Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:18, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе является поведение потребителей чая «Greenfield», а предметом исследования является выявление факторов, которые влияют на выбор потребителей чая «Greenfield».
Основной целью данной курсовой работы является анализ поведения потребителей чая «Greenfield» .
С учетом поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. проанализировать потребление чая;
2. выявить мотивы потребления чая;
3. провести маркетинговое исследование;
4. проанализировать полученные данные в ходе исследования;
5. построить модель поведения потребителей чая «Greenfield»;
6. оценить ожидания потребителей чая «Greenfield» с помощью мультиатрибутивной модели;
7. разработать маркетинговую стратегию по привлечению потребителей чая «Greenfield» .
ВВЕДЕНИЕ…………….………………………………………………………….....3
1.АНАЛИЗ СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЮ ЧАЙНОГО РЫНКА РОССИИ И ПОВЕДЕНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ ЧАЯ ………..……...5
1.Описание действующего рынка чая ……………….……………………….5
2.Описание поведения покупателей чая …………………………………..11
2.ПРОГРАММА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………..……...15
1.Разработка анкеты и проектирование выборки…………………………..15
2.Анализ полученных данных……………………………………………….18
3.Результаты корреляционного анализа…………………………………….25
3.АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЧАЯ «GREENFIELD»…….....30
1.Модель поведения потребителей чая «Greenfield»………………………30
2.Оценка ожидания потребителей чая «Greenfield» с использованием мультиатрибутивной модели………………………………………………34
3.Предложение маркетинговой стратегии по привлечению потребителей чая «Greenfield»……………………….……….............................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………….…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Чай – пока самый распространённый напиток на земном шаре. По общим подсчетам он является основным для двух миллиардов человек на земле. Чай – один из самых древнейших напитков, употребление которого неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов.
Известно, что в Китае чай пили уже в VI веке. С IX века чай стал национальным напитком китайцев. По мере развития производства он все шире распространялся по миру. Сначала чай попал в Японию, Корею, Таиланд. В XVII веке чай стал популярен в Индонезии, Индии, Шри-Ланке. В Россию чай попал в 1638 году [1].
К концу XVII века чай уже регулярно поставлялся в Россию из Китая. Правда, стоил он очень дорого, поэтому простой люд даже не знал о существовании этого замечательного напитка, продолжая по привычке утолять жажду квасом, медом, сбитнем и киселем. И лишь спустя столетие, когда цена упала, чай вошел в русский быт. В XIX веке чай становится самым любимым напитком и непременным атрибутом вечернего стола, как в городе, так и на селе. Его заваривают в знаменитых на весь мир самоварах и пьют с ароматными бубликами, горячими калачами и вареньем.
В
1847 году в Москве насчитывалось уже
более 300 трактирных заведений, угощающих
чаем. В связи с такой любовью русских
людей к чаю очень быстро развивалась
и чайная торговля. Например, к концу XIX
века фирме «В. Перлов с сыновьями» принадлежало
88 магазинов в 53 городах России, не считая
торговых заведений в Вене, Берлине, Париже...
В наши дни ассортимент чая очень велик и разнообразен. Любой потребитель может подобрать чай в соответствии со своими потребностями и вкусовыми предпочтениями [1].
Объектом исследования в курсовой работе является поведение потребителей чая «Greenfield», а предметом исследования является выявление факторов, которые влияют на выбор потребителей чая «Greenfield».
Основной целью данной курсовой работы является анализ поведения потребителей чая «Greenfield» .
С учетом поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. проанализировать потребление чая;
2.
выявить мотивы потребления
3. провести маркетинговое исследование;
4. проанализировать полученные данные в ходе исследования;
5.
построить модель поведения
6. оценить ожидания потребителей чая «Greenfield» с помощью мультиатрибутивной модели;
7.
разработать маркетинговую стратегию
по привлечению потребителей чая «Greenfield»
.
1. АНАЛИЗ
СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЮ ЧАЙНОГО
РЫНКА РОССИИ И ПОВЕДЕНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ
ЧАЯ «Greenfield»
1.1 Описание
действующего рынка чая
В настоящее время многие печатные издания уделяют большое внимание изучению чайного рынка. В сентябре 2008 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка чая в России.
По уровню потребления чая на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. За год «среднестатистический» житель России заваривает чуть больше 1 кг. чая.
На протяжении последних семи лет объем российского рынка чая в натуральном выражении практически не менялся, в 2007 году он составил 170 тыс. т. По мнению экспертов, российский рынок чая достиг точки насыщения.
В
2007 г. прирост рынка чая в
Более 75% рынка контролируют всего пять компаний – «Орими Трейд», «Компания «Май», «Unilever», «Ахмад» и «Сапсан». Лидером чайного рынка является компания «Орими трейд» (торговые марки Greenfield, TESS, «Принцесса Канди», «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»), контролирующая 28, 9% рынка в денежном выражении и 32, 6% - в натуральном. Наиболее известными и предпочитаемыми среди российских потребителей марками чая в январе 2008 г. были Lipton и «Ahmad» и Greenfield.
Большинство потребителей – 69% – покупают чай не реже раза в месяц (рис. 1). Схожие результаты демонстрируют и более ранние исследования потребительских предпочтений, проведенные в 2002 году по аналогичной репрезентативной выборке. Это свидетельствует об устоявшейся культуре потребления напитка: россияне могут пробовать новые марки, переходить от рассыпного чая к пакетированному, от традиционного черного к более экзотическим видам, однако при этом частота потребления, как и частота покупки, остается неизменной.
