Продвижение и распределение продукции как элементы комплекса маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 01:26, курс лекций

Описание работы

Продвижение– создание и поддержание постоянных связей предприятия с рынком с целью активизации продажи товара и формирования положительного образа (имиджа) предприятия на рынке. Продвижение продукции предполагает формирование спроса и стимулирование сбыта продукции, которые реализуются в системе ФОССТИС

Работа содержит 1 файл

Тема 8.doc

— 152.00 Кб (Скачать)


Тема 8. Продвижение и распределение продукции как элементы комплекса маркетинга

1.       Продвижение продукции в системе управления маркетингом

2.       Управление сбытом продукции в маркетинге

Продвижение– создание и поддержание постоянных связей предприятия с рынком с целью активизации продажи товара и формирования положительного образа (имиджа) предприятия на рынке. Продвижение продукции предполагает формирование спроса и стимулирование сбыта продукции, которые реализуются в системе  ФОССТИС

В основе продвижения лежат коммуникативные связи предприятия с рынком. Продвижение направлено на обеспечение осведомленности потенциальных потребителей о получаемых им выгодах и преимуществах при покупке товара с учетом всех элементов комплекса маркетинга (цены, условий продажи, скидок и т.д.).

Цель мероприятий ФОС (формирование спроса)– преодоление «барьера недоверия» покупателя к незнакомому товару, тем более если его предлагает незнакомая фирма, и последующее формирование у него положительного представления о товаре. Когда из неосведомленного покупатель становится осведомленным, а затем действующим, приобретающим товар, возникает имидж товара.

Задачи мероприятий ФОС представлены на рис.1.

 

Рис. 1. Задачи мероприятий ФОС

 

Из перечисленных задач мероприятий ФОС основной является задача выведения на рынок товара рыночной новизны. Эффект такого выведения значителен: фирмы, делающие ставку на разработку и продажу пионерных (удовлетворяющих новую потребность) и улучшенных (с новой степенью удовлетворения известных потребностей) товаров, добиваются значительного роста продаж и прибыли.

 

              Реализация мероприятий ФОС предполагает использование различных средств коммуникации (таблица 1)

 

Относительная важность представленных в табл. 1 средств воздействия в комплексе маркетинговых коммуникаций зависит от вида товара (табл. 2).

 

Таблица 2 - Относительная важность составляющих комплекса маркетинговых коммуникаций (по убыванию значимости)

 

 

Стимулирование сбыта (СТИС) предполагает мероприятия, направленные на расширение продажи товара, не считающегося новым. О таком товаре и у покупателей, и у потребителей уже сложилось некоторое мнение благодаря либо мероприятиям ФОС, либо собственному опыту использования (потребления).

Задача СТИС– побудить к повторным покупкам, а также распространить товар среди новых групп покупателей.

Осуществление мероприятий СТИС считается особенно уместным, когда:

▪ на рынке имеется множество конкурирующих между собой товаров с примерно равными потребительскими свойствами (у покупателей нет серьезных оснований для предпочтения той или иной марки товара);

▪ для защиты позиции предприятия на рынке требуется расширить продажу при переходе товара в стадию насыщения;

▪ продажа ведется через широкую розничную сеть, причем нередко не под фирменной маркой производителя, а под фирменной маркой продавца.

Мероприятия СТИС проводятся по отношению к покупателям и торговым посредникам (табл. 3).

Один из эффективных методов стимулирования сбыта – разработка фирменного стиля и упаковки изделий.

Фирменный стиль– это ряд взаимосвязанных приемов, которые обеспечивают единство всех изделий предприятия, противопоставляя их изделиям конкурента и позволяя сравнивать предприятия между собой. Он включает в себя:

▪ товарный знак, торговую марку, которые зарегистрированы в установленном порядке;

▪ логотип – специально разработанное, оригинальное изображение полного или сокращенного наименования предприятия или группы выпускаемых им товаров;

▪ фирменный блок – объединенные в композицию знак и логотип, различные поясняющие надписи (адрес, телефон), фирменный лозунг, отражающий коммерческую и техническую политику предприятия;

▪ фирменный цвет;

▪ фирменные константы (формат, иллюстрации).

Основная цель использования фирменного стиля – обеспечение популярности предприятия у широких слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Сравнительная характеристика мероприятий СТИС по отношению к покупателям и торговым посредникам

 

Принятие решений по стимулированию сбыта осуществляется по алгоритму, представленному на рис. 2

 

Рис. 2 - Алгоритм принятия решений по стимулированию сбыта

 

 

2. Сбыт– ключевое звено маркетинга и всей деятельности предприятия по созданию, производству и доведению товара до потребителя, основной задачей которого является возврат вложенных в производство товаров средств и получение прибыли.

Именно об этом говорят специалисты, формулируя третью заповедь маркетинга: «Нужный товар в нужное место и в нужное время».

Основная цель сбытовой политики предприятия – обеспечение доступности товаров для потребителей. Для ее достижения необходимо:

▪ выявить потребность целевого рынка и рассчитать его емкость;

▪ определить эффективные каналы распределения;

▪ довести как можно быстрее товары до потребителей.

В понятие сбыта включаются следующие элементы: транспортировка, складирование, хранение, доработка, продвижение к розничным и оптовым торговым звеньям, предпродажная подготовка, собственно продажа.

