Потребительский спрос: экономическая сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии.

Содержание

Введение_______________________________________________3
1.Понятия и виды спроса_________________________________4
1.1Макроспрос______________________5-6
1.2Закон спроса____________________7
1.3Изменение спроса________________8-10
2.Эластичность спроса___________________________________11-12
2.1Свойства эластичности____________12-13
2.2Перекрестная эластичность________13
2.3Эластичность спроса по доходу _____13-14
3.Связь спроса с предложением____________________________15-16
3.1Анализ и прогнозирование потребительского спроса_______16-26
Вывод___________________________________________________27
Список литературы_______________________________________28

Работа содержит 1 файл

потребительский спрос,экономическая сущность.docx

— 53.21 Кб (Скачать)

Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

При анализе  спроса важно выделять продолжительность  периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее  года — краткосрочный период. В  целом кривая спроса за короткий промежуток времени выглядит совершенно иначе, чем за долговременный.

Для многих товаров  спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого  промежутка времени. Это обусловлено  тем, что изменение потребительских  привычек требует времени, а также  тем, что спрос на один товар может  быть связан с запасом другого  товара у потребителей, который изменяется медленнее.

Для других товаров  спрос более эластичен для  краткосрочного, а не долгосрочного  периода. Это товары длительного  пользования, поэтому суммарный  запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению  с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение  в суммарном запасе, которым хотят  обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении  изменению объема покупок.

Эластичность  спроса от дохода также различна для  долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров  и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для  товаров длительного пользования  — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому  увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного  пользования колеблется очень резко  в ответ на краткосрочные изменения  дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению  макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и  бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию  увеличивать циклические изменения  в ВНП и национальном доходе.  
 
 
 
 
 
 
 

3.Связь спроса с предложением.

Одним из важнейших  условий развития рынка и обращения  товаров является предложение товаров, представляющее собой массу товаров, которая находится на рынке или  может быть доставлена на него.

Предложение и  спрос – две противостоящие друг другу и взаимообусловленные  категории рыночной экономики. Предложение  формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется  только при наличии предложения  товаров на рынке.

Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся  экономики, предложение товаров (П) равно объему спроса (С): П=С.

При ПС) может  быть результатом не только излишнего  производства или импорта товаров, но и непомерного вздувания цен, дефицита денег у населения при  неудовлетворении многих их потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на товары и услуги, расширением платежеспособного  спроса населения.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается резким изменением соотношения между  предложением и спросом – переход  от дефицита товаров (ПС). Следовательно, задача заключается в том, чтобы  на основе нормализации развития экономики  обеспечить равенство между предложением и спросом, а точнее – такое  превышение предложения над спросом, которое отражало бы полное насыщение  спроса населения на товары и услуги массового потребления с учетом необходимого прироста товарных запасов  у продавцов.

Предложение товаров  на рынке за определенный период времени (месяц, квартал или год) складывается из переходящих на начало периода  товарных запасов на складах производственных предприятий (Зн) и поступлений товаров  на рынок из всех источников (Пс). Значительная часть этой массы товаров по мере реализации превращается в реализованный  спрос (Ср), а оставшаяся на складах  производственных и торговых предприятий  часть товаров образует переходящие  запасы на конец периода (Зк). Весь этот процесс движения товаров выражается балансовым равенством спроса и предложения  товаров:

Зн = Пс = Ср = Зк

Отсюда:

Пс = Ср + Зк –  Зн

или

Пс = Ср +(-) DЗ,

где DЗ = Зк –  Зн. 

Следовательно, предложение товаров на рынке  или в системе товарного обращения  равно сумме реализованного спроса на товары, плюс прирост товарных запасов  на складах производителей и в  торговой сети или минус снижение запасов в системе товарного  обращения

Основными источниками  формирования товарного предложения  в масштабах страны является отечественное  производство и импорт товаров из зарубежных стран, а в масштабах  региона – местное производство, завоз из других регионов и импорт. Соотношение указанных источников зависит от уровня развития производства и системы товарного обращения, а также от ценовой, тарифной и  налоговой политики государства  или региона.

Таким образом, масштабы, качество и динамика развития товарного предложения определяются масштабами и динамикой развития платежеспособного спроса населения  и одновременно выступают в качестве основных показателей уровня развития системы товарного обращения  и экономики страны или региона. 

3.1Анализ и прогнозирование потребительского спроса

Первым направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии  предприятия-производителя на рынке  готовой продукции. Для определения  объема производства необходимо оценить  ситуацию на рынке, т. е. провести анализ спроса и оценить уровень конкурентоспособности  продукции, производимой данным предприятием.

