Прогнозирование рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить прогнозирование рынка труда и значимость управления маркетингом рабочей силы. Задачи работы – рассмотреть направления и методы прогнозирования рынка труда, процесс управления маркетингом, методы управления маркетингом рабочей силы, механизмы управления маркетингом рабочей силы.

Работа содержит 1 файл

Кр маркетинг.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время рынок труда с его  нестабильностью функционирования, дисбалансом спроса и предложения  рабочей силы является предметом исследования многих ученых. 

Одним из важнейших  направлений реформирования российской экономики является развитие рыночных отношений в сфере труда. Высокими темпами осуществляется процесс формирования рынка труда. И в ситуации, когда государство перестает быть монополистом в использовании трудовых ресурсов, возникает активная экономическая связь между работодателем и наемным работником.

На повестке дня современной действительности стоят вопросы структуры подготавливаемых кадров по специальностям и уровням  профессионального образования. Региональные рынки труда находятся в состоянии  непрерывного изменения. Меняются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки специалистов. Кроме того, важно отметить снижение уровня государственного регулирования в большинстве сфер экономической жизни общества. Аналогичные процессы в той или иной мере актуальны для большинства субъектов Российской Федерации. Именно поэтому изучение и прогнозирование рынка труда сегодня имеет большой резонанс.

Для успешного  регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда  требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляющая в первую очередь маркетинговые функции. Несмотря на общность базовых положений маркетинга для всех отраслей и сфер экономики, характер их практического применения на рынке труда имеет существенные отличия. Это требует системного освещения проблемы маркетинга на рынке труда.

Цель  данной работы - изучить прогнозирование рынка труда и значимость управления маркетингом рабочей силы. Задачи работы – рассмотреть направления и методы прогнозирования рынка труда, процесс управления маркетингом, методы управления маркетингом рабочей силы, механизмы управления маркетингом рабочей силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Прогнозирование рынка труда

Прогнозирование является исходным пунктом разработки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить маркетинговую деятельность на рынке труда.

Основными направлениями пронозирования являются:

1) прогнозирование  предложения рабочей силы;

2) прогнозирование  спроса на рабочую силу;

3) прогнозирование  безработицы;

4) прогнозирование  занятости;

5) прогнозирование  цены рабочей силы.

При разработке прогнозов дается количественная и качественная оценка конкретных параметров объектов прогноза. По временному показателю прогнозы различают: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Количественная оценка конкретных параметров рынка труда может осуществляться в течении краткосрочного периода. На перспективу до 3-5 лет (среднесрочный прогноз рынка труда) объектами прогнозирования могут быть качественные и количественные параметры более общего типа, отражающие ситуацию на рынке труда в целом. С учетом опыта зарубежных стран возможна разработка долгосрочных прогнозов (на 5-10 лет). На их основе формируется представление о наиболее значительных структурных изменениях в занятости населения, связанных с появлением принципиально новых сфер приложения труда, развитием новых методов обучения, активным внедрением в трудовые процессы достижений НТП, созданием полноценной системы социальной защиты населения от безработицы. Разработке общего прогноза рынка труда обязательно предшествуют более частные прогнозы, различающиеся по своим объектам.

При проведении прогнозных исследований рынка труда  возникают проблемы с использованием тех или иных методов:

1. Простейший  из известных методов прогнозирования,  основанный на трендовой экстраполяции, неприменим в силу чрезвычайной неравномерности в развитии экономических явлений в переходный период. Так, периоды стабильно медленного роста численности безработных могут смениться обвальным высвобождением занятого населения; с другой стороны, довольно быстрое нарастание уровня безработицы ("эффект начального периода") может смениться относительной стабилизацией положения.

2. Прогнозирование  спроса на рабочую силу в  зависимости от изменений экономической  конъюнктуры с помощью межотраслевых моделей затруднено в связи с тем, что падение производства в различных отраслях, как правило, не сопровождается пропорциональным вытеснением занятых. Регрессионные процессы сказываются не только на уровне безработицы, сколько на производительности труда, что обесценивает применение этого подхода.

3. Построение  сложных поведенческих моделей, позволяющих имитировать функционирование экономической системы в зависимости от рассматриваемых сценариев развития, дает возможность определить дальнейший ход событий лишь на качественном уровне.

4. Наиболее  целесообразным, на наш взгляд, является  подход, в соответствии с которым  следует учитывать основные факторы  (факторный метод), влияющие на  спрос и предложение труда.  В качестве одного из них  можно рассматривать демографическую ситуацию в стране. Другим фактором является возрастающая интенсивность миграционного потока на территории. Анализ возможностей взаимозамещения и переподготовки работников разных профессий также позволяет оценить вероятные "выбросы" рабочей силы. Аналогичные оценки можно получить в результате анализа процесса концентрации трудовых ресурсов по видам производственных объектов и по видам их деятельности.

Наличие информации о протекании этих процессов  и представление о дальнейшей экономической политики правительства позволяет с помощью синтеза простейших эвристических (вопросы-ответы) и количественных процедур более объективно определить возможный уровень безработицы. Несмотря на некоторую методическую "размытость" данный подход является по существу единственно приемлемым для переходного периода, позволет оценить максимальный и минимальный уровень предполагаемого высвобождения работников.