В основном россияне отдают предпочтение рассыпному чаю – его выбирают 65% респондентов (рис. 2). Чай в пакетиках покупают 36% опрошенных. Стоит отметить, что доля любителей пакетированного чая за последние два года заметно выросла. Для сравнения: по данным за 2004 год, 80% покупателей выбирали рассыпной чай, а 20% – пакетированный [11].
Выбор
пакетированного чая
Что касается потребительских предпочтений по вкусам чайной продукции, то абсолютное большинство россиян настроено консервативно – 77% опрошенных традиционно выбирают черный чай (рис. 3). Причем этот вид чая предпочитают абсолютно все: молодежь и представители старших возрастных групп, мужчины и женщины, потребители с разным уровнем дохода и разными покупательскими возможностями. Единственным отличием представителей молодежной группы, а также жителей столичных городов, в особенности Москвы, как наиболее обеспеченных и легко приспосабливающихся к новому является то, что они чаще, чем остальные потребители, выбирают черный чай с бергамотом или с фруктовыми добавками, а также разные виды зеленого чая.
Рассмотрим рейтинг марок-лидеров по покупке за последние три месяца. В целом по стране лидирует продукция ООО "Орими Трэйд" (Санкт-Петербург, ТМ "Принцесса Нури", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита", "Принцесса Ява"). За последние три месяца одну из "Принцесс" покупали 69% россиян. Среди брендов этого производителя наибольшей популярностью пользуется "Принцесса Нури". В первую пятерку наиболее потребляемых марок также вошли Ahmad (Ahmad Tea Ltd., Великобритания), "Майский чай" (ОАО "Май", Московская область), Lipton и "Беседа" (ООО "Юнилевер СНГ", Москва), Greenfield ("Орими Трэйд") [10].
Важно отметить, что общая картина предпочтений по маркам чая не дает четких представлений о потребительских симпатиях, так как существуют значимые региональные различия. Кроме того, выбор того или иного чайного бренда, а точнее – бренда определенного ценового сегмента чаще всего обусловлен уровнем материального положения потребителей.
Прежде всего остановимся на региональных различиях в потребительских предпочтениях с точки зрения двух выделенных показателей. Показатель покупки чая той или иной марки за последние три месяца в значительной степени совпадает с показателем выбора марки при последней покупке. Некоторые отклонения обусловлены либо желанием потребителей попробовать что-то новое, либо рекламными кампаниями, побудившими их к ситуативной покупке.
Наряду с вышеупомянутыми брендами 11% потребителей предпочли чай Dilmah (MJF Holdings Ltd., Индия), а по 8% ответов пришлось на каждую из следующих марок – "Беседа", Brook Bond ("Юнилевер СНГ") и Greenfield ("Орими Трэйд"). "Майский чай" за последние три месяца покупали 7% опрошенных.
Что касается последней покупки чая, то на "Принцессах" свой выбор остановили 44% потребителей, а Ahmad и Lipton предпочли соответственно 13 и 12% респондентов, проживающих в Северо-Западном регионе.
В Уральском, Сибирском, Поволжском и Дальневосточном регионах лидирующие позиции по потреблению также занимают разновидность марки "Принцесса" от компании "Орими Трэйд".
У жителей Уральского региона на втором месте по популярности располагается чай Ahmad, который за последние три месяца покупали треть опрошенных. На третьем месте находятся две марки – Lipton и "Майский чай", каждую из которых выбрали по 28% респондентов. Следующую позицию в рейтинге популярности разделили "Беседа" и "Лисма" ("Май"), которые набрали по 20% голосов. Чай Dilmah и Brook Bond предпочли 16% жителей Уральского региона, а еще 15% остановили свой выбор на чае "Гранд" (ООО "Чайный дом "Гранд", Москва).
При последней покупке 38% опрошенных отдали предпочтение одной из "Принцесс", 16% выбрали Ahmad, а "Лисму" и "Беседу" предпочли соответственно 9 и 7% потребителей. Марки Lipton, Greenfield и "Майский чай", занявшие 3-е место при покупке за последние 3 месяца, выбрали соответственно 7 и 6% потребителей.
Жители Сибирского региона наряду с "Принцессами" выбирали Ahmad – так ответили 28% потребителей. Далее предпочтения распределились следующим образом: 22% опрошенных приобретали "Майский чай", по 20% – Lipton и "Беседу", 15% – Brook Bond и 13% – Dilmah.
Вспоминая последнюю покупку чая, 45% потребителей отметили одну из "Принцесс", 13% – Ahmad, 9% – Lipton, а 7% – "Майский чай".
В Поволжском регионе за последние три месяца потребители также в основном отдавали предпочтение двум лидерам российского чайного рынка – маркам из серии "Принцесса" и бренду Ahmad, которые выбрали соответственно 74 и 27% респондентов. Третье место занял чай "Беседа" с показателем 22%, а четвертое – Lipton, который предпочли 15% опрошенных. При последней покупке выбор жителей этого региона повторяет структуру предпочтений за последние три месяца: 27% участников опроса выбрали "Принцесс", 10% – Ahmad, 8% – "Беседу" и по 5% – Lipton и "Майский чай".
В Дальневосточном регионе второе место в рейтинге популярности принадлежит чаю Brook Bond, который за последние три месяца покупали 23% участников опроса. Следующие две позиции с незначительным разрывом – соответственно 19 и 18% ответов – заняли такие марки, как "Беседа" и "Майский чай", которые опережают Lipton и Ahmad, набравшие соответственно 13 и 12% голосов. При последней покупке 28% жителей региона приобрели одну из "Принцесс", 16% – Brook Bond, 12% – "Лисма" и 10% – "Беседу".