Повышение конкурентоспособности фотостудии «Катюша» на рынке фотоуслуг города Тюмени

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:08, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – разработать комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности фотостудии «Катюша» на рынке фотоуслуг города Тюмени.
Для реализации цели, необходимо выполнить следующие задачи:
выполнить конкурентный анализ отрасли фотоуслуг в городе Тюмени;
изучить теоретические аспекты конкурентоспособности фирмы;
оценить конкурентоспособность фотостудии «Катюша» на тюменском рынке фотоуслуг и разработать комплекс мероприятий по ее повышению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Конкурентный анализ отрасли фотоуслуг в городе Тюмени…….…………….5
2. Анализ теоретических аспектов конкурентоспособности фирмы…………....13
3. Оценка конкурентоспособности фотостудии «Катюша» на тюменском рынке фотоуслуг и разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентноспособности………………………………..........................................23
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Контрольная КСП.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление  конкурентоспособностью»                                                                                        

на тему «Повышение конкурентоспособности фотостудии «Катюша» на рынке фотоуслуг города Тюмени»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             

                                                                                     Автор работы:

                                                                                     Студент 2 курса магистратуры

                                                                                     Гр.26Мм111

                                                                                     Подъянова Е. С.

 

 

 

 

Тюмень - 2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Конкурентный анализ отрасли фотоуслуг в городе Тюмени…….…………….5

2. Анализ теоретических аспектов конкурентоспособности фирмы…………....13

3. Оценка конкурентоспособности фотостудии «Катюша» на тюменском рынке фотоуслуг и разработка комплекса мероприятий по  повышению конкурентноспособности………………………………..........................................23

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………………….28

 

Введение

 

Обеспечение конкурентоспособности  объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности  определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи.

Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал  исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.

В настоящее  время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации  осваивают новые виды услуг, новые  формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка.

Таким образом, актуальность выбранной автором  темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.

Цель контрольной  работы – разработать комплекс мероприятий  по повышению конкурентоспособности фотостудии «Катюша» на рынке фотоуслуг города Тюмени.

Для реализации цели, необходимо выполнить следующие  задачи:

  1. выполнить конкурентный анализ отрасли фотоуслуг в городе Тюмени;
  2. изучить теоретические аспекты конкурентоспособности фирмы;
  3. оценить конкурентоспособность фотостудии «Катюша» на тюменском рынке фотоуслуг и разработать комплекс мероприятий по ее повышению.

Контрольная работа состоит из трех разделов, а также  введения, заключения и списка использованной литературы. В первом разделе проводится конкурентный анализ отрасли фотоуслуг города Тюмени, во втором разделе производится анализ теоретических аспектов конкурентоспособности фирмы, а в третьем разделе оценивается конкурентоспособность фотостудии «Катюша» на тюменском рынке фотоуслуг и разрабатывается комплекс мероприятий по ее повышению.

 

  1. Конкурентный анализ отрасли фотоуслуг в городе Тюмени

Услуги по изготовлению фотографий сформировались как вид  экономической деятельности в начале двадцатого века. По мере развития научно-технического прогресса совершенствовалось оборудование, что способствовало повышению производительности и улучшению качества обслуживания, и как следствие расширению ассортимента оказываемых услуг. Постепенно данная отраслевая подгруппа приобретает более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания.

Проведем анализ отрасли фотоуслуг, который включает пять последовательных этапов.

Этап №1. Определение главных экономических характеристик отрасли и движущие силы развития отрасли.

Рынок фотоуслуг  относится к типу чистой конкуренции, т.к.:

- очень большое  количество фирм-участников рыночных  отношений;

- товары (услуги) стандартизированы;

- отсутствует контроль над ценой;

- свободный вход и выход из отрасли;

- отсутствует  неценовая конкуренция.

В настоящее время рынок фотоуслуг в городе Тюмени активно развивается. Ежегодно в городе открываются новые фотостудии, но их число ещё недостаточно для того, чтобы рынок фотоуслуг считался насыщенным.

Как и любая  отрасль, рынок фотоуслуг имеет  свои тенденции развития. Основные из них:

1) Развитие конкуренции  на рынке фотоуслуг. За годы  рыночных преобразований в сфере  фотоуслуг возникла конкурентная  среда, ей стало свойственно  многообразие форм хозяйствования, активную роль взял на себя  малый и частный бизнес. После значительного падения в последние два года наметилась тенденция роста объемов реализации фотоуслуг населению в натуральном выражении, расширился спектр освоенных российским рынком видов обслуживания, что является предвестником постепенного выхода этой сферы из кризиса.

2) Резкое сокращение  услуг печати в связи с развитием цифровой фотографии.

Переход большого числа потребителей на использование  цифровой фототехники, привел к сокращению объема услуг печати (рисунок 1.1.).

Рисунок 1.1. Годовой объем услуг печати фотографий в Тюмени, тыс. шт.

Как показывает график, реализация услуг печати в Тюмени снизилась за три года почти на 5 тыс. штук.

3) Появление новых видов фотоуслуг.

Сегодня потребитель, помимо традиционных фотоуслуг (проявка и печать фотографий, фото на документы, художественное фото, тематическая фотосессия и др.), благодаря развитию новых технологий, имеет возможность приобретать такие услуги, как:

Новые виды фотоуслуг:

1. Самостоятельная печать фотографий с использованием фотокиосков.

2. Фото на сувенирах и подарках.

3. Изготовление принципиально новых изображений из уже имеющихся фотографий – коллажей, шаржей, художественных стилизаций.

4. Изготовление  фильма из фотографий заказчика.

6. Электронная фоторамка.

7. Ультрафиолетовая печать изображений на различных материалах: холст, кафельная плитка, камень, стекло, дерево, мрамор, металл, и т.д.

