Публичное выступление: как его подготовить

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
Этапы подготовки речи………………………………………………………………………..4
Коммуникативная фаза………………………………………………………………………...7
Фактологический материал……………………………………………………………………8
Структура выступления……………………………………………………………………….10
Язык жестов и поз……………………………………………………………………………..13
Имидж оратора………………………………………………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

контрольная орган.поведение.docx

— 34.82 Кб (Скачать)

    Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………………………………..3
  2. Этапы подготовки речи………………………………………………………………………..4
  3. Коммуникативная фаза………………………………………………………………………...7
  4. Фактологический материал……………………………………………………………………8
  5. Структура выступления……………………………………………………………………….10
  6. Язык жестов и поз……………………………………………………………………………..13
  7. Имидж оратора………………………………………………………………………………...14
  8. Заключение…………………………………………………………………………………….16
  9. Список используемой литературы…………………………………………………………...17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Речевое мастерство, ораторское искусство –  совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.

    Не  только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед  публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно  реагировать на поведение аудитории  – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

         Намеченным согласно регламенту докладчикам следует заранее подготовить текст своего выступления. Не следует перегружать доклад цифровым материалом: должны быть использованы только ключевые показатели, помогающие собравшимся оценить сложившуюся ситуацию и понять смысл предлагаемых решений. 

        При подготовке докладчика к выступлению можно рекомендовать прочесть текст доклада вслух в том ритме и манере, в которых он собирается делать  выступление. Это, во-первых, позволяет определить и скорректировать временные рамки выступления. Во-вторых, это способствует более быстрому ориентированию в тексте. Такое ориентирование оказывается очень полезным в эмоционально-насыщенной атмосфере выступления, когда докладчика могут прервать, он сам может сбиться или если ему вновь нужно будет вернуться к какому-то фрагменту выступления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этапы подготовки  речи

    Работу  по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную  – взаимодействие с аудиторией.

    1.Докоммуникативная  фаза

    В докоммуникативной фазе различают  два начальных этапа:

  • определение темы и цели выступления;
  • оценка аудитории и обстановки.

    Работа  на этих этапах носит характер учета  и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние  аудитории и обстановка также  не выбираются выступающим.

    А) Определение темы и  цели выступления:

    Тему  выступления следует тщательно  выбирать. Если есть возможность, то нужно  остановиться на том, что хорошо знакомо  и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно  и значимо для других.

    Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать  ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

    Не  надо пытаться «втиснуть» слишком много  материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

    Если  есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько  дней. За это время появится множество  новых идей.

    Стержневая  идея – это основной тезис, который  необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

    Стержневая  идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

    Возможные интонационные окраски выступлений  следующие:

  • мажорная;
  • беспечная или юмористическая;
  • шутливая;
  • сердитая или упрекающая;
  • мрачная;
  • торжественная;
  • предостерегающая;
  • просительная.

    Сформулировать  основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о  чем говорить (средства достижения цели).

    Требования  к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

    После подготовки плана выступления полезно  проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
 
 

    Б) Оценка аудитории и обстановки:

    Спросите  себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ  затруднителен, то лучше представить  себе группу из двух-трех человек, к  которым обращено выступление и  готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • профессия;
  • цель прихода людей на выступление;
  • уровень заинтересованности в теме;
  • уровень осведомленности в данном вопросе;

    Желательно  заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы  лучше узнать аудиторию.

    Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

    С) Кодирование:

    Оценка  темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа  докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории  и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • подбор материалов;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • использование фактологического материала;
  • работу над языком и стилем выступления.
 
 
 

 Коммуникативная фаза.

    Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии  и т.д.

    Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить  в виде следующих составных частей:

  • подготовка;
  • манеры поведения;
  • учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Фактологический материал

    Цифровые  данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством  таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

    Лучше всего, когда в устном выступлении  количество цифрового материала  ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так  как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше  демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

    Лучше всего, когда в устном выступлении  количество цифрового материала  ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так  как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

    Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться  репетицией выступления. Потренироваться  можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи  и видеозаписи, чтобы проконтролировать  хронометраж, качество выступления  – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

    Подготовка  по существу вопросов:

  • анализ проблемы, ситуации
  • формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции
  • подготовка речи и аргументации выводов
  • подбор необходимых документов и материалов
  • Учитывать возрастной и половой факторы.

    Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться  репетицией выступления. Потренироваться  можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи  и видеозаписи, чтобы проконтролировать  хронометраж, качество выступления  – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

    Подготовка  по существу вопросов:

  • анализ проблемы, ситуации
  • формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции
  • подготовка речи и аргументации выводов
  • подбор необходимых документов и материалов
  • Учитывать возрастной и половой факторы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура выступления

    Выступление должно состоять из трех частей:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

    Примерное распределение времени:

  • вступление – 10-15%;
  • основная часть – 60-65%;
  • заключение – 20-30%.

1.Вступление.

    Вступление  – важная часть, так как более  всего запоминается слушателям, поэтому  должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения  содержания выступления, четкое определение  стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким.

    При подготовке вступления следует выбрать  тему, которая имеет целью вызвать  интерес публики.

2.Основная  часть.

    Основная  часть – всестороннее обоснование  главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

Информация о работе Публичное выступление: как его подготовить