Принцип разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей.

Содержание

Введение. Принцип разделения властей.
1. Законодательная власть. Органы законодательной власти и их полномочия.
2. Парламент РК. Состав, структура, функции.
3. Законодательный процесс. Стадии принятия законопроекта в РК.
Заключение.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана. Он не связан каким бы то ни было императивным мандатом.

Депутаты Парламента обязаны принимать участие в  его работе. Голосование в Парламенте осуществляется только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к нему установленных законом мер взыскания.

Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать другие оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата.

Депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного  взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

Полномочия  депутата Парламента прекращаются в  случае подачи в отставку, признания депутата недееспособным, роспуска Парламента и иных предусмотренных Конституцией случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Парламент на совместном заседании Палат:

1) по предложению  Президента Республики Казахстан  вносит изменения и дополнения  в Конституцию; принимает конституционные  законы, вносит в них изменения  и дополнения;

2) утверждает  республиканский бюджет и отчеты Правительства и счетного комитета по контролю за изменением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет.

3) проводит повторное  обсуждение и голосование по  законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение семи дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом;

4) двумя третями  голосов от общего числа депутатов  каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;

5) дает согласие  на назначение Президентом Премьер-Министра  Республики, председателя Национального  Банка Республики;

6) заслушивает  доклад Премьер-Министра о Программе Правительства и одобряет или отклоняет Программу. Повторное отклонение Программы может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства.

7) большинством  в две трети голосов от общего  числа депутатов каждой из  Палат, по инициативе не менее  одной пятой от общего числа  депутатов Парламента либо в  случаях, установленных Конституцией, выражает вотум недоверия Правительству;

8) решает вопросы  войны и мира;

9) принимает  по предложению Президента Республики  решение об использовании Вооруженных  Сил Республики для выполнения  международных обязательств по  поддержанию мира и безопасности;

10) проявляет  инициативу о назначении республиканского  референдума;

11) заслушивает  ежегодные послания Конституционного  совета Республики о состоянии  конституционной законности в  Республике;

12) образует  совместные комиссии Палат, избирает  и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий;

13) осуществляет  иные полномочия, возложенные на  Парламент Конституцией.

Парламент в  раздельном заседании Палат путем  последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате:

1) принимает  законы;

2) обсуждает  республиканский бюджет и отчеты  о его исполнении, изменения и  дополнения в бюджет, устанавливает  и отменяет государственные налоги  и сборы;

3) устанавливает  порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Казахстан;

4) учреждает  государственные награды, устанавливает  почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические  ранги Республики, определяет государственные  символы Республики;

5) решает вопросы  о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи;

6) издает акты  об амнистии граждан;

7) ратифицирует  и денонсирует международные  договоры Республики.

К исключительному  ведению Сената относится:

1) избрание и  освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан председателя Верховного суда, председателя коллегий и судей Верховного суда Республики, принятие их присяги;

2) дача согласия  на назначение Президентом Республики  Генерального Прокурора и Председателя  Комитета национальной безопасности Республики;

3) лишение неприкосновенности  Генерального Прокурора, Председателя  и судей Верховного Суда Республики;

4) досрочное  прекращение полномочий местных  представительных органов в соответствии  с законодательством Республики;

5) делегирование  двух депутатов в состав Высшего  Судебного совета Республики  Казахстан;

6) рассмотрение  возбужденного Мажилисом вопроса  об отрешении от должности  Президента Республики и вынесение  его результатов на рассмотрение  совместного заседания Палат.

К исключительному  ведению Мажилиса относится:

1) принятие к  рассмотрению и рассмотрение  проектов законов;

2) подготовка  предложений по возражениям Президента  Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики;

3) избрание и  освобождение от должности по представлению Президента Республики Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики;

4) объявление  очередных выборов Президента  Республики;

5) делегирование  двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции;

6) выдвижение  обвинения против Президента  Республики в совершении государственной  измены.

Каждая из Палат  Парламента самостоятельно, без участия  другой Палаты:

1) назначает  на пятилетний срок на должность  трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) делегирует  половину членов комиссии, образуемой  Парламентом в случае, предусмотренном  пунктом 1 статьи 47 Конституции;

3) избирает половину  членов совместных комиссий Палат;

4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности;

5) проводит по  вопросам своей компетенции Парламентские  слушания;

6) вправе по  инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палат заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности и большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики; если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;

7) формирует  координационные и рабочие органы  Палат;

8) принимает  регламент своей деятельности  и иные решения по вопросам, связанным с организацией и  внутренним распорядком Палаты.

Палаты возглавляют  председатели, избираемые Сенатом и  Мажилисом из числа депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом Республики Казахстан. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.

Председатели Палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат.

Председатели  Палат Парламента:

1) созывают заседания  Палат и председательствует на  них;

2) осуществляют  общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат;

3) представляют  Палатам кандидатуры к избранию  на должности заместителей председателей  Палат;

4) обеспечивают  соблюдение регламента в деятельности  Палат;

5) руководят  деятельностью координационных органов Палат;

6) подписывают  акты, издаваемые Палатами;

7) назначают  по два члена Конституционного  совета Республики Казахстан;

8) выполняют  другие обязанности, возлагаемые  на них регламентом Парламента;

Председатель Мажилиса:

1) открывает сессии Парламента;

2) созывает очередные  совместные заседания Палат, председательствует  на очередных и внеочередных  совместных заседаниях Палат.

По вопросам своей компетенции  председатели Палат издают распоряжения.

Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат. Первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня.

Сессия Парламента открывается  Президентом Республики и закрывается  на совместных заседаниях Сената и  Мажилиса. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению  председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва.

Совместные и раздельные заседания Палат проводятся при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат и являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеют право присутствовать на любых заседаниях и быть выслушанными.

Палаты образуют постоянные комитеты, число которых не превышает  семи в каждой Палате.

Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления, порядок образования, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий определяются законом.

 

 

 

 

 

3. Законодательный процесс

Стадии  принятия законопроекта в РК.

Правовыми формами  реализации компетенции Парламента Республики Казахстан являются принимаемые  им акты, основные из которых – законы.

Закон характеризуется  рядом черт. Он принимается только палатами Парламента и выражает волю народа Казахстана. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен для исполнения и является юридической базой всех государственными органами, действующими на территории страны, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции, которой закон не может противоречить.

Законы принимаются  палатами Парламента в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющим собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность парламента. В Казахстане законодательный процесс состоит из нескольких стадий. Вкратце перечислим их.

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Мажилиса законопроекта. Право на совершение такого рода действий называется правом законодательной инициативы.

Вторая стадия законодательного процесса – рассмотрение законопроекта Сенатом. На этой стадии законопроект может подвергаться изменению путем внесения замечаний и предложений, и в случае отклонения будет отправлен на доработку в Мажилис.

Третья стадия наступает, если законопроект принят и  одобрен Сенатом. В этом случае проект направляется на подпись главе государства. Затем подписанный закон обнародуется и публикуется в органах прессы.

Факт внесения выработанного проекта в законотворческий орган имеет официальное юридическое  значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества - предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап - закрепление этой воли в нормах права. Правоотношения по выработке первоначального текста закона на этом этапе исчерпываются, но возникают новые, связанные с рассмотрением проекта в официальном порядке и вынесением решения.

Информация о работе Принцип разделения властей