Этап №2. Оценка сил конкуренции.

При оценке сил  конкуренции была использована модель М. Портера, согласно которой рассматривается взаимодействие пяти конкурентных сил.

1) Конкуренция среди существующих в отрасли фирм. Рынок фотоуслуг характеризуется развитой конкурентной средой, значительным количеством участников рынка. Барьеры входа на этот рынок низкие.

Так, в г. Тюмени работает около 100 фирм, оказывающих фотоуслуги. Условно можно выделить следующие виды участников этого рынка: крупные и средние предприятия, имеющие разветвленную торговую сеть и свои лаборатории; небольшие предприятия, имеющие 1-2 приемных пункта и лабораторию; предприниматели, работающие без образования юридического лица, часто не имеющие своего оборудования и выступающие перепродавцами услуги (то есть принимают от населения заказы на проявление и печать и передают их на выполнение предприятиям, имеющим необходимое оборудование).

Т.к. фирм достаточно много, по отдельности они не могут  влиять на цены. Поэтому – разброс  цен на фотоуслуги в городе Тюмени – можно считать незначительным.

2) Угроза появления  в отрасли новых фирм. Т.к. барьеры входа в отрасль невысокие, вероятность появления новых фирм-конкурентов достаточно высока. Последствия этого – снижение доходности деятельности отрасли и увеличение маркетинговых затрат.

3) Угроза появления  товаров – заменителей. В исследуемой отрасли риск усиления конкуренции со стороны товаров — заменителей фотоуслуг существует. Это прежде всего связано с появлением в продаже цветных принтеров, благодаря которым потребители фотоуслуг могут печатать фотографии самостоятельно в домашних условиях, не прибегая к услугам фотопредприятий. Таким образом сегмент печати фотографий страдает вдвойне, если учесть еще и факт сокращения объема услуг печати фотографий в связи с переходом на цифровые фотоаппараты, о котором говорилось выше (рисунок 1).

4) Поставщики. В отрасли фотоуслуг поставщики обладают большой силой, т.к. продукция, которую они поставляют, имеет решающее значение для продукции данной отрасли.

Следует отметить, что рынки фотохимических товаров, фотопленки и фотобумаги, а также рынок оборудования для фотоуслуг являются олигопольными. Следовательно, фирмы-поставщики могут воздействовать на конкурентное положение в отрасли за счет повышения цен на свою продукцию.

По оценке специалистов средние и крупные предприятия, оказывающие фотоуслуги, используют оборудование, фотопленку, фотобумагу и реактивы таких фирм, как Fuji, (15-20%), Agfa (10-15%), Konica (до 10%), другие (Noritsu (Япония), Sanmarco (Италия), Rutz (Германия) - более 50%. Основные производители фотопленки и фотобумаги - Кodak (50-55%), Fuji (10-15%), Konica (15-20%), Agfa (10-15%). Производители реактивов: Кodak (55-60%), Konica (до 10%), Agfa (до 10%), Fuji (до 10%).

Таким образом, на рынке фотоуслуг отечественные  реактивы и фотоматериалы используются в незначительном количестве, большинство  фирм отдают предпочтение реактивам и фотоматериалам фирмы Кodak. Это подтверждают, в частности, результаты опроса потребителей, проведенного в г. Тюмени в 2010 году. Так, 58,3% опрошенных предпочитают фотопленку фирмы «Kodak», 16,2% - фотопленку фирмы «Konica», 8,3% - фирмы «Fuji», 7,4% - фирмы «Agfa».

5) Покупатели. В отрасли фотоуслуг покупатели также обладают значительной силой, т.к..: продукция фотопредприятий в основном стандартизирована (если речь идет о фото на документы или печати фотографий).

Таким образом, в отрасли фотоуслуг сложилась такая конкурентная ситуация, когда все пять сил конкуренции значительны. Однако, отрасль может сохранять привлекательность для отдельных организаций, которым удастся сохранить свои позиции. Для этого им необходима продуманная стратегия развития, благодаря которой они смогут использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу. По мнению автора, фирмам необходимо отходить от стандартизированного товара (услуги), использовать индивидуальный подход к клиентам, а также активно внедрять в свою деятельность новые виды фотоуслуг и форм обслуживания.

Этап №3. Выявление  соперничающих предприятий в  отрасли.

Определим стратегические группы предприятий, функционирующих  в отрасли фотоуслуг города Тюмени при помощи составления карты стратегических групп, предложенной М. Портером. Для сравнения будем использовать две наиболее важные характеристики предприятий фотоуслуг: широта ассортимента и размер предприятия. Далее разместим предприятия на двухкоординатной карте с использованием данных характеристик (рисунок 1.2.).

ОY – широта ассортимента

ОX – размер фирмы

Рисунок 1.2. Карта стратегических групп предприятий сферы фотоуслуг г. Тюмени

Условно все организации г. Тюмени, оказывающие населению фотоуслуги можно разделить на четыре группы:

1. Мелкие предприятия  с небольшим ассортиментом. 

К данной группе предприятий относятся мини-фотоателье, обычно имеющие одну точку обслуживания, и арендующие небольшую площадь в составе какого-либо магазина. Основные услуги таких фирм – печать фотографий и фото на документы.

2. Некрупные предприятия, но имеющие достаточный ассортимент.

К данной группе относится предприятия, делающие акцент на продаже фототоваров, компенсировав недостаточное количество съемочных площадей.

3. Крупные предприятия, но с невысоким ассортиментом.

К данной группе относится специализированные предприятия, профессионально занимающиеся одним из направлений фотобизнеса (например только свадебные фотосессии).

Информация о работе Повышение конкурентоспособности фотостудии «Катюша» на рынке фотоуслуг города Тюмени