Размер реального  спроса зависит от реальной покупательной  способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.

Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует  больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить  пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально  новых товаров спрос только зарождается  и может опережать предложение, то есть объем производства данного  товара. Но наступает момент, когда  спрос на товар насыщается, потребности  покупателей удовлетворяются, объем  производства начинает превышать спрос.

Изучение спроса на товары и услуги должно стать  основой для организации и  текущего управления хозяйственной  деятельности предприятия, планирования объема продаж, обеспечения процесса закупки товаров, повышения организации  и уровня обслуживания покупателей, а также для изучения эффективной  ценовой политики.

Поэтому изучения спроса является не самоцелью, а объективной  необходимостью, предполагающийсовершенствование  всех сторон хозяйственной деятельности торгового предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг.

Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупателей, возможно только на основе подробного изучения спроса на конкретном предприятии.

При изучении спроса на уровне торгового предприятия  необходимо учитывать следующие  особенности:

спрос должен изучаться  не только в целом, но и в разрезе  отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;

спрос должен изучаться  относительно не только совокупного  усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных  по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень  доходов и т.п.). В пределах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться  на них. Например, при изучении спроса на одежду у молодежи спрос можно  рассматривать с точки зрения стиля – классический, романтический, спортивный и т.д., с точки зрения моды можно выделить подгруппы потребителей, прежде всего следующих авангарду, предпочитающих модную одежду на не воспринимающих моду. Спрос этой группы потребителей можно рассматривать и с других точек зрения – цены, цвета, ткани, сезона и т.п.;

необходимо определить и конкретизировать объект изучения спроса. Объектом изучения спроса может  являться, с одной стороны, ассортиментная структура товаров и услуг  или определенный товар, а с другой стороны, контингент потребителей конкретного  торгового предприятия;

четко наметить организационный уровень изучения спроса, что предполагает выделение  функций и задач.

Несмотря на то что спрос формируется непосредственно  на предприятиях, тем не менее изучением  его должен заниматься не только сам  пользователь информации, т.е. предприятие, но и более высокие уровни организации  и управления, такие, как объединения  предприятий, ассоциации и т.п. При  этом основные функции должны осуществлять специализированные службы по изучению потребительского спроса, выполняющие  работу квалифицированно по заказам  предприятий, фирм на договорных условиях, или специально созданные отделы изучения спроса в структуре крупных  предприятий.

Одним из наиболее распространенных методов изучения спроса является оперативный метод, который основан на применении специальных  многосчетчиковых кассовых аппаратов. 
 

 В качестве  информации для изучения спроса  могут служить данные, полученные  в результате применения кассовых  аппаратов, позволяющих постоянно  учитывать ежедневную реализацию  товаров по количеству, сумме,  структуре, в том числе по  ассортименту и даже по отдельным  товарам. Информация учитывается  по часам иминутам в пределах  одного дня, а также по дням  недели, отдельно и нарастающим  итогом. Кроме того, наряду с показателями  реализации с помощью кассовых  аппаратов можно узнать о количестве  покупателей по часам работы  и дням недели, о средней стоимости  покупки одного покупателя, среднем  количестве товаров, приходящемся  на одного покупателя. Такие данные  позволяют сделать выводы о  степени загрузки тогового зала  предприятия, контролеров-кассиров  и других категорий работников. Полученная информация о спросе  накапливается за длительные  промежутки времени и может  быть использована в целях  оперативного управления торговым  процессом, например, для текущего  и оперативного планирования  товарооборота, повышения эффективности  товароснабжения и регулирования  состояния товарных запасов на  предприятии, обоснования введения  скользящего графика выхода контролеров-кассиров  и работников в торговом зале  в определенные дни и часы, необходимости реорганизации рабочих  мест, изменения режима работы  предприятия и т.д.

Современные многосчетчиковые кассовые аппараты считывают информацию со штрих-кодов, которыми снабжены товары и которые расположены на упаковке, что также позволяет получать полную информацию о реализованном  товаре.

Для изучения спроса могут быть использованы двойные  ярлыки, вкладыши, книги регистрации  спроса с указанием причин в случае его неудовлетворения.

Изучение спроса на уровне предприятия может изучаться  в форме покупательских конференций, выставок, выставок-продаж, ярмарок, презентаций  и т.п.

Проведение покупательских (иногда их называют потребительскими) конференций наиболее целесообразно  на предприятиях, имеющих достаточно постоянный контингент покупателей (потребителей) (например, дома моделей, дома техники, предприятия общественного питания).

Информация о работе Потребительский спрос: экономическая сущность