов «Комаровский» и «Товары для женщин» рационально было бы провести глобальную их реконструкцию и реорганизацию. Так, например, реализовывать в каждом из отделов по одной товарной группе, но в широком ассортименте (швейные изделия, трикотажные изделия, обувно- галантерейные или строительные материалы).
Ассортимент товаров, предлагаемых организацией розничной торговли ОАО «ЦУМ Минск» относительно непостоянен, находится в развитии в результате воздействия на него множества факторов. В связи с этим управление ассортиментом является одним из важнейших направлений коммерческой деятельности и самым сложным процессом, от которого зависят результаты деятельности организации. Оно связано с постоянными изменениями на потребительском рынке и необходимостью укрепления позиций организации в конкурентном соперничестве.
Управление
ассортиментом основывается на том,
что спрос покупателей и
3.2 Пути повышения эффективности системы товароснабжения универмага
Информация о работе Пути совершенствования коммерческой деятельности ОАО «ЦУМ Минск»