Система сбыта– комплекс, состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта, которые ею пользуются для продажи товаров.

К основным элементамсистемы сбыта относятся:

▪ канал сбыта – определяющее звено системы сбыта данного товара, характеризующее особенности функционирования, условия и ограничения сбытовой деятельности;

▪ оптовик (оптовый торговец) – лицо (предприятие), приобретающее значительные количества товаров у различных производителей и ограничивающее их движение в розничной торговле;

▪ розничный торговец – лицо (предприятие), непосредственно сбывающее относительно большое количество товаров конечному потребителю и приобретающее товар либо у оптовика, либо у производителя;

 

Функции системы сбыта:

▪ формирование стратегии сбыта;

▪ выбор каналов сбыта;

▪ формирование и обработка массива документации, отражающей заказы потребителей (в том числе промежуточных);

▪ упаковка товара;

▪ формирование партий товаров в соответствии с нуждами потребителей;

▪ складирование товара перед транспортировкой и его необходимая доработка на складах;

▪ организация транспортировки товаров;

▪ помощь посредникам в организации эффективной продажи товаров;

▪ сбор и систематизация мнений конечных и промежуточных потребителей о товарах и предприятии.

Организация продажи товаровконечному потребителю может осуществляться путем:

– предложения товаров в розничном торговом предприятии («мерчендайзинга»);

– лицензированной торговли («франчайзинга»);

– прямых контактов с потребителем («директ‑маркетинга»).

При планировании продажи должны быть предусмотрены следующие направления деятельности:

▪ изучение конъюнктуры рынка – проводится на общеэкономическом, отраслевом и рыночном уровнях на основе прогностического и аналитического подходов;

▪ прогноз товарооборота – оценка продажи товара в натуральном и стоимостном измерении и доли предприятия в объеме оборота предприятий, работающих на данном рынке, которая осуществляется на различные сроки и с использованием различных методов. Составленные прогнозы применяются при проведении торговых операций, составлении графиков производства и управления запасами, обосновании бюджетов и прибылей, определении цен, финансовых затрат;

▪ подготовка финансовой сметы – соотнесение ожидаемых продаж с предполагаемой суммой торговых расходов и возможной прибылью. Сметы составляются по общему объему продаж и по отдельным товарам;

▪ установление «норм продажи» – определение конкретных заданий торговым агентам;

▪ торговая отчетность – предоставление сведений о фактических продажах и затратах, информации о новых тенденциях на рынке;

▪ критерий контроля.

В практике маркетинга различают различные системы сбыта (табл. 4).

 

Таблица 4 - Виды систем сбыта

 

Сбыт продукции предприятия в маркетинге осуществляется с использованием различных каналов сбыта

В комплексе маркетинга каналы распределения (сбыта) выполняют две функции:

▪ обеспечение доступности товаров – формирование каналов распределения с учетом условий рынка, вида товара, возможностей предприятия;

▪ физическое перемещение товаров (маркетинговую логистику) – организацию движения материальных потоков по каналам распределения (складирование, транспортировку, прием и обработку заказов, упаковку, отгрузку и т.д.).

К характеристикам каналов распределенияотносятся:

▪ длина канала – основной показатель, определяемый числом звеньев;

▪ ширина канала – число участников в каждом звене канала распределения.

На практике различают следующие виды каналов (рис.3).

 

 

Рис. 3. Длина каналов сбыта в зависимости от числа независимых уровней каналов

 

 

 

К критериям, используемым при выборе длины и ширины канала распределения, относятся:

▪ критерий доходов – более значительный объем продаж и прибыль обеспечивает прямой канал;

▪ критерий гибкости – возможности совершенствования канала с учетом развития рынка;

▪ критерий затрат – в практике маркетинга применяется правило: прямая поставка розничному торговцу оправдана, если дополнительные расходы на представителей и осуществление сделок для обеспечения соответствующего уровня продаж меньше маржи оптовика и дополнительных расходов, связанных с рекламой в случае его привлечения.

Основными участниками канала распределения являются торговые посредники– торговые организации, предприятия и лица, осуществляющие перепродажу товаров для удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.

К торговым посредникам относятся:

▪ простые посредники – предприятия и лица, не принимающие на себя права ответственности за товар и осуществляющие посредничество или сделки между продавцом и покупателем (брокеры, агенты, комиссионеры). Их доходы формируются за счет различного рода вознаграждений;

▪ торговцы – организации, предприятия и лица, осуществляющие перепродажу или продажу товаров и услуг промежуточным и конечным потребителям. Торговые посредники приобретают товар в собственность, становятся его владельцами и действуют от своего имени и за свой счет. Доходы торговцев образуются как разница между ценой покупки и ценой продажи (торговая маржа).

 

Для успешного продвижения товара по каналам распределения применяют два вида распределения:

▪ «проталкивание» – акцент на посредниках с целью привлечения внимания к товарам. Используются торговые скидки, сотрудничество в рекламе, обучение персонала и т.д.;

▪ «протягивание» – акцент на конечных потребителях без посредников. Используется активная реклама, выставки, пропаганда торговой марки и т.д.

По уровню охвата рынка выделяют три вида распределения (табл.5).

 

 

 

 

 

Таблица 5 - Виды распределения по уровню охвата рынка

 

6

 



Информация о работе Продвижение и распределение продукции как элементы комплекса маркетинга