Другим  вариантом анализа с построением  перспективной модели поведения  субъектов может выступать так  называемый анализ временных рядов [3, С.61-63]. Его концепция исходит из того, что прогноз является искусством предвидения поведения покупателей и продавцов на рынке в определенных условиях. Отсюда самым надежным источником информации выступают сами покупатели и продавцы. Их мнение о будущем поведении на рынке труда при определенных заданных условиях оценивается по шкале вероятного поведения. 

Таблица 1 
 

Шкала вероятного поведения

Характеристики Оценка  субъекта Баллы
Возможности нет   0.00
Очень небольшая

возможность

  0.10
Небольшая

возможность

  0.20
Некоторая

возможность

  0.30
Средняя возможность   0.40
Довольно  хорошая возможность   0.50
Прекрасная 

возможность

  0.60
Вероятно   0.70
Очень вероятно   0.80

Временной ряд показателей нескольких аналогичных шкал позволяет провести анализ по четырем основным компонентам.

Влияние нерегулярных событий можно учесть путем разработки трех вариантов  прогнозов - оптимистического, пессимистического  и наиболее вероятного. Разница между  минимальным и максимальным значениями покажет реальность наиболее вероятного прогноза.

Метод анализа временных рядов может  дополняться экспотенциональным сглаживанием:

Qt+1 = aQ1 + (1 - a) Q1 ,

где:

Qt+1 - прогнозируемый объем предложения рабочей силы на перспективу;

a - коэфициент сглаживания (0 ? a ? 1);

Qt - объем  предложения в текущем периоде;

Q1 - сглаживаемый объем предложения.

Так, если коэффициент сглаживания будет 0.4, то в текущем периоде объем  предложения рабочей силы составит 50000 чел., сглаженное предложение - 40000 чел. Тогда прогнозируемое предложение составит:

0.4(50000) + 0.6 (40000) = 44000 чел.

Другими словами, прогнозируемый объем предложения  всегда находится в интервале  между объемом предложения в  текущем периоде и сглаженным объемом (или совпадает с одним из них). Относительное влияние текущего сглаженного объема сбыта на прогнозируемый объем зависит от коэффициента сглаживания. По каждой категории предложения определяются начальный прогнозируемый объем и коэффициент сглаживания. Последний может быть получен анализом проб и ошибок при оценке средних значений и поиском значения, которое наилучшим образом соответствует предложению в прошлом периоде. Полученные результаты будут иметь меньшую степень достоверности в том случае, если появятся новые неучтенные факторы.

    Вслед за проведенным анализом формируются соответствующие целевые маркетинговые программы (в форме разработки программ содействия занятости населения, программ социальной помощи и т.п.). Целесообразно дополнять эти программы системами поддержки принятых решений, в которых делегируются меры ответственности исполнителей, определяются источники и устанавливаются размеры финансовых средств, формы и сроки контроля за ходом исполнения. Необходимо также отслеживать ход выполнения прогнозов, внося коррективы в разработанные программы.

     В настоящее время происходит процесс восстановления рынка труда. По информации кадрового холдинга АНКОР, рынок труда к настоящему моменту восстановился на 90%. Активность бизнеса в части найма персонала практически сравнима с докризисной — с периодом середины 2008 года. Как отмечает директор по России холдинга АНКОР Сергей Гадецкий, российский бизнес, несмотря на очевидное восстановление к середине 2011 года, все еще «придерживает» бюджеты на расширение штата и очень осторожно относится к использованию ресурсов.

   По информации региональной службы занятости населения на 30 августа 2011 года, в Самарской области насчитывалось 28,9 тыс. вакансий. Большая часть из них приходилась на обрабатывающие производства — 20,8%. На втором месте вакансии в сфере строительства (15,1%). Работу предлагают и в организациях, занимающихся проведением операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. 10,6% вакансий приходится на сферу здравоохранения и социальные услуги.

Главный консультант управления мониторинга, прогнозирования рынка труда  и социальных выплат департамента труда и занятости населения Самарской области Галина Буданова рассказывает, что в целом показатели рынка труда улучшаются, но проблемы на нем остались. Так, во времена мирового экономического кризиса на промышленных предприятиях произошли сокращения персонала, притом многие штатные единицы были упраздены навсегда. Компании в целях повышения производительности труда ликвидировали неэффективные рабочие места, и теперь сотрудникам, работавшим на них, необходимо менять квалификацию. С другой стороны, нехватку персонала сегодня ощущает строительный рынок, по-прежнему не хватает врачей и медсестер.

    Сегодня нужно вести речь о структурной безработице, когда в одной сфере вакансий больше, чем нуждающихся в ней, а в другой — больше нетрудоустроенных граждан, чем свободных рабочих мест. В частности, для 15,5 тыс. безработных, имеющих рабочие профессии, насчитывается 19 тыс. вакансий. В то время как для 11,7 тыс. бывших служащих только 9,6 тыс. предложений о работе. «Региональная служба занятости предлагает безработным весь комплекс услуг для того, чтобы они могли трудоустроиться и быть конкурентоспособными на рынке труда», — подытоживает Буданова.

II. Управление маркетингом рабочей силы - это ведущая область хозяйственного управления на рынке труда, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос на специфическую рабочую силу, а также с доведением этого товара до конечного потребителя (предприятия, фирмы) или посредника (учреждения профессиональной подготовки, служба занятости населения) с тем, чтобы обеспечить удовлетворение рыночной потребности в товарах и услугах.

Процесс управления маркетингом включает в  себя следующие этапы:

1. Анализ рыночных возможностей, который предполагает:

Информация о работе Прогнозирование рынка труда