Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:46, реферат
В системе маркетинга ключевым моментом является понимание механизма формирования решения о покупке, которое может иметь свои особенности в зависимости от социально-психологических характеристик покупателя или от характера покупаемого товара.
Введение
1.Поведение потребителей
1.1 Модель потребительского поведения
1.2 Принципы поведения
2 Восприятие и усвоение
3. Обучение
3.1Поведенческое(оперативное)обучение
3.2 Познавательное поведение
4 .Внутренние и внешние факторы мотивации потребителей
Заключение
Список литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА" им. Ю.А.Сенкевича
Факультет «Туризма и гостеприимства»
Специальность 100202.65 «Технология и организация операторских и турагентских услуг»
Дисциплина "Мотивация потребительских услуг"
РЕФЕРАТ
«Процессы обучения, усвоения, побуждения, факторы среды и их влияние на мотивацию покупки »
Выполнила студентка
4 курса 404 группы
Верещаго Ирина Юрьевна
Проверил преподаватель
______________________
Москва 2012
Содержание
Введение
1.Поведение потребителей
1.1 Модель потребительского поведения
1.2 Принципы поведения
2 Восприятие и усвоение
3. Обучение
3.1Поведенческое(оперативное)
3.2 Познавательное поведение
4 .Внутренние и внешние факторы мотивации потребителей
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисплинарная область исследований – поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей.
Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
В системе маркетинга ключевым моментом является понимание механизма формирования решения о покупке, которое может иметь свои особенности в зависимости от социально-психологических характеристик покупателя или от характера покупаемого товара.
Так, в соответствии с одной из моделей поведения покупателя этот механизм включает в себя: осведомленность, интерес, желание, действие. Очень важно знать, как и когда покупатель начинает проявлять интерес к товару, под воздействием каких факторов формируется его желание приобретать товар, как направить это желание на приобретение именно данного товара.
Модель потребительского поведения
Потребление-это обретение и использование продуктов, услуг и идей.
Поведение потребителей- это деятельность непосредственно вовлеченная в обретение ,потребление продуктов ,услуг, идей, включающие процессы решений ,предшествующие этой деятельности и следующие за ней.
При анализе поведения потребителя обычно полагают, что :
1)все рынки товаров и услуг являются конкурентными, а все товары и услуги имеют рыночную цену
2)все фирмы располагают полной и достоверной информацией, необходимой для совершения выбора и принятия решений о потребление или производстве.
3)в основе потребительского выбора лежит полезность,величину которой можно измерить
4)потребители-последовательны в своих вкусах и предпочтениях и всегда предпочитают большую полезность меньшей
ПРИНЦИПЫ ПОВЕДЕНИЯ
«Существует четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей:
1.Потребитель независим.
2.Мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований.
3.Поведение потребителей поддается воздействию.
4.Потребительское поведение социально законно.
Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка.
Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется на определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Предприятия достигают успеха, если предоставляют потребителю выбор и реальную выгоду. Понимание этого и постоянное приспособление к поведению потребителя являются весьма важными требованиями в условиях конкуренции.
Восприятие,усвоение
Успешная деятельность производителей предполагает необходимость изучения не только способов влияния на покупателей, но и понимания логики процесса принятия ими решения о приобретении товара.
Восприятие - процесс, с помощью которого индивид осуществляет отбор, систематизацию и интерпретацию информации для построения осмысленной картины реального мира. При изучении поведения потребителей и выборе методов продвижения необходимо учитывать, что люди предоставленную им информацию воспринимают выборочно, интерпретируют ее по-разному и усваивают ее в соответствии со своими отношениями и убеждениями.
ОБУЧЕНИЕ
В процессе своего активного поведения люди обучаются, усваивают свой предшествующий опыт. Усвоение заключается в изменении в поведении индивидов на основе приобретенного ими опыта. При стимулировании спроса следует учитывать такие факторы усвоения, как внутренние побудительные мотивы покупателей, подсказки других, реакции покупателей на возможность купить товар и закрепление опыта покупки определенного товара.
На покупательское поведение потребителей оказывает влияние побуждение - сильный внутренний раздражитель, подталкивающий индивида к действию. Стимул является менее значимым раздражителем, который определяет, когда, где и как проявляется ответная реакция человека.
Люди формируют свое определенное отношение к одежде, продуктам питания, музыке, политике, религии и многому другому. Отношения - это устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности к действиям по отношению к определенным предметам и идеям; они сильно влияют на поведение потребителей. Отношения трудно изменить, но обязательно надо принимать в расчет при формировании маркетинговой политики, максимально ее приспосабливая к определенным отношениям.
Под обучением имеют в виду поведенческие привычки потребителя, которые являются результатом повторяемого опыта и мыслительного процесса. Потребитель усваивает, какими информационными источниками пользоваться для сбора данных о товарах и услугах, какие критерии применять при оценке вариантов, как принимать решения о покупке.
Поведенческое (оперативное) обучение
Поведенческое обучение - это процесс развития автоматических ответных реакций индивида на какую-либо ситуацию, закрепляемых повторяющимися контактами с нею. Потребитель формирует поведение на основе повторяемого опыта под влиянием четырех переменных: побуждение, сигнал, ответные реакции и подкрепление.
