Предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой является исследование развития и состояния предпринимательской деятельности в России .
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Возникновение предпринимательства и его роль в обществе……………...….5
1.1 История возникновения предпринимательской деятельности………..…..5
1.2 Экономическая природа предпринимательства…...……………………….7
1.3 Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества…………………………………………………………………………….11
2 Сущность предпринимательской деятельности…………………………….....15
2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенности……………………………………………………………………..15
2.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………..……...19
2.3 Организационные формы предпринимательской деятельности в России……………………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников…...………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовиик.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулёзно анализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспективные из них, что ведёт к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении неё  определённых ограничений и регламентации.

Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и,  проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриализации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" становится определяющим фактором извлечения дохода.

В то же время было бы непростительным упущением сводить  суть  комбинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Предприниматель комбинирует и в  сфере более сложных параметров, обеспечивающих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный механизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности поставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает должного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "принципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования механизма распределения ресурсов.

 

 

1.3  Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества

 

 

Характер предпринимательского потенциала России обуслов­лен переходным состоянием российской экономики. С одной сто­роны, Россия продемонстрировала способность к быстрому фор­мированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образова­лись тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собст­венников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной  доля государства как в национальном богатстве, так и в собствен­ности акционированных и частично приватизированных предпри­ятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из  характерных черт переходной экономики России является тесное  переплетение частного и государственного капитала, заметная  роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оста­ваться сильная зависимость частных предпринимателей (как со­хранивших свои позиции прежних директоров приватизирован­ных государственных предприятий, так и новых менеджеров, воз­главивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небеско­рыстно.

Нельзя не отметить специфику состава формирующегося рос­сийского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей тради­циями плановой закрытое, специфической моралью и привыч­кой функционировать в контролируемой государством высокомо­нополизированной экономике. Одна часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая — продолжает руководить пред­приятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чи­новников.

Довольно пестрым является и "не номенклатурный" сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основ­ном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значи­тельного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консуль­тативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Зна­чительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского ка­питала.

К сожалению, отличительной чертой современного россий­ского предпринимательства является его криминализация. Нема­лая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего "теневого" бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне "чистый" бизнес, облагая его всевозможны­ми поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25—40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

Таким образом, исходные рубежи для формирования россий­ского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для "выращи­вания" не только умелых и опытных, но и "цивилизованных" предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, на­ряду с продолжением либеральных экономических реформ, явля­ется система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управлен­ческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, ши­роко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень россий­ских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возмож­ности для этого имеются.

Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководи­теля ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным эле­ментом общественно-политической жизни, чем в некоторых стра­нах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача — перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизирован­ных и акционированных предприятиях новой культуры отноше­ний между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законо­дательное и организационное обеспечение этого процесса.


2 Сущность предпринимательской деятельности

 

2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенности

 

 

Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.

В экономической теории понятие "предприниматель" появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием "собственник". У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин "предприниматель" в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель – это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.) он покупает чужие товары по известной цене, а продавать  свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск – главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствии со спросом на различных товарных рынках.

А.Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т.п.

Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В.Зомбарт и австралийский экономист И.Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту – это "завоеватель" (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), "организатор" (умение соединять многих людей для совместной работы) и "торговец" (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной – рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом – им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться как раз в период появления кредита. Любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он пускает в оборот. Как правило, его собственность распространяется на уставной фонд, который может представлять собой относительно небольшую величину.

Наиболее зримо отделение предпринимательства от собственности обнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной, корпоративной экономики собственность как юридический факт утрачивает свои распорядительные прерогативы. Власть на производстве перемещается от собственности к организации, роль собственности становится все более пассивной. Вместо реальных физических предметов, с которыми традиционно связывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги, титулом собственности. Над самими предпринимателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за результаты деятельности корпорации. Такую ответственность несут менеджеры.

Таким образом, развитие кредитных отношений и переход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от распоряжения предпринимательства.

Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи, что предпринимательство в своей основе не является функцией только собственника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не являющиеся субъектами права собственности.

Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения экономической определенности? В научной литературе предлагается его рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои "ниши" в хозяйственной системе.

Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Новые всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта; освоения нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав – по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на неё цен, распоряжения прибылью и т.д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т.д.  Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, то есть от сложившейся системы товарно-денежных отношений. вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью,  непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Информация о работе Предпринимательство в России