Побуждение - это потребность, подталкивающая индивида к совершению действия. Побуждение (например, голод) может выражаться в мотивах, стимулирующих действия потребителя. Под сигналом понимают раздражитель или символ, воспринимаемый потребителем. Ответная реакция представляет собой действие, предпринятое потребителем для удовлетворения побуждения, а подкрепление - это конечное вознаграждение. Испытывая голод (побуждение), человек видит сигнал (вывеску кафе), предпринимает действие (покупает бутерброд) и получает вознаграждение (бутерброд очень вкусный!).
Маркетологи пользуются двумя концепциями, принятыми в теории поведенческого обучения. Первая концепция - обобщение раздражителей, которое наблюдается в тех случаях, когда ответная реакция индивида, вызванная одним раздражителем (сигналом), распространяется и на другой раздражитель. Одним из способов применения компаниями этой концепции является использование одного и того же марочного названия для различных товаров - например, мыло Safeguard и гель Safeguard. Вторая концепция - различение раздражителей, которое фиксирует наличие способности у человека распознавать разницу между раздражителями. Подмеченная среди потребителей тенденция воспринимать все разновидности светлого пива как одинаковые привела к появлению рекламных объявлений, в которых проводится различие между многочисленными типами светлого пива «Балтика», а также между этим пивом и светлым пивом других производителей.
Познавательное обучение
Потребитель обучается и без опоры на непосредственный опыт - через мышление, рассуждение и процесс решения проблем. Такой тип обучения, называемый познавательным обучением, предполагает установление связей между двумя или несколькими идеями или простое наблюдение за результатами поведения других людей и регулирование своего поведения соответствующим образом. Компании влияют и на данный вид обучения. Например, повторяя рекламное обращение типа «Аспирин Байера - это средство от недомогания», компания стремится связать между собой конкретную марку (Bayer) и идею (средство от недомогания). При этом в рекламе изображается человек, который, приняв это лекарство, находит облегчение.
Внутренние и внешние факторы мотивации потребителей
Потребители принимают свои решения неоднозначно. На совершенные ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка.
Факторы культурного образа:
-культура
-субъкультура
-социальное положение
Социальный фактор:
На выбор покупателя оказывает влияние его ближайшее окружение: друзья, коллеги по работе, члены семьи.
При покупке какого-то продукта особенно если эта покупка осуществляется редко, человек попытается узнать о цене, месте его покупке, качества товара, и наиболее просто это сделать-спросить у окружающих его людей.
Личностные факторы:
-возраст и этап жизненного цикла
-род занятий
-образ жизни
тип личности и представления о самом себе
На покупателя влияют личностные факторы.
Роль личного влияния
Большую роль в процессе восприятия покупки играет личное влияние.
Под личным влиянием имеется ввиду эффект который производит заявление о товаре,сделанное одним человеком на отношения другого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинговый подход к решению задач, стоящих перед современными организациями, фирмами и индивидуальными предпринимателями, основан на изучении, формировании, развитии и удовлетворении потребностей тех экономических субъектов, которые выбраны в качестве потенциальных клиентов.
Клиентами могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, общественные организации и государственные учреждения. Они испытывают различные «нужды» и обладают определенными потребностями. Термины нужда и потребность часто используют как взаимозаменяемые, что не вполне правомерно. Нужда - это еще не связанное с конкретным предметом состояние и ощущение нехватки чего-либо или, напротив, желание сохранить состояние удовлетворенности, комфорта. Когда нужда осознается, «опредмечивается», когда становится ясным, что именно необходимо, мы говорим о соответствующей потребности.
О различиях нужд и потребностей очень образно говорил еще И.М. Сеченов: «Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направить движение в ту или иную сторону и видоизменить его сообразно требованиям местности и случайностям встреч». Под потребностью же понимается нужда, принявшая специфическую, конкретную, предметную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Предмет потребности становится мотивом деятельности, направляющим субъекта на удовлетворение потребности в соответствии с нуждой и регулирующим его деятельность. Это чрезвычайно важно для маркетинга: обнаружить нужду, оценить меру ее опредмеченности, предложить товар, отвечающий потребности, или сформировать потребность в отношении какого-либо товара, отвечающего нужде.
Люди испытывают потребности в предметах, отвечающих их нуждам в питье, пище, одежде, отдыхе, общении, сексуальных контактах, безопасности, свободе перемещения, признании и многом другом. Ни одно общество не мо-жет игнорировать нужды своих членов. Еще в Ветхом Завете, тридцать три столетия тому назад, понятие справедливости трактовалось как признание неприкосновенности шести основных прав человека: на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд, отдых.
Сегодня эти, а также некоторые другие права и свободы, например право на стремление к счастью, зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека» и конституциях большинства демократических государств.
Список литературы
1)А.Н.Козырев « Мотивация Потребительских услуг»
2)Т.И Краско « Психология рекламы»
3)Е.А Песоцкий « Реклама и мотивация потребителей»
4)интернет